Записи при чтении

в раздел Оглавление

Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: Хрестоматия

1930-е годы

И.Р. ПАЛЕЙ Записи при чтении

Для чего при чтении нужно делать записи

Гоголь в своих «Мертвых душах» рассказывает: Петрушка «имел даже благородное побуждение к просвещению, т.е. чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было все равно, похождение ли влюбленного героя, просто букварь или молитвенник, — он все читал с равным вниманием; если бы ему подвернули химию, он и от нее бы не отказался. Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше самое чтение или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь Слово, которое, иной раз, черт знает, что и значит». Гоголь рисует в этих словах тип читателя, для которого чтение служит лишь способом занять, убить время. Содержание книги для такого читателя нередко совсем безразлично. Он читает так торопливо, что не успевает ни понять, ни запомнить прочитанное. Точно голодный, проглатывает он книгу за книгой, не успевая прожевать ни одну из них. И, как непрожеванная пища, не принося пользы, засоряет лишь желудок, так и непродуманная книга без пользы засоряет голову. Берет человек в библиотеке книгу, не оглянешься — прочитал и просит другую. А вот попробуйте спросить у него, что он знает о прочитанном, и окажется, что помнит он только несколько отрывочных перепутанных фраз.

Читателей типа Петрушки среди нас немного. Думают при чтении почти все. Но нередко рабфаковец, студент, член марксистского кружка, внимательно прорабатывающие учебное пособие, в остальном своем чтении не придерживаются ни плана, ни порядка. То, что не входит в установленную программу занятий, почему-то считается недостойным серьезней проработки. И часто богатая содержанием книга через месяц-два после прочтения (а иногда и раньше) навсегда забывается.

В таком беспорядочном чтении нет никакого смысла. Книги содержат много знаний о людях и жизни, из них можно извлечь немалую пользу. Нужно накапливать знания, не упуская в прочитанном ничего важного. Нужно и вне учебных занятий читать не торопясь, продумывая сказанное в книге и останавливаясь в каждом месте, достойном особого внимания. Не для того, чтобы заполнить свободное время, и не для того, чтобы пробегать глазами по печатным знакам, нужно нам чтение. Чтение нужно для обогащения ума новыми знаниями, новыми мыслями.

Как же наладить свое чтение, чтобы оно было вдумчивым? Большую помощь здесь принесут записи при чтении (выписки из прочитанного, заметки по поводу прочитанного и т.п.). Составляя такие записи, поневоле останавливаешься на важнейших местах книги, стараешься разобраться в трудностях, вдумываешься в прочитанное. Чтение с записями всегда проходит сознательно и активно.

Записи имеют и другое значение. Немалое количество книг приходится прочитать за свою жизнь человеку, работающему над собой. Но запомнить навсегда все, что довелось прочитать, вряд ли возможно, да и ненужно. Память человека не беспредельна, и не следует перегружать ее. Однако было бы очень досадно, если бы понадобившееся место из прочитанного пришлось отыскивать, перечитывая целый ряд книг. Жизнь наша коротка, и, если это не вызывается необходимостью, лучше заниматься чтением новых книг, чем перечитывать старые. Записи значительно облегчают дело. Просмотрев их, вы без большой затраты времени можете найти нужное место из прочитанного. Читатель, не ведущий записей, напоминает дикаря, живущего в первобытных (неусовершенствованных) условиях. Дикарь долгие дни растирает ручным способом то количество хлебных зерен, которое наша паровая мельница перемелет в несколько минут. Так и читающему без записей понадобится много времени и сил, чтобы найти то, что при наличии записей отыскивается легко и просто.

Прав книговед Альбала, сказавший: «Читать, не делая выписок, — это то же, что не читать вовсе». Без записей и не продумаешь книги, и не сможешь ее впоследствии использовать.

2. Какие бывают записи

Многие хотели бы вести записи, да не знают, как к ним приступить. Непривычное это дело для наших читателей, а нужное.

Как же и какие записи нужно вести при чтении? Формы записей разнообразны и зависят от их назначения. Познакомимся сначала с главнейшими из этих форм, а затем остановимся на каждом виде в отдельности.

Чаще всего нам бывают нужны записи из прочитанного и по прочитанному. Читаем мы какую-нибудь интересную книгу, и внимание наше останавливается на выражении или целом отрывке, в которых нужно лучше разобраться и которые могут пригодиться в дальнейшей работе (для статьи, доклада, отчета, сочинения). Тогда отмеченное выражение или отрывок мы выписываем, делаем выписку. Если же в связи с прочитанным у нас возникает собственная интересная мысль, то следует и ее записать, сделать заметку. Не записав такой мысли, мы забудем ее; а ведь и мысль эта может пригодиться. Делая выписки и заметки, создаешь как бы свое собственное справочное бюро, с материалом по каждому вопросу, по которому приходилось читать и думать.

Выписки и заметки передают только отдельные мысли из книги или по поводу сказанного в книге. Но ведь полезно иногда записать, о чем рассказывает вся кни га, передать общее ее содержание. Особенно важно это бывает, когда впервые знакомишься с какой-нибудь наукой по учебнику. Хотите вы, например, познакомиться с историческим материализмом и беретесь за книгу Бухарина «Теория исторического материализма». Если вы до этого времени историческим материализмом вовсе не занимались, в книге Бухарина для вас все важно, все нужно понять и усвоить. Одними выписками и заметками здесь не обойтись. Нужно в кратких записях передать содержание всей книги, каждой ее главы.

Общее содержание книги следует записывать не только в целях учебной проработки. Такие записи пригодятся и тому, кто в докладе или статье захочет по затронутому вопросу рекомендовать слушателям несколько книг. Заглянув в свои записи о содержании прочитанного, он без труда подберет подходящие книги.

Для передачи общего содержания прочитанного возможны различные формы. Если вы в виде вопросов или заголовков запишете, о чем и в каком порядке рассказывает книга, у вас получится план. Планом, например, является всякое оглавление книги (смотрите оглавление этой книжки). План может быть коротким и более подробным, но во всех случаях в нем отмечается лишь, о чем, а не что имен но говорится в книге. Если же вы своими словами кратко в связной форме передадите содержание книги по каждому вопросу плана, у вас получится конспект. Составить план гораздо легче, чем конспект. Но представить содержание книги по конспекту гораздо легче, чем по плану.

План и конспект полезны главным образом для проработки учебников. Для справок же книгу достаточно описать в трех—пяти коротких фразах. Такое краткое описание книги называется аннотацией. Умение составлять аннотации приобретается постепенно, путем большой практики.

И план, и конспект, и аннотация обрисовывают общее содержание книги. Ваше же отношение к прочитанному в этих видах записей не выражается. Однако полезно иметь в своих записях и оценку прочитанных книг (отзывы, рецензии). Отметив, чем хороша и чем плоха прочитанная книга, какие вопросы в книге ставятся, какие из них разрешаются и какие не получают ответа, какие ошибки допускает автор,— вы облегчите свою задачу, если вам в связи со своими занятиями нужно будет вернуться к прочитанному. По рецензиям нетрудно определить, какую из прочитанных книг более всего стоит перечитать. Если же вам придется руководить каким-нибудь кружком, записи с оценкой прочитанного (отзывы, рецензии) помогут вам составить рекомендательный список книг к изучаемому в кружке вопросу.

По некоторым книгам составление выписок, заметок, аннотаций и т.п. не удается или кажется ненужным. Но в процессе занятий может появиться необходимость возвращения и к книге, не оставившей в рассмотренных типах записей никаких следов. Это, однако, не всегда удается. Знаешь, что в какой<то из прочитанных книг нужные указания есть, но не помнишь, в какой именно, как эта книга называется и какому автору принадлежит. Ведя перечень всех прочитанных книг, вы будете избавлены и от таких затруднений. В перечне точно указывается автор, название, издательство, место издания, год издания и цена прочитанной книги. По этим признакам нетрудно отыскать всякую книгу.

Здесь перечислено немало видов записей. Взяться сразу за все записи непривычному человеку не по силам. Как в каждой работе, и в этом деле нужно рассчитать свои силы. Иначе вместо пользы для дела получится вред и для дела, и для здоровья. К записям появится охлаждение, здоровье подорвется непосильным трудом. Разобранные виды записей следует вводить постепенно, переходя от простейших к более сложным. Для начала достаточно завести перечень прочитанных книг. Потом можно заняться составлением выписок и заметок. Еще позже можно перейти к плану, а затем и к конспекту. И только вполне освоившись со всем этим, вы сможете перейти к аннотациям и рецензиям.

Многие ведут все записи в тетрадях. Отдельные тетради у них заведены для выписок и заметок, отдельные — для планов и конспектов и т.д. Каждая тетрадь разбита на отделы. Выписки, например, по вопросам клубной работы составляют особый отдел тетради выписок. Выписки о политике партии по отношению к крестьянству входят в другой отдел этой же тетради. Каждая тетрадь имеет свое оглавление. В этом оглавлении указывается, по каким вопросам и на каких страницах помещены записи.

Но ведение записей в тетрадях по многим причинам неудобно. Оставлено, например, в тетради для отдела выписок о сельском хозяйстве двадцать страниц. Когда отведенные двадцать страниц будут заполнены, продолжать отдел в той же тетради станет невозможно, так как дальше начинается другой отдел. Выписки по данному вопросу придется продолжать в новой тетради. Со временем тетрадей накопится много, и отыскивание записей станет весьма затруднительным. Иногда же бывает нужно (для доклада, например) соединить несколько записей из различных отделов. При ведении записей в тетрадях сделать это никак не удается. Все сказанное приводит к мысли, что записи лучше вести не в тетрадях.

Что же можно предложить вместо тетрадей? Большое распространение теперь получили карточки. Это такие же карточки, из каких составляются библиотечные каталоги. Карточки всякий может нарезать для себя сам, разделяя обычный лист писчей бумаги на 8 равных частей. На каждой карточке делается только одна запись (одна выписка, одна аннотация и т.п.). Все карточки по одному вопросу складываются вместе и хранятся в ящике или конверте. Так, например, отдельно хранятся выписки о кооперации, отдельно об индустриализации, отдельно о технике самообразования и т.д. Если карточки хранятся в ящике, один отдел отгораживается от другого разделительной карточкой, на которой указывается название отдела. Если же карточки хранятся в конвертах, то каждому вопросу отводится особый конверт, на конверте же надписывается самый вопрос.

Записи на карточках хороши тем, что отделы без всяких ограничений можно пополнять новыми записями. Возможно и соединение записей различных отделов.

Все это хорошо и для выписок, и для заметок, и для аннотаций, и для рецензий, и для списка прочитанных книг. Но для плана и конспекта удобнее пользоваться тетрадями. Ведь каждый отдельный план и каждый отдельный конспект, подробно передающие общее содержание книги, требуют значительного места и в рамках обычной карточки поместиться, конечно, не могут.

Закончив этим общее знакомство с видами записей и порядком их ведения, перейдем к разбору каждого вида в отдельности.

3. Как делать выписки и заметки

Труднее всего бывает решить, что именно стоит выписать. Неопытному читателю нередко все кажется в книге важным и достойным помещения в записи. Иной так увлечется, что выпишет большую часть книги. Пользы это принесет мало. Ведь легче перечитать всю книгу, чем просмотреть такие обширные выписки.

В выписках должно быть собрано не все прочитанное, а лишь самое главное из прочитанного.

Для того чтобы избавить себя от лишнего выписывания, не следует составлять выписки во время чтения. Читая, нужно лишь отмечать на бумажке, на каких страницах и по каким вопросам особенно задержалось внимание. Когда книга прочитана, следует еще раз вернуться к отмеченным страницам и, отобрав, выписать из них самое главное. При этом выписывать приходится далеко не все отмеченные места, так как нередко некоторые из них повторяют одну и ту же мысль. Выбирая каждый раз наиболее удачное и краткое выражение мысли, вы уменьшите число выписок и улучшите их состав.

Как уже было сказано, выписки лучше всего делать на карточках. На каждой карточке помещается только одна выписка. Не следует соединять на одной карточке несколько выписок даже в том случае, если все они взяты из одной книги, отвечают на один вопрос и невелики по размерам. Иначе перемещение выписок из одного отдела в другой будет затруднено.

Намеченный отрывок записывается большей частью точно, словами книги. Если же в этом отрывке одна или несколько фраз особого значения для смысла не имеют, их можно выпустить, обозначив место пропуска многоточием.

Полезно сопровождать выписки своими соображениями. В скобках, после выписанных слов, можно указать, согласны ли вы с автором или несогласны, какие факты могут подтвердить или опровергнуть утверждения автора, где еще можно найти интересный материал по затронутому автором вопросу и т.п. Замечания к выпискам можно выразить и с помощью особых пометок. Слова, больше других привлекающие внимание, отмечаются сбоку чертой. Главнейшие из этих слов, кроме того, подчеркиваются. Там, где слова автора вызывают сочувствие, сбоку рядом с чертой ставят значок плюс (+); где слова автора вызывают возражения, сбоку рядом с чертой ставят значок минус (—); если слова автора вызывают сомнение, сбоку ставят вопросительный знак (?); в местах же особенно замечательных ставят восклицательный знак (!). Все это помогает в дальнейшем разобраться в сделанных выписках. (Такие пометки можно делать и на самой книге, если книга собственная.)

Каждая выписка начинается указанием вопроса, который ею затрагивается, и датой составления (число и месяц, когда выписка сделана). Дальше записываются автор и заглавие книги; издательство и год издания; номер страницы, откуда выписка взята. <...>

Как конспектировать прочитанное

Конспектирование, как и составление плана, является формой учебной проработки прочитанного. Но в то время как план, напоминая, о чем идет речь в каждой части статьи или книги, дает только вехи для восстановления прочитанного в памяти, конспект кратко излагает самое содержание каждой прочитанной части. По плану книги содержание ее может хорошо представить себе лишь читавший ее; по конспекту — и тот, кто ее не читал. План состоит как бы из вопросов, а конспект — как бы из ответов на эти вопросы. В конспекте своими словами, сжато, но в связной форме передаются главнейшие мысли и доводы прочитанного. Конспективная передача удается лишь в том случае, когда прочитанное детально разобрано и понято. Поэтому составление конспекта еще больше, чем составление плана, способствует усвоению книги. Однако конспектирование, требующее большого искусства, доступно лишь тем, кто полностью овладел техникой составления плана. <...>

Заключение

Из всего сказанного в этой книжке можно сделать следующие краткие выводы:

  1. Мы читаем не для заполнения свободного времени, а для расширения своих знаний.
  2. Для того чтобы чтение было более вдумчивым, нужно вести записи. Записи облегчают работу памяти и помогают использовать прочитанное.
  3. Чаще всего нам нужны записи из прочитанного и по прочитанному: выписки и заметки.
  4. Общее содержание книги можно записать в форме плана (о чем и в каком порядке идет речь) или в форме конспекта (что именно говорится). План и конспект полезны для проработки учебников.
  5. Для справок о прочитанных книгах полезно составлять на них аннотации (краткое описание) или рецензии (оценку).
  6. Те из прочитанных книг, которые не оставляют в записях следа ни в виде аннотации, ни в виде рецензии, следует заносить хотя бы в простой перечень прочитанного.
  7. Существует тетрадная и карточная формы записей. Наиболее удобна карточная форма.
  8. Карточку лучше делать размером в 1/8 листа писчей бумаги.
  9. На каждой карточке делается только одна запись (одна выписка, одна аннотация и т.п.).
  10. Карточки по каждому вопросу складываются отдельно и хранятся в конверте или в специальном ящике.
  11. Во время чтения выписывать не следует, нужно лишь отмечать на отдельном листочке номера страниц, заслуживающих особого внимания. После того как чтение закончено, все отмеченные страницы просматриваются, и из них выписывается лишь самое существенное.
  12. Каждая выписка начинается указанием даты составления и вопроса, который она освещает. Дальше следует указание автора и заглавия книги, издательства и года издания, номера страницы, откуда выписка взята, и, наконец, помещается самый текст выписки. Текст выписки можно снабдить условными пометками, выражающими ваше отношение к выписанному (подчеркивание, вопросительный знак и др.), и прямыми замечаниями.
  13. Выписка может иметь форму дословной выдержки из прочитанного (цитата) и форму свободного пересказа.
  14. Заметки составляются по той же форме, что и выписки. В заметке записываются собственные мысли, возникшие в связи с прочитанным.
  15. Заметки хранятся вместе с выписками.
  16. Если заметка или выписка одновременно подходит к двум отделам (вопросам) записей, ее вставляют лишь в какой-нибудь один отдел, вставив в остальные отделы карточки со ссылками на нее.
  17. План книги — это записанные подряд заголовки отдельных ее частей. План напоминает, о чем рассказывает прочитанная книга.
  18. План следует составлять при втором чтении.
  19. Перед составлением плана полезно разделить статью (главу) на самостоятельные по смыслу крупные части.
  20. Конспект кратко, в связной форме излагает самое содержание каждой прочитанной части, передавая главные мысли и доводы прочитанного.
  21. Составление конспекта еще больше, чем составление плана, способствует усвоению книги. Но конспектирование требует большого искусства и доступно лишь тем, кто полностью овладел техникой составления плана.
  22. Конспектирование значительно облегчается, если прочитанное, как и при составлении плана, предварительно разделяется на самостоятельные по смыслу крупные части.
  23. Добросовестное конспектирование требует троекратного прочтения текста.
  24. Конспектирования достойны лишь основные учебники и лучшие книги.
  25. Размер конспекта не должен быть слишком велик.
  26. Аннотация (краткое описание книги) составляется из указаний: автора, названия книги, подзаголовка, места и года издания, издательства, количества страниц, цены книги, краткого плана книги, ее назначения, степени трудности, цели и типа предполагаемого читателя.
  27. Рецензия состоит из краткой или детальной оценки прочитанного (недостатки, достоинства, постановка вопросов, заслуживающих внимания, и. т.п.).
  28. Нередко аннотация и рецензия соединяются в одну запись.
  29. Карточки с аннотациями и рецензиями хранятся в отдельных от выписок ящиках или конвертах и, так же как выписки, расставляются по отделам.
  30. Простой перечень прочитанного составляется из указаний: автора, названия и подзаголовка, места и года издания, издательства, количества страниц, цены и даты прочтения. Если же к книге составлены план, конспект, выписки или заметки, указывается, кроме того, где их найти. Карточки с такими записями, расставленные по отделам, хранятся вместе с рецензиями и аннотациями.

В этих тридцати пунктах собраны главные мысли всей книжки. Что же здесь, план книги, конспект ее? Ни то, ни другое. Не план — потому, что говорится здесь не только то, о чем было рассказано в книге, но и что именно сказано по каждому

вопросу. Не конспект — потому, что изложение здесь более сжатое, и притом данное не в связной форме, а в виде отдельных основных мыслей, лишенных доводов, доказательств. Следовательно, существует еще один вид записи прочитанного. Название его — тезисы. О тезисах в нашей книжке не говорилось потому, что это очень трудный род записи. Раньше чем приступить к составлению тезисов, нужно вполне освоиться с остальными видами записей. Кто пожелает подробнее узнать о тезисах, сможет прочитать о них в других книгах…

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 янв 1929

Вид работы: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Палей И.Р. Записи при чтении. — М-Л.: Московский рабочий, 1929.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки