Проблема социокультурной компетентности личности в аспекте актуализации индивидуальности

Е.Ю. Почтарева Институт развития образования Свердловской области, г. Екатеринбург

Актуализация проблемы индивидуальности обусловлена объективным состоянием социокультурной ситуации, которая характеризуется высокой динамичностью происходящих изменений, нестабильностью, разнонаправленностью ценностных влияний на личность. Поэтому в настоящее время в психологической науке наблюдается интерес к изучению индивидуально-психологических особенностей развития человека. И, очевидно, неслучайно в последние десятилетия мы наблюдаем рост работ, посвященных проблеме актуализации индивидуальности, поиску средств самовыражения личности.

Понимание индивидуальности при особом выделении субъектного компонента в процессе ее становления и более глубокое раскрытие ее как результата и условия отношений человека в целом имеет социокультурные основания. Социокультурная компетентность выступает как средство и условие развития индивидуальности. Проявление индивидуальности представляется важным фактором движения социокультурной среды, общества, развития самого человека.

Социокультурная компетентность, по нашему мнению, – это интегрированный ресурс определенной деятельности, она представляет собой систему личностных и когнитивных свойств, опосредована социальной идентичностью и ценностями референтных групп, определяемых историческими пространственно-временными переменными, включает прогностическую и рефлексивную обоснованность поведенческих актов на основе осмысленного принятия решений.

Компонентный состав социокультурной компетентности включает следующие компетенции: моделирование образа ситуации, взаимодействия; прогнозирование результатов; построение адекватной картины взаимодействия; распознавание эмоций; сопереживание; саморегуляция; социальное взаимодействие; социальная адаптация. По мысли А.В. Либина (2004), учитывая интегральную природу индивидуальности, можно лишь указать едва уловимую грань между процессами интериоризации и экстериоризации, в которых отражается специфика личностного и социального проявления.

Неоспоримым является утверждение, что личность – это субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. По утверждению В.С. Мерлина (1988), развитие каждой индивидуальности определяется требованиями деятельности, социальными взаимоотношениями и межлюдскими отношениями в малой группе и т.п. мотивация, темперамент, способности, характер – основные параметры индивидуальности. Эмоциональность, активность выступают как вторичные функции темперамента. Активность, саморегуляции проявляются как характеристики способностей. В характере важнейшими компонентами являются саморегуляция (воля) и побуждения.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. В то же время личность – не только объект общественных отношений, поскольку, испытывая воздействия социокультурной среды, преломляет, преобразовывает их. С этой точки зрения личность выступает как совокупность внутренних условий. Эти внутренние условия определяют и характеризуют «индивидуальность» человека. Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера, темперамента.

Быть личностью – это значит строить самого себя. Индивидуальнопсихологические особенности проявляются в этом процессе с точки зрения того, насколько и в какой степени человек видит себя творцом своей жизни. Люди очень различаются в суждениях о роли среды и собственных действий в осуществлении событий. В соединении внутренних психологических компонентов и внешних социокультурных условий образуется своеобразная траектория индивидуально-психологического развития, пусковым механизмом которого яв- ляются внутриличностные противоречия.

С этих позиций возможно рассматривать социокультурную компетентность как важнейшую основу релевантности и успешности человека в поликультурном мире. Основными критериями оценки уровня социокультурной компетентности в общении как внутри своей группы, так и с представителями других групп, признаются соответствие поведения человека конкретной ситуации и социальному контексту в целом и определяемая этим его эффективность – достижение в процессе коммуникации желаемых результатов.

Достижение оптимального уровня социокультурной компетентности возможно через комплексное вовлечение всех сфер личности – интеллекта, мотивационных структур, поведенческих навыков и умений. Поэтому оптимальный уровень социокультурной компетентности можно определить как наличие у человека специальной системы знаний, умений и навыков, позволяющих строить позитивные отношения с различными людьми, в том числе и с непохожими на него по самым разным параметрам: этнокультурным, религиозным, расовым, социальным и мировоззренческим.

Социокультурная компетентность как внутренний ресурс делает возможной принадлежность индивида к определенной группе, обеспечивая тем самым ее функционирование в социуме. При выборе определенных культурных образцов становится очевидной возможность сохранения всего культурного разнообразия социума. Социокультурная компетентность является условием развития и воспроизводства социальных структур, их интеграции и дифференциации, расширения и роста в социальном развитии.

Социокультурную компетентность личности закономерно рассматривать как способность реализовывать свою потребность в определенном виде деятельности, соответствующую потребностям и направленности самой личности, ее интересам и возможностям, а также условиям, предоставленным социумом и культурой.

Социокультурная компетентность педагога – это способность к самостоятельному, свободному и критическому мышлению, умение оценивать ситуативные особенности окружающей действительности и находить соответствующие решения в этих ситуациях, способность к рефлексии и умение прогнозировать характер и ход изменений. Выступая в качестве субъекта социального действия, реализуя принятые социально значимые цели, человек развивает свою индивидуальность, вырабатывает свое индивидуальное отношение к окружающему.

Литература:

  1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: смысл, 2004.
  2. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. Пермь: ПГПИ, 1988.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Почтарева Е.Ю. Проблема социокультурной компетентности личности в аспекте актуализации индивидуальности // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 273-275.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки