Д.Г. Богуславская (Москва) - магистрант (2 курс) РУДН
Виртуальность проявила себя всему человечеству с особой силой и в новом качестве: компьютерной и интернет-реальности. До сих пор она вызывает интерес во всех проявлениях, а в определенной степени и опасность. Виртуальная реальность расширяет свои границы и представляет уже особый феномен современности. Она является сущностным признаком коммуникации, что вступает в силу и создает перестройку всех сфер жизни человечества. Особенно влиянию виртуального мира поддается молодежь, которая отличается недостаточной психологической готовностью к общению в Интернете. В связи с этим особое значение имеют особенности установки по отношению к Интернету.
Виртуальная реальность исследуется в работах Н.А. Носова, М.Ю. Опенкова, Ю.М. Осипова и др. Социально-психологические аспекты компьютерной деятельности и общения представлены в работах К. Янг, Л.П. Гурьева, А.Е. Войскунского, Е.П. Белинской, А.Е. Жичкиной и др. Среди современных исследований установок по отношению к Интернету следует отметить публикации Э.В. Губенко, которая представила адаптированную версию «Опросника установок по отношению к Интернету» Р. Дэвиса; Н.Л. Сунгуровой, описавшей особенности установок современной студенческой аудитории по отношению к Интернету (Губенко, 2017; Сунгурова, 2016, 2017).
Важным аспектом, влияющим на процесс личностно-профессионального самоопределения студентов, являются установки. Сама установка является проявлением неосознанной психологической готовности, базирующейся на предшествующем опыте, предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации. Можно сказать, что установка дает личности определенную устойчивость к различным воздействиям окружающей реальности (Александров, 2008).
На уровне социального взаимодействия в психологии принято говорить о социальной установке как готовности человека действовать тем или иным образом по отношению к данному конкретному объекту в каких-то конкретных обстоятельствах. Социальные установки помогают человеку приспосабливаться к окружающей социальной среде, эффективно взаимодействовать с ней.
Установки по отношению к Интернету – это особый вид установок. Их также насчитывается большое количество. Но главным образом ученые делают акцент на классификацию установок по отношению к Интернету, предложенную Р. Дэвисом, которая существует в адаптации Э. Губенко. Автор выделяет четыре типа установок: одиночество/депрессия, социальный комфорт, сниженный самоконтроль, отвлечение. Установка по отношению к Интернету выполняет функции приспособления, а также защиты мировоззрения пользователя от определенных угроз; организации восприятия и анализа поступающей информации в коммуникативном процессе, игровой, учебной и поисковой деятельности.
Цель исследования – выявить взаимосвязь установок студенческой молодежи по отношению к Интернету со стратегиями сетевой активности.
При планировании исследования была выдвинута следующая гипотеза: позитивные установки по отношению к Интернету связаны с психологическими стратегиями «Активностью в восприятии альтернатив» и «Активностью в действии», негативные установки свойственны при склонности к интернет-зависимости.
Эмпирическая база и характеристики выборки: исследование проводилось на базе Российского университета дружбы народов. Участвовали студенты-первокурсники филологического факультета, инженерной академии, института космических технологий в возрасте от 18 до 21 года. Объем выборки составил 92 чел. (63 студента-журналиста, 29 студентов-инженеров, из них 66 девушек и 25 юношей).
Проверка гипотез осуществлялась с опорой на такие методы исследования, как: теоретические (теоретический анализ литературы по данной проблеме исследования); эмпирические (анкетирование, тестирование); методы математической обработки психологических данных: Xr2-критерий Фридмана, корреляционный анализ. Компьютерная обработка данных осуществлялась с использованием программных пакетов Excel и IBM SPSS Statistics 13.
Методики исследования: 1. Анкета пользователя информационнокомпьютерными технологиями (Н.Л. Сунгурова); 2. Опросник установок по отношению к Интернету (Э. Губенко); 3. Опросник поведения в Интернете (А.Е. Жичкина).
Результаты анкетирования, проведенного на первом этапе исследования, позволили выявить общую картину взаимодействия студентов с электронными технологиями.
Основным источником получения информации для студентов является Интернет (85%), далее предпочтение отдают семье как источнику информации (9%), затем печатным изданиям (4%) и телевидению и друзьям (по 1%).
Наиболее привлекательным аспектом использования электронных технологий большинство респондентов отметило: новые возможности в работе или учебе (27,6%) и возможность самосовершенствования (22,5%), необходимость электронных технологий для развития современного общества (19,7%) и электронные технологии – это помощники (19,7%). Наиболее отторгающим фактором использования электронных технологий является физическое переутомление, вызываемое электронными технологиями (38,4%), далее уменьшение значимости труда человека (36,8%), преувеличение необходимости электронных технологий (15,7%).
Исходя из представленных данных, можно заметить, что пользование Интернетом имеет амбивалентный характер с положительными и отрицательными сторонами.
Чаще всего студенты используют Интернет для поиска информации, связанной с работой или учебой (4,7), а также для скачивания различных программ, книг, музыки (4,3). Помимо этого, можно отметить частоту пребывания в Интернете, чтобы пообщаться с уже имеющимися знакомыми в реальной жизни (4,1). При этом можно отметить отсутствие заинтересованности студентов в поиске новых знакомств и контактов.
На втором этапе исследования мы провели сравнительный анализ результатов по опроснику установок по отношению к Интернету Э. Губенко.
Полученные данные показывают, что доминирующей шкалой является «Социальный комфорт» (3,47). Далее следует шкала «Сниженный самоконтроль» (3,11), что может свидетельствовать о частых желаниях студентов выйти в Интернет. «Отвлечение» (2,03) говорит об избегании выполнения более важных и ответственных дел студентами путем ухода в виртуальную среду. Последнее место занимает «Одиночество/депрессия» (1,39), что может свидетельствовать об адекватном пользовании Интернетом и возможности существовать без него. Согласно критерию – Фридмана по различным шкалам отношения к Интернету доминирует шкала «Социальный комфорт», (=156,6; p=0,000). Это означает, что участники опроса комфортно чувствуют себя в сети, для них это уютное место, куда можно сбежать от насущных проблем, возможно, там им даже лучше, чем в реальности.
Далее был использован «Опросник поведения в Интернете» А.Е. Жичкиной. В ходе проведенного исследования была выделена доминирующая стратегия у студентов – «Активность в восприятии альтернатив» (2,66). Таким образом, для студентов характерно стремление к поиску идентичности, стремление испытать новый опыт, который невозможно испытать в реальном общении. По шкале «Активности в действии» результаты оказались низкими (1,66), это означает, что пользователи часто ведут себя в соответствии с требованиями социальных ролей. Склонность к зависимости от Интернета находится в пределах нормы у студентов (1,67). У респондентов практически отсутствует навязчивое желание выйти в Интернет, отсутствует потеря субъективного контроля над использованием Интернета. Статистическая обработка результатов по критерию Фридмана подтвердила значимые различия (=69,127, p=0,000).
Установка на «Социальный комфорт» положительно коррелирует со стратегией «Активность в восприятии альтернатив» (rs=0,356, p≤0,05). Студенты, которые комфортно чувствуют себя в Интернете и идут сюда за спокойствием, стремятся найти себя и испытать новый опыт в виртуальной сети. Шкала «Интернет-зависимость» положительно связана с установками «Сниженный самоконтроль» (rs=0,529, p≤0,01) и «Отвлечение» (rs=0,292, p≤0,01). Это говорит о том, что студенты, которые не могут сократить время пользования Интернетом, а также используют его в качестве средства избегания реальных проблем, наиболее склонны к интернет-аддикции.
Полученные результаты проведенного эмпирического исследования позволили выявить взаимосвязь между установками студентов по отношению к Интернету и стратегиями поведения в сетевом пространстве. Таким образом, выдвинутая при планировании исследования гипотеза нашла свое подтверждение.
Литература
- Александров А.Г. Зависимость установок в популяции зрелого возраста от критериев качества жизни // Медицина и образование в Сибири. 2008. № 4. С. 2.
- Губенко Э.В. Опросник установок по отношению к интернету. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/internet_questionary (дата обращения: 18.05.2017).
- Сунгурова Н.Л. Сравнительный анализ установок студентов по отношению к Интернету // Акмеология. 2016. № 4. С. 156–162.
- Сунгурова Н.Л. Личностные детерминанты взаимодействия студенческой молодежи с информационно-компьютерными технологиями: монография. М.: РУДН, 2017.
Комментарии
Добавить комментарий