Разделы психологии:
Котелевцев Н.А. ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Курск, Россия
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-013-00016а.
Ключевые слова: субъект, субъектность, экопсихологический подход.
STUDYING FEATURES OF ECOLOGICAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY AND TEAM IN THE CONTEXT OF SUBJECT-ACTIVITY APPROACH
Kotelevtsev N.A. FSBEI of HE «Kursk State University», Kursk, Russia
Keywords: subject, subjectivity, ecopsychological approach.
В современном обществе, основной тенденцией, на фоне протекающих социокультурных и экономических изменений, является стремление каждого индивида к качественной жизнедеятельности. В большинстве случаев, такое стремление отражается в желании обеспечения комфорта себе и своим близким, за счет такого поведения, которое зачастую наносит существенный ущерб природе, отражая тем самым эксплуататорское отношение человека к окружающему миру.
Каждый из нас, является частью социального пространства, в котором перспективным выступает умение проявлять себя субъектом общения, отношения и непосредственной деятельности. В чём же заключается экологическое развитие личности? Почему в настоящее время все больше исследователей устремляют свой взгляд на теоретико-методологические находки современной экопсихологии? По нашему мнению, это связано с двумя глобальными факторами:
- отмечаемой и растущей с каждым годом экологической катастрофой (уровень природы);
- снижением «человечности» в человеке.
В основе современной экологической психологии, по мнению В.И. Панова, лежит представление об экологическом сознании, в контексте которого, человеческая жизнедеятельность должна реализовать основные принципы совместного развития человека и природы [3, с. 20]. Отсюда вытекает, что для сохранения окружающей среды и прежнего положения человека, необходимо осознание того, что человечество это и продукт развития природы, и субъект развития самой системы (Человек – Планета). Такое представление, раскрывает глубинную сущность понимания феномена развития Планеты в целом – Планета не объект (развития, познания, изменения и взаимодействия), а субъект - саморазвивающийся, саморегулирующийся и т.д. Опираясь на этот принцип, В.И. Панов говорит о том, что и сам человек: «…должен рассматриваться не просто как часть природы, а как онтологический субъект ее эволюции – как такая активно действующая, саморазвивающаяся и самоосознающая себя часть природы, которая реализует в своем самоосуществлении общие (универсальные) закономерности, обеспечивающие самоосуществление природы в целом» [3, с. 20].
Сами причины экологического кризиса в таком случае кроются в непосредственных особенностях формирования как сознания, так и мышления человека, так как потребительское отношение переносится не только в сферу взаимодействия с окружающей природой, но и во взаимоотношения к окружающим. Такие проявления мы наблюдаем в: снижении стремления подрастающего поколения к взаимопомощи и поддержке; развитии эгоцентрической направленности личности; приоритете материального бытия над нравственными ориентирами; индивидуализации трудовой деятельности и т.д. Превалирование тезиса о том, что человеку необходимо использовать природу в такой мере, в какой она принесёт ему максимально полезный результат, привело к формирования устойчивого представления, которое пронизывает все сферы жизнедеятельности, тем самым выступая основной причиной глобального экологического кризиса [2]. По мнению современных исследователей, главным стремлением человека в рамках его экологического развития, должно выступать стремление к формированию личности ЭКОцентрической направленности.
Экоцентрический тип сознания характеризуется тем, что человек выступает активным субъектом взаимодействия с природой (относясь к ней не как к объекту взаимодействия, а как к субъекту совместной ко-эволюции), где центральным императивом выступает – «…по отношению к природе разрешено только то, что не нарушает экологического равновесия» [4, с. 20]. Получается, что экологическое сознание это некоторое системное качество психики человека, которое не только возникает в процессе непосредственного взаимодействия человека с окружающей средой, но и позволяет проявить высшую степень идентификации себя с окружающим миром (через ощущение единства собственной природы и природы окружающего мира), тем самым принимая на себя ответственность не только за собственное становление и развитие, но и за становление и развития всего окружающего. По мнению В.И. Панова, такая парадигма приводит к формированию «экологического субъекта» - когда человек и Планета выступают субъектами общего развития [4, с. 20].
Определив теоретико-методологические основы определения экологического развития личности, более подробно остановимся на концепции субъектно-деятельностного подхода. Так, в отечественной психологической науке, понятия «субъект» и «субъектность» выступают в качестве общефилософских категорий, которые находят свое отражение в определении роли человека в современно мире, а также, выступает триггером способности человека к целенаправленному самоопределению и активной деятельности. Категория субъектности, позволяет нам рассматривать человека как некоторое единое начало социальных, природных и духовных составляющий (что значительно расширяет возможности его познания).
Как говорит К.А. Абульханова-Славская, рассматривая субъект с точки зрения психологии: «…субъект не есть эталон и предел совершенствования… и в этом смысле состоит его специфика и … жизненная задача» [1, с. 147]. В данном высказывании важным выступает Понимание сущностной характеристики субъекта не столько как некоторого наивысшего эталона развития личности (или группы), а как непосредственное активно-устойчивое стремление к идеалу, которое реализуется в ходе направленного решения всего многообразия возникающих перед человеком (или группой) задач, что в конечном итоге способствует формированию собственно-субъектных качеств. Такие качества, в конечном счёте интегрируются в структуру личности.
Личность, приобретает качества субъекта только в ходе своей активности, через усвоение и накопление опыта деятельности, при этом отыскивая всё более эффективные паттерн-модели успешного решения проблемных противоречий различного характера. Ситуации жизнедеятельности, вызывающие напряжение и сложности, оказываются существенными факторами, способствующими нормально-развивающуюся личность мотивировать на трансформацию своих навыков и владений, для достижения лучшей гармонии с социальной и природной средой, тем самым внося в структуру личности новые представления. Это может служить основополагающим фактором экологического развития как самой личности, так и коллектива.
По нашему мнению, перспективным для формирования экоцентрического сознания, выступает включение молодежи в такую социальную среду, которая по своим характеристикам превосходит обычные условия, но несёт в себе концепт эко-субъектного развития личности и коллектива. Такой средой может выступать «социальный оазис», который по А.С. Чернышеву определяется как «… социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания» [5, с. 28]. Именно целенаправленное включение молодежи в такой вид социальной среды, позволяет не только развивать социально-ценные качества личности, но и формирует внутреннюю направленность на экологическое развитие, со-субъектность с коллективом, обществом, природой, Планетой.
В рамках проводимого нами экспериментального исследования, мы определили субъектность как психологическое свойство личности: «… которое позволяет аккумулировать энергетический потенциал всех психических процессов (а также высшей нервной деятельности), для достижения наиболее эффективных результатов решения задач на внутреннем и внешнем уровнях, с последующим их развитием» [2, с. 2]. Следуя данному подходу, мы можем рассматривать субъектность личности и группы не как сумму отдельных психических свойств, а как новое интегративное свойство, которое в процессе реализации совместной деятельности позволяет определить общий уровень эффективности адаптационного поведения (как человека, так и группы) к меняющимся условиям (в том числе и экстремальным), сохраняя целостной структуру всех психических процессов. Такое интегративное свойство, позволяет на более успешном уровне решать возникающие жизненные ситуации (повышая стрессоустойчивость и общие способности к социализации личности и группы).
В итоге, нами было выдвинуто гипотетическое положение о том, что приобретение личностью и группой статуса эко-субъекта обеспечивается комплексом внешних и внутренних условий, таких как:
- включение групп в социальные среды с большими воспитательными возможностями;
- введение различных форм организации совместной деятельности (совместноиндивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимозависимая);
- положительная мотивация включенности группы в другие социальные организации;
- установка личности и группы на совершенствование совместной активности.
В качестве основных критериев развития группы как субъекта, мы выделяем:
- способность группы к организации и реализации эффективной совместной деятельности;
- общий уровень социально-психологического развития группы;
- степень соотношения индивидуального и группового сознания в исследуемых группах.
По нашему мнению, формирование у группы и включенных в неё индивидов субъектных качеств, приводит не только к развитию обозначенных выше параметров, но и формирует новый уровень направленности личности и группы – на активное созидающее взаимодействие (что и лежит в основе эко-сознания и эко-субъектности).
Для изучения особенностей экологического развития личности и коллектива в контексте субъектно-деятельностного подхода, нами были выделены три возрастных группы респондентов: обучающиеся осваивающие программы основного общего образования (8 групп обучающихся 6-9 классов); обучающиеся осваивающие среднее профессиональное образование (6 групп первых курсов СПО); обучающиеся осваивающие высшее образование (бакалавриат) (6 групп 1-4 курсов). Для реализации естественного-формирующего эксперимента, нами в жизнедеятельность групп внесены некоторые изменения, которые напрямую соотносятся с основными позициями концепции построения развивающей социальной среды по Л.И. Уманскому-А.С. Чернышеву. На базе образовательных организаций, были созданы психологические кружки проекта «Psy-Laboratorium», в рамках которого, проходит социальное обучение, психологическое просвещение обучающихся, а также, организовываются специальные мероприятия, направленные на развитие внутригруппового взаимодействия и согласованности действий. В процессе организации таких занятий, мы опираемся на принципы построения развивающих социальных сред по Л.И. Уманскому и А.С. Чернышеву [5].
В процессе занятий, обучающимся предлагаются новые формы активного взаимодействия, реализуется программа социального обучения, расширяется спектр совместной деятельности, что в конечном итоге, способствует формированию пред-субъектных и собственно субъектных качеств личности и группы.
Оценивая имеющиеся данные (так как экспериментальное исследование продолжается), можно сделать следующие заключения.
Во-первых, в исследуемых группах, наблюдаются положительные динамические сдвиги в уровне социально-психологической зрелости. Такая тенденция, наблюдается в 78% изученных групп, в то время как у 22% существенных изменений не выявлено. Тем не менее, положительным результатом является отсутствие регрессии в уровне социальнопсихологической зрелости.
Во-вторых, у респондентов на уровне мнений и поведения, мы отмечаем некоторые изменения. Так, 57,8 % стремятся к активному взаимодействию, 42,2 % проявляют лидерские качества в решении сложных ситуаций (чего не отмечалось до начала экспериментального исследования). Следует подчеркнуть, что такое взаимодействие носит созидательный характер, тем самым позволяя и личности, и группе успешно социализироваться в современно обществе.
В заключении, хотелось бы отметить, что проблема экологического развития личности и группы в современно обществе, с каждым годом становится все более актуальной, так как на фоне процессов глобализации и эксплуататорского подхода, большая часть молодежи остается «за бортом» жизни, не умея правильно актуализировать свои внутренние ресурсы и не правильно взаимодействия с ресурсами окружающего мира, что в свою очередь приводит к десоциализации и нарушению адаптивного поведения.
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избр. психол. тр. М., 1999. 224 с.
- Котелевцев Н.А. Современные представления о формах организации совместной деятельности в контексте субъектно-деятельностного подхода (на примере изучения временных молодежных коллективов детских центров курской области) / Н.А. Котелевцев // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. № 4 (48). 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http:// http://scientificnotes.ru/pdf/053-041.pdf (дата обращения: 25.01.2020).
- Панов В.И. Субъектность в контексте экопсихологического подхода к развитию психики [текст] / В.И. Панов // Образование и саморазвитие. 2015, №3 (45). С.10-18. Ноосферные исследования. – 2017. Выпуск 2 (18). С. 17–30.
- Панов В.И. Экологическое сознание в парадигмальном контексте понятия «Природа» // Ноосферные исследования. – 2017. Выпуск 2 (18). С. 17–30.
- Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). 2-е изд., испр. и доп. Воронеж: Кварта, 2007. – 210 с.
Комментарии
Добавить комментарий