Е.Ю. Почтарева Институт развития образования Свердловской области, г. Екатеринбург
Актуализация проблемы индивидуальности обусловлена объективным состоянием социокультурной ситуации, которая характеризуется высокой динамичностью происходящих изменений, нестабильностью, разнонаправленностью ценностных влияний на личность. Поэтому в настоящее время в психологической науке наблюдается интерес к изучению индивидуально-психологических особенностей развития человека. И, очевидно, неслучайно в последние десятилетия мы наблюдаем рост работ, посвященных проблеме актуализации индивидуальности, поиску средств самовыражения личности.
Понимание индивидуальности при особом выделении субъектного компонента в процессе ее становления и более глубокое раскрытие ее как результата и условия отношений человека в целом имеет социокультурные основания. Социокультурная компетентность выступает как средство и условие развития индивидуальности. Проявление индивидуальности представляется важным фактором движения социокультурной среды, общества, развития самого человека.
Социокультурная компетентность, по нашему мнению, – это интегрированный ресурс определенной деятельности, она представляет собой систему личностных и когнитивных свойств, опосредована социальной идентичностью и ценностями референтных групп, определяемых историческими пространственно-временными переменными, включает прогностическую и рефлексивную обоснованность поведенческих актов на основе осмысленного принятия решений.
Компонентный состав социокультурной компетентности включает следующие компетенции: моделирование образа ситуации, взаимодействия; прогнозирование результатов; построение адекватной картины взаимодействия; распознавание эмоций; сопереживание; саморегуляция; социальное взаимодействие; социальная адаптация. По мысли А.В. Либина (2004), учитывая интегральную природу индивидуальности, можно лишь указать едва уловимую грань между процессами интериоризации и экстериоризации, в которых отражается специфика личностного и социального проявления.
Неоспоримым является утверждение, что личность – это субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. По утверждению В.С. Мерлина (1988), развитие каждой индивидуальности определяется требованиями деятельности, социальными взаимоотношениями и межлюдскими отношениями в малой группе и т.п. мотивация, темперамент, способности, характер – основные параметры индивидуальности. Эмоциональность, активность выступают как вторичные функции темперамента. Активность, саморегуляции проявляются как характеристики способностей. В характере важнейшими компонентами являются саморегуляция (воля) и побуждения.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. В то же время личность – не только объект общественных отношений, поскольку, испытывая воздействия социокультурной среды, преломляет, преобразовывает их. С этой точки зрения личность выступает как совокупность внутренних условий. Эти внутренние условия определяют и характеризуют «индивидуальность» человека. Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера, темперамента.
Быть личностью – это значит строить самого себя. Индивидуальнопсихологические особенности проявляются в этом процессе с точки зрения того, насколько и в какой степени человек видит себя творцом своей жизни. Люди очень различаются в суждениях о роли среды и собственных действий в осуществлении событий. В соединении внутренних психологических компонентов и внешних социокультурных условий образуется своеобразная траектория индивидуально-психологического развития, пусковым механизмом которого яв- ляются внутриличностные противоречия.
С этих позиций возможно рассматривать социокультурную компетентность как важнейшую основу релевантности и успешности человека в поликультурном мире. Основными критериями оценки уровня социокультурной компетентности в общении как внутри своей группы, так и с представителями других групп, признаются соответствие поведения человека конкретной ситуации и социальному контексту в целом и определяемая этим его эффективность – достижение в процессе коммуникации желаемых результатов.
Достижение оптимального уровня социокультурной компетентности возможно через комплексное вовлечение всех сфер личности – интеллекта, мотивационных структур, поведенческих навыков и умений. Поэтому оптимальный уровень социокультурной компетентности можно определить как наличие у человека специальной системы знаний, умений и навыков, позволяющих строить позитивные отношения с различными людьми, в том числе и с непохожими на него по самым разным параметрам: этнокультурным, религиозным, расовым, социальным и мировоззренческим.
Социокультурная компетентность как внутренний ресурс делает возможной принадлежность индивида к определенной группе, обеспечивая тем самым ее функционирование в социуме. При выборе определенных культурных образцов становится очевидной возможность сохранения всего культурного разнообразия социума. Социокультурная компетентность является условием развития и воспроизводства социальных структур, их интеграции и дифференциации, расширения и роста в социальном развитии.
Социокультурную компетентность личности закономерно рассматривать как способность реализовывать свою потребность в определенном виде деятельности, соответствующую потребностям и направленности самой личности, ее интересам и возможностям, а также условиям, предоставленным социумом и культурой.
Социокультурная компетентность педагога – это способность к самостоятельному, свободному и критическому мышлению, умение оценивать ситуативные особенности окружающей действительности и находить соответствующие решения в этих ситуациях, способность к рефлексии и умение прогнозировать характер и ход изменений. Выступая в качестве субъекта социального действия, реализуя принятые социально значимые цели, человек развивает свою индивидуальность, вырабатывает свое индивидуальное отношение к окружающему.
Комментарии
Добавить комментарий