Педагогика смысложизненных ориентаций: инфантилизм школьников и студентов как проблема современного образования

Разделы психологии: 

Ульянова Ирина Валентиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики УНК ПСД, Федеральное Государственное Казенное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя»; Москва, Россия.

Аннотация. Проблема инфантилизма школьников и студентов как незрелого, «детского» поведения в современном российском обществе во многом связана с развитием отечественного образования (с 1991 г.) в сугубо либеральной педагогической парадигме. Этой парадигме свойственны опора на философию постмодернизма с ее деструктивными характеристиками. Кардинальные политические и социокультурные трансформации, происходящие в России с начала 2022 г., предполагают возрождение гуманистической педагогической парадигмы, в контексте которой актуализируются вопросы инициативы, творчества, надежности, гармоничности личности, освоения ею традиционных социальных ролей на определенных возрастных этапах. В педагогике смысложизненных ориентаций инфантилизм выступает антиподом экзистенциальной, социальной зрелости личности. На научно-конкретном уровне, в частности, реализуются ведущие направления воспитания: экзистенциально-бытийное, гендерно-психологическое, профилактическое и др., - воплощаемые посредством соответствующих педагогических технологий, методов, форм, средств.

Ключевые слова: педагогика смысложизненных ориентаций, педагогические парадигмы, школьники и студенты, образовательный процесс, гуманистические ценности, направления воспитания.

PEDAGOGY OF LIFE-MEANING ORIENTATIONS: INFANTILISM OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS AS A PROBLEM OF MODERN EDUCATION

I.V. Ulyanova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy, UNK PSD, Federal State Treasury Educational Institution of Higher Education “Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya»; Moscow, Russia.

Abstract. The problem of infantilism of schoolchildren and students as immature, «childish» behavior in modern Russian society is largely connected with the development of domestic education (since 1991) in a purely liberal pedagogical paradigm. This paradigm is characterized by reliance on the philosophy of postmodernism with its destructive characteristics. The cardinal political and socio-cultural transformations taking place in Russia since the beginning of 2022 presuppose the revival of the humanistic pedagogical paradigm, in the context of which the issues of initiative, creativity, reliability, harmony of the individual, the development of traditional social roles at certain age stages are actualized. In the pedagogy of meaningful life orientations, infantilism is the antipode of the existential, social maturity of the individual. At the scientific-concrete level, in particular, the leading directions of education are being implemented: existential-existential, gender-psychological, preventive, etc., - embodied through the corresponding.

Keywords: pedagogy of life orientations, pedagogical paradigms, schoolchildren and students, educational process, humanistic values, directions of education.

Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) – в широком смысле означает «поведение взрослого, сходное с поведением ребёнка» [12]. В медико-психологическом значении о нем говорится как об «отсталости физического и психического развития» человека [4]. Современные ученые оценивают инфантилизм в постиндустриальном обществе как социальную пандемию, когда у личности не сформированы навыки адаптации, индивидуализации, интеграции (О.Б. Михайлова, М.С. Агафонов) [10]. Нередко причиной инфантильного поведения становится совокупность психофизических, психологических и социальных факторов. В более обобщенном значении «инфантилизм» определяется как «организация личности, включающей черты и поведенческие модели, типичные для более ранних возрастных периодов и не соответствующие фактическому возрасту человека, что наиболее отчетливо проявляется в эмоциональной и волевой незрелости индивида» [18]. С.В. Кулакова, З.К. Малиева говорят об инфантилизме как социальной болезни [7]. Нам близка позиция А.С. Бакулиной, понимающей социальный инфантилизм как «морально-нравственную незрелость индивидуума при сохранном интеллекте и физиологической зрелости организма, что влечет за собой неспособность человека нормально функционировать в обществе в качестве полноценного его члена» [3, с. 284].

Вместе с тем в педагогике, социологии, культурологии все чаще встречаются работы теоретического, эмпирического характера, в которых инфантилизм связывается с выученной беспомощностью, дефицитом необходимых для определенного возраста конкретного субъекта соответствующих социально-педагогических влияний, воздействий, т.е. с воспитанием. В этом случае у развивающейся физически, психически личности в должной мере не формируется жизненный опыт, о котором А.М. Новиков говорил, как об «отражении в человеческом сознании объективного мира, общественной практики, направленной на изменение мира. Это широкая философская трактовка понятия. В этом смысле опыт трактуется и как общественно-исторический опыт и как индивидуальный жизненный опыт каждого отдельного человека» [11]. Ученым предложена сущностная иерархия видов опыта: 1) как общественно-исторический и индивидуальный; 2) индивидуальный жизненный опыт каждого отдельного человека; 3) опыт психолого-педагогический как совокупность знаний, умений и проч. [11].

Совокупность всех уровней формирования опыта у развивающейся личности предоставляет ей возможность осваивать ценности, порождать актуальное поведение, конкретизируя цели, решая нравственные задачи. Но какие именно ценности? Какое поведение? Какие цели? Это зависит от конкретных идей, философских концепций, аксиологического базиса общества, системы образования.

В рамках педагогики смысложизненных ориентаций (И.В. Ульянова, 2012; 2021) система образования цивилизованных стран условно редуцируется на 4 парадигмы: гуманистическую, либеральную, авторитарную (сциентистско-автократическую), антигуманистическую.

Для характеристики педагогических парадигм определены критерии (их общее количество 20), вот ряд из них: цель образования; стиль педагогической деятельности педагога; отношение педагога к смысложизненным ориентациям подопечных; к их интересам; к взаимодействию школы и семьи и проч. Выявлено, что только в гуманистической педагогической парадигме педагог заботится о гармоничном развитии личности; ее нравственности, будущем; готов к выстраиванию отношений на основе диалога; организует класс как коллектив, приучает подопечных к красоте, труду и проч.

Компаративистский научный анализ содержательных характеристик каждой из педагогических парадигм показывает, что наиболее системно и массово инфантилизм формируется в либеральной парадигме. Чем это обусловлено? Изначально – философским базисом постмодернизма - течением, в рамках которого постулируются такие концепты, как консьюмеризм, релятивизм, конструктивизм/технократизм, нигилизм, номинализм, потребительство и проч. в противовес гражданственности, совестливости, трудолюбию, ответственности, созиданию [17]; [21]; [22], что сигналит о «расчеловечивании человека в мировой истории» (Букреев В.И.) [2]. С.Г. Абдуллаев указал на «риски отрицательного результата, отсутствия творчества, снижения умственной активности, плохой социализации, проблемы с физическим развитием, абсолютный контроль. Эти изменения будут кардинальными» [1, с. 90-91].

В данной парадигме культивируется абсолютная свобода – свобода от норм, правил, влияния взрослого на ребенка, порождающая неопределенность, ситуативность бытия. В связи с этим, размышляя над исследованиями западных ученых, отечественное научное сообщество либерального толка указывает на правомерность легитимации инфантилизма в связи с пролонгацией образовательного процесса, киберзависимостью («кидалты — люди, сохраняющие подростковые пристрастия от любви к компьютерным играм, аниме и фэнтези до образа жизни без обязательств»), благоприятными бытовыми условиями жизни. «Легитимация» инфантилизма связана <…> с тем, что его можно расценивать как механизм защиты, способ преодоления жизненных трудностей. Американский психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс подчеркивает, что термин «инфантильная личность» исчезает из официального перечня. И это логично: в современных терминах это просто альтернативная биография» [18]. Тогда как педагоги-гуманисты предупреждают общество об угрозе цифровой экспансии (В.В. Рубцов, Н.Б. Стрекалова и др.) [17]; [21].

В данном случае необходимо подчеркнуть специфику социокультурного окружения развивающийся личности в XX-XXI веках: в европейской цивилизации на сегодня это, по Смелзеру, преимущественно кич-культура (псевдокультура) как самый низкий уровень широко распространенной в обществе массовой культуры [20]. Она выражается в упрощенной подаче проблематики, опоре на стереотипные образы, идеи; в ориентации на обывателя – человека без духовных исканий, настроенного на удовольствия. Понятно, что именно в таких условиях формируется инфантильная личность. Как подчеркивают А.В. Микляева, И. С. Клецина, инфантилизм коррелирует с эскапизмом (стремлением уйти в иллюзорный мир) [9], препятствует формированию нравственной устойчивости личности (В.Э. Чудновский) [22].

В настоящее время весьма обстоятельно изучается факт учебного инфантилизма у студентов и учащихся школ (А.А. Ласкин и др.) [8]. А.В. Микляева, И.С. Клецина обращают внимание на частные аспекты инфантилизма: волевой, рефлексивный, нравственный [9] (на наш взгляд, подобная дифференциация весьма условна, обычно эти характеристики проявляются в совокупности).

В условиях традиционной возрастной периодизации (Л.С. Выготский и др.) инфантилизм обладает четко выраженными возрастными характеристиками, в связи с чем в научной периодике анализируется инфантилизм младшего школьного возраста (О.А. Рудакова и др.), подросткового (Пискунова А.И и др.), юношеского/студенческого (О.Н. Коноваленко, Ж.В. Пузанова Ж.В. и др.) периодов и так далее.

В свою очередь, максимально слабо, ситуативно, фрагментарно инфантилизм связан с личностью, воспитывающейся (воспитывавшейся) в условиях реализации гуманистической педагогической парадигмы, которой свойственно объективное отношение педагогов, семьи к подопечным/детям, оперативная поддержка личности, необходимая коррекция поступков, воззрений, вовлечение в процесс освоения гуманистических ценностей, построение жизненных перспектив и достижения целей, оптимизм.

В педагогике смысложизненных ориентаций инфантилизм детей, молодежи рассматривается как экзистенциально-социальная проблема, которая должна не просто осознаваться педагогическим сообществом, но и комплексно решаться посредством воспитания и обучения подрастающего поколения (как показывает практика, сегодня это возможно исключительно в локальном гуманистическом пространстве, которое высококультурно, нормативно, оптимистично, объективно, дружелюбно). При этом акцент ставится на воспитание гармоничной личности, когда стимулируется развитие не отдельных ее сфер (например, мотивационной, эмоционально-волевой), ее качеств (ответственности, альтруизма, коммуникативности и проч.), а целенаправленно и в комплексе развиваются все сферы (морально-нравственная, интеллектуальная, потребностно-мотивационная, эмоционально-волевая и др.), учитывая темперамент, пол, социокультурные условия жизни субъекта. Однако в качестве ведущей характеристики личности обучающихся, ее сердцевины, объединяющей остальные и содействующей нормативному взрослению, следует выделить ценностно-смысловую определенность.

Степень инфантилизма конкретного класса/академической группы необходимо отслеживать, опираясь на соответствующий диагностический аппарат, который во многом сопряжен с нормативными возрастными характеристиками личности, содействующими как ее самостроительству (саморазвитию), так и эффективной социализации. (На наш взгляд, при этом ошибочно сосредоточиваться исключительно на ведущей деятельности субъекта, актуальной для возрастной нормативности, например, для младшего школьника – это учебная деятельность и т.д.; важно фиксировать и системно развивать все сферы личности, находя, своего рода, опору в ведущей деятельности, способной выполнять стимулирующую, мотивационную функции).

Аналогичной позиции придерживается, в частности О.А. Рудакова, говоря о значимости комплексного подхода к диагностике негативных факторов развития личности младшего школьника [16]. Ею подчеркивается проверка уровня самооценки личности, ее интеллектуальной развитости и проч. Освоенность социальных ролей каждым учеником необходимо отслеживать, но при этом принципиально принятие субъективности представлений ребенка 7-10 лет о себе и его ориентированности на социальное одобрение в связи с недостаточной развитостью критичного мышления («Я хороший сын», Я хороший друг» и проч.).

Подростковый возраст школьников – период, своего рода, первичного объективного социального контроля («Ты уже взрослый!») и самоконтроля («Я уже взрослый!»), ориентированных на фиксацию социальной зрелости личности (во многом условной, но уже проявляемой). На этом этапе комплексного изучения обучающихся наряду с измерением динамики их личностного развития требуется прояснять: насколько подростки готовы нормативно действовать самостоятельно, без внешнего контроля взрослых и не всегда нравственного влияния сверстников; планировать дела и доводить их до конца; совладать со своими эмоциями, ситуативными желаниями; держать Слово; брать на себя ответственность; обсуждать проблемные ситуации с референтными взрослыми в условиях диалога; заботиться о близких, помогать нуждающимся.

В период юношества (это и старший школьный возраст, и студенческий период) наличие инфантилизма и степень его представленности следует изучать преимущественно на основе таких методик, как «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев), опросник «Уровень выраженности инфантилизма» (УВИ) (А.А. Серегина) [19], «Оценка проявлений личностного инфантилизма» (А.В. Микляева). Для любого возраста важны тесты, выявляющие уровни самооценки личности, ее социально-психологической адаптации и проч.

В педагогике смысложизненных ориентаций большое внимание уделяется проективным методикам («Линия моей жизни», «Автопортрет», «Мой класс» /Моя академическая группа», «Образ моей эмпатии» и др.). В логоарттерапевтической деятельности Т.А. Поповой широко используются методики-проекты, имеющие диагностический потенциал, отражающие степень развитости самостоятельности, целеполагания личности, побуждая ее к творчеству («Мои ценности», «Погружение» и др.) [14].

Наряду с этим в современном образовательном процессе педагогом (учителем, преподавателем и др.) часто фиксируются признаки инфантильного поведения подопечных, их инфантильных высказываний на уровне наблюдений, изучения продуктов деятельности. Например, в контексте рефлексивной беседы с учениками 5-6-х классов в плановом порядке используется методика «Заверши предложение: Я взрослый (взрослая), потому что….»; результаты анализа ответов показывают: в каждом классе (всего выборка составила 300 человек) около 20% учеников говорят о том, что они не считают себя взрослыми и не стремятся к этому – «Потому что это трудно», «Я не хочу за что-то отвечать» и т.п. Обращая внимание на подобные умозаключения, педагог может фиксировать замеченные инфантильные проявления подопечных при помощи Карты наблюдения, Карты социальной зрелости учеников (оценивая поведение и высказывания обучающихся, мнение референтных лиц). Выявленные тенденции в области инфантилизма станут стимулом для целенаправленной педагогической коррекционной, профилактической, стимулирующей деятельности.

Критерии оценивания личности на предмет инфантильности:

Отношение ученика/студента к гуманистическим ценностям
Отношение ученика/студента к себе
Отношение ученика/студента к близким (семье)
Отношение ученика/студента к друзьям
Отношение ученика/студента к окружению класса/академической группы
Отношение ученика/студента к своим обязанностям (в семье, школе/ВУЗе)
Отношение ученика/студента к своим делам (интересам, увлечениям)
Отношение ученика/студента к учебе и трудностям в ней
Отношение ученика/студента к воспитанию и самовоспитанию
Отношение ученика/студента к труду (разного вида)
Отношение ученика/студента к своему будущему (целям, мечтам, планам)
Отношение ученика/студента к будущему страны
Отношение ученика/студента к миру.

Содержание уровней экзистенциально-социальной зрелости (с учетом возраста): высокий уровень: активное и ответственное отношение к указанным концептам, готовность к самореализации; средний уровень: позитивное отношение к указанным концептам, готовность к самореализации в зависимости от ситуации, внешних направляющих воздействий; низкий уровень: преимущественно безразличное/ситуативное активное отношение к указанным концептам; крайне низкий уровень: безразличие и пренебрежение к указанным концептам, сопротивление проблематике.

В контексте педагогической системы, разработанной на основе методологической базы педагогики смысложизненных ориентаций, инфантилизм утрачивает свою остроту, что обусловлено системной, планомерной работой с обучающимися, направленной на гармонизацию внутреннего мира каждой личности и формирование ее социальной устойчивости. Особое место при этом имеет функционирование в образовательной организации гуманистической воспитательной системы, работа с классом/академической группой с целью сформировать дружелюбный, творческий коллектив. С этой целью в образовательном пространстве комплексно реализуются следующие направления воспитания: экзистенциально-бытийное, гендерно-психологическое, физическое, валеологическое, нравственное, коллективистское, этико-эстетическое, гражданско-правовое, патриотическое, профилактическое, профориентационное. Каждому из направлений соответствует конкретная субсистема технологий, методов воспитания и обучения, форм, средств. Однако в их дифференциации нет абсолютной редукции; как правило, методические аспекты нескольких субсистем комбинируются с учетом приоритетных целей конкретных занятий, событий, мероприятий.

Наряду с этим нами выявлен базовый конструкт видов педагогической деятельности, которые необходимо включать в целостный педагогический процесс занятий любого содержания, ориентированных на любой возраст обучающихся. К ним несомненно относятся виды деятельности, определяемые как ведущие: общение, учение, игра, труд и специальные виды деятельности: рефлексивная – это самоанализ, исповедь, благодарение, творческая: аналитическая, художественная, прикладная, а также - педагогическая, организаторская деятельность, деятельность в ситуациях выбора и целеполагания. Планируя каждое занятие (учебное, воспитательное), педагог диверсифицирует его образовательный потенциал, целесообразно включая специальные виды деятельности в содержание урока, классного часа, проекта, экскурсии и проч. Особое место в системе школьных событий занимают плановые социально-психологические занятия, на которых ведущие и специальные виды деятельности предстают в концентрированной модификации. Особый экзистенциально-социальный эффект в гуманистическом развитии личности приобретают коллективные рефлексивные беседы, когда ученики имеют возможность объективировать свои высоконравственные поступки («Хвалю себя за то, что….», «Для своих детей я могу стать примером в …», «Я ответственный человек, потому что…» и проч.), оплошности («Мне стыдно за…», «Я совершил ошибку, за которую надо извиниться» и проч.). В такие занятия включаются социально-психологические игры, упражнения, ведение альбома «Развитие моей личности», примеры из произведений искусства (музыкальные, литературные, кинематографические и проч.). Вместе с тем в предлагаемых различными педагогическими сообществами проектах типа «Дневник добрых дел», «Копилка добрых дел» и т.п. нами видятся излишняя демонстративность, эпатаж, риск ориентации школьников больше на ожидание внешней похвалы, награды, нежели на искреннее, ответственное действие.

Подводя итог, сформулируем выводы:

  • инфантилизм как экзистенциально-социальное явление необходимо осмыслять, в том числе, с педагогической точки зрения, чтобы оперативно и эффективно помогать подрастающему поколению преодолевать нежелание и неумение входить во взрослую жизнь, избавляясь от эгоцентризма;
  • в гуманистической педагогической парадигме, в педагогике смысложизненных ориентаций профилактика и коррекция личности, ее инфантилизма осуществляется в условиях искренней заботы о подопечных, уважения и разумной требовательности (что противостоит сущности либеральной парадигмы) на всех уровнях образования;
  • в образовательных организациях необходимо систематически осуществлять диагностику как экзистенциально-социальной устойчивости личности, так и ее возможного инфантилизма;
  • в педагогических коллективах необходима реализация информационно-просветительской работы по проблеме инфантилизма детей и молодежи.

На наш взгляд, в настоящее время проблеме инфантилизма школьников и студентов не уделяется должного внимания, тогда как именно он часто является первопричиной многих неудач личности, ее конфликтности, безответственности, неготовности к жизни в целом.

Литература

  1. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения //Телекоммуникации и информатизация образования. - 2017. - N 3. - С. 85-92.
  2. Букреев В.И. Расчеловечивание человека в мировой истории. Истоки и глобальные последствия. Монография. М.: Наука, 2011. - 408 с.
  3. Бакулина А.С. Социальный инфантилизм: общественно-нравственный аспект // Человеческий капитал. 2014. № 3 (63). С. 24-29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22003947 (дата обращения: 09.03.2023).
  4. Большая медицинская энциклопедия. 1970. Главный редактор - Н.А. Семашко. URL: http://med.niv.ru/doc/encyclopedia/med/index.htm 1970 (дата обращения: 09.03.2023).
  5. Добринская, Д.Е. Киберпространство: территория современной жизни //Вестн. Моск. УН-ТА. Сер. 18. Социология и политология. 2018. Т. 24. № 1. С. 52-70.
  6. Коноваленко, О.Н. Специфика социального инфантилизма современной студенческой молодежи // Совет ректоров. 2016. № 6. С. 40-47.
  7. Кулакова С.В., Малиева З.К. Проблема социального инфантилизма в психолого-педагогической литературе // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.534-541.
  8. Ласкин А.А. Развитие учебного инфантилизма у студентов и учащихся школ // Humanity space International almanac VOL. 1, No 3, 2012: 539-545.
  9. 9. Микляева, А.В., Клецина И.С. Личностная зрелость и инфантилизм у юношей и девушек, обучающихся в гражданских и военных вузах: гендерный аспект//Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018, №187. С. 101-111.
  10. Михайлова О.Б., Агафонов М.С. Прогрессирующий инфантилизм личности: ретроспектива причин и современные направления профилактики // Человеческий капитал, 2022, № 7(163). С. 228-235.
  11. Новиков А.М. Основания педагогики М.: Эгвес, 2010, - 208 с.
  12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва: Азъ, 1994. – 907 с.
  13. Пискунова А.И. Анализ проблемы подросткового инфантилизма // Материалы XV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2023/article/2018032487 (дата обращения: 06.03.2023).
  14. Попова Т.А. Творчество и смысл жизни в научно-образовательном проекте /Седьмая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д.А. Леонтьева, А.Х. Фам. М.: смысл, 2019. - 140 с.
  15. Пузанова Ж.В., Ларина Т.И., Тертышникова А.Г. Инфантилизация молодежи: методологический подход к измерению //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 3. C. 444–456.
  16. Рудакова О.А. Психологическая диагностика негативных факторов развития личности младшего школьника в период возрастного кризиса// Гуманитарные науки 2016. № 33. Ч.1. С.157-163.
  17. Рубцов В.В. Школа как социокультурный ресурс преодоления рисков современного детства // Сборник XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством» М., 2019. С. 15-20.
  18. Сабельникова Ю.В., Хмелева Н.Л. Инфантилизм. Теоретическая конструкция и операционализация//Российское образование и общество. Том 60, 2018 - Выпуск 1. С. 74-88.
  19. Серегина А.А. Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05. Москва, 2006. 250 с.
  20. Смелзер Н. Социология. –М.: Феникс, 1998. 688 с.
  21. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образовании // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 2. С. 84-88.
  22. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. 208 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 дек 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Ульянова И.В. Педагогика смысложизненных ориентаций: инфантилизм школьников и студентов как проблема современного образования // Динамика смысловой реальности и акме личности: сборник научных трудов / Отв. ред. Т.А. Попова, Г.А. Вайзер – М.: ФНЦ ПМИ, 2023. – С. 99-105.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки