Особенности наблюдаемого поведения детей в возрасте 5-8 лет с опытом и без опыта институционализации

В.В. Агаркова (Санкт-Петербург) - аспирант (3 курс) ФГБУ ВО СПбГУ
Р.Ж. Мухамедрахимов (Санкт-Петербург) - д. психол. н., профессор кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, профессор СПбГУ.

В последние годы в Российской Федерации наблюдается тенденция к увеличению замещающих семей. Все больше детей переводятся из сиротских учреждений в приемные семьи, семьи усыновителей, опекунов, возвращаются к биологическим родителям. Результаты исследования поведения детей с опытом институционализации, переведенных в семьи, широко представлена в современной научной литературе, однако большинство из них были получены зарубежными исследователями на выборках детей, усыновленных в семьи социально и экономически развитых стран, и с использованием метода опроса родителей (Juffer, Van IJzendoorn, 2005). В настоящее время отсутствуют данные об особенностях поведения детей, переведенных в семьи российских граждан, полученные при помощи наблюдения за поведением детей в семье.

Целью настоящего исследования является изучение наблюдаемого поведения детей в возрасте 5–8 лет с ранним опытом институционализации в доме ребенка после перевода в российские семьи. Нами была выдвинута гипотеза о том, что характеристики наблюдаемого поведения детей с опытом жизни в доме ребенка будут негативно отличаться от характеристик поведения детей, от рождения воспитывающихся в биологических семьях. Мы предполагаем, что ранний опыт депривации оказывает влияние на эмоциональное развитие детей, что отражается на его поведении при встрече и общении с незнакомым взрослым.

Выборку составили 50 детей (19 мальчиков и 31 девочка) в возрасте от 61 до 104 месяцев, распределенных по двум группам. В первую группу вошли дети с опытом институционализации – группа ОИ (31 ребенок: 9 мальчиков и 22 девочки) в возрасте от 61 до 104 месяцев (средний возраст=76,6±11,7 месяца), воспитывающихся в семьях г. Санкт-Петербурга. Все дети имели опыт жизни в типичном доме ребенка и находились в нем в среднем в течение 14,0±7,9 месяца, среднее время пребывания детей в семье на время обследования составляло 46,3±13,4 месяца. Часть детей этой группы была переведена из дома ребенка в семьи усыновителей, приемных родителей и опекунов, не имеющих биологического родства с ребенком (группа ОИНБС) (21 ребенок: 7 мальчиков и 14 девочек), другая часть (10 детей: 2 мальчика и 8 девочек) – к биологическим родителям или под опеку родственникам (группа ОИ-БС). Вторую группу составили 19 детей (10 мальчиков и 9 девочек) в возрасте от 61 до 98 месяцев (средний возраст 76,9±12,0 месяцев) от рождения воспитывавшихся в семьях родителей и не имевших опыта жизни в доме ребенка (группа БОИ).

Наблюдение за поведением детей проводилось с использованием метода оценки поведения ребенка во время посещения семьи незнакомым для ребенка членом исследовательской группы – CBHV (Child’s Behavior during Home Visit; Unpublished manuscript; Muhamedrahimov, Palmov, 2007). Поведение детей оценивали члены исследовательской группы, прошедшие обучение наблюдению и анализу поведения детей (The St Petersburg – USA Orphanage Research Team, 2008), имевшие опыт наблюдения за поведением детей с опытом и без опыта проживания в учреждениях, со значимым уровнем согласованности результатов наблюдения по методу CBHV.

Данная методика включает два блока характеристик поведения ребенка. Первый блок оценивает поведение ребенка в первые три минуты прихода незнакомого человека по таким характеристикам, как: беспокоится; использует маму для успокоения и регулирования своего состояния; проявляет неразборчивое дружелюбие. Второй блок направлен на оценку поведения ребенка в течение всего домашнего визита и включает наблюдение как за уже представленными характеристиками поведения, так и за такими, как: спустя некоторый период знакомства принимает и сотрудничает с незнакомым человеком как партнер, проявляя интерес и позитивную вовлеченность; ведет себя вызывающе, провоцирует, нападает; проявляет внимание и заботу по отношению к матери; послушно выполняет предлагаемые задания без положительной эмоциональной вовлеченности; использует незнакомого человека для успокоения и регулирования своего состояния.

Результаты сравнения показателей наблюдаемого поведения детей, проведенного с использованием дисперсионного анализа с исключением влияния пола (ANCOVA), свидетельствуют, что в первые 3 минуты посещения семьи членами исследовательской группы, характеристики поведения детей с опытом (ОИ) и без опыта (БОИ) институционализации не отличаются. Однако, в течение всего визита дети группы ОИ, по сравнению с детьми БОИ, больше проявляют неразборчивое дружелюбие (M±SDОИ=2,0±1,1; M±SDБОИ=1,2±0,5; р=0,01), ведут себя вызывающе, провоцируют (M±SDОИ=1,3±0,5; M±SDБОИ=1,0±0,0; р=0,037). Значимых отличий в проявлении характеристик наблюдаемого поведения у детей групп ОИ-НБС и БОИ во время визита обнаружено не было. Показано, что дети группы ОИБС, по сравнению с детьми группы БОИ, больше проявляют неразборчивое дружелюбие в течение первых трех минут (M±SDОИ-БС=2,5±1,2; M±SDБОИ=1,4±0,8; р=0,004) и в течение всего визита (M±SDОИБС=2,5±1,2; M±SDБОИ=1,2±0,5; р=0,001), а также ведут себя вызывающе, провоцируют (M±SDОИ-БС=1,5±0,7; M±SDБОИ=1,0±0,0; р=0,003) и используют незнакомку для успокоения и регулирования своего состояния (M±SDОИ-БС=1,6±1,1; M±SDБОИ=1,1±0,2; р=0,019). Дети группы ОИ-БС, по сравнению с детьми ОИ-НБС, чаще проявляют неразборчивое дружелюбие в первые 3 минуты визита (M±SDОИ-БС=2,5±1,2; M±SDОИ-НБС=1,5±0,7; р=0,006), а в течение всего визита чаще ведут себя вызывающе, провоцируют (M±SDОИ-БС=1,5±0,7; M±SDОИНБС=1,2±0,4; р=0,028).

Полученные в работе данные подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что характеристики поведения детей с опытом институционализации негативно отличаются от таковых у детей, от рождения проживающих в биологических семьях, однако более всего это верно для детей, переведенных из сиротского учреждения в семьи к биологическим родителям и родственникам. Результаты исследования в целом соответствуют полученным ранее данным о том, что детям с опытом институционализации свойственны такие особенности поведения, как неразборчивое дружелюбие, вызывающее/ провоцирующее поведение и использование незнакомца для успокоения (Rutter et al., 2010), однако эти данные впервые получены на выборке детей, проживающих в российских семьях.

Следует отметить, что, согласно полученным данным, наблюдаемое поведение детей с опытом институционализации, проживающих в неродственных семьях не отличается от поведения детей из обычных семей Санкт-Петербурга, все отличия были обнаружены за счет высоких показателей у детей с опытом жизни в доме ребенка, переведенных в семьи биологических родителей или родственников. Таким образом, дети с опытом институционализации из семей родственников больше проявляют неразборчивое дружелюбие, ведут себя вызывающе, провоцируют и используют незнакомку для успокоения и регулирования своего состояния. Учитывая то, что неразборчивое дружелюбие является признаком нарушения привязанности, а поведение по отношению к матери – частью оценки типа привязанности (O’Connor et al., 2000), можно сделать вывод, что дети с высокими показателями по данным параметрам являются более эмоционально неблагополучными.

Полученные результаты могут быть свидетельством того, что условия жизни (эмоциональные, социально-экономические) в семьях не родственников качественно отличаются в лучшую сторону и могут снижать риски возникновения нарушений поведения.

Результаты данного исследования подтверждают долгосрочное влияние раннего опыта институционализации на развитие и поведение ребенка (Мухамедрахимов, 1999), а также выделяют дополнительные направления для информирования и обучения будущих замещающих родителей, подчеркивают необходимость особой подготовки и сопровождения биологических семей с детьми, имеющими опыт институционализации.

Литература

  1. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
  2. Juffer F., Van IJzendoorn M. Behavior problems and mental health referrals of international adoptees: A meta-analysis // Journal of the American Medical Association. 2005. V. 293. № 20. P. 2501–2515.
  3. O’Connor T. G., Rutter M., Beckett C., Keaveney L., Kreppner J. The effects of global severe privation on cognitive competence: Extension and longitudinal follow-up // Child Development. 2000. V. 71. № 2. P. 376–390.
  4. Rutter M., Sonuga-Barke E., Beckett C., Castle J., Kreppner J., Kumsta R., Schlotz W., Stevens S., Bell C., Gunnar M. Deprivation-specific psychological patterns: Effects of institutional deprivation // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2010. V. 75. № 1. P. 1–252.
  5. The St. Petersburg – USA Orphanage Research Team. The effects of early socialemotional and relationship experience on the development of young orphanage children // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2008. V. 73. № 3. Р. 295.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 ноя 2017

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Агаркова В.В., Мухамедрахимов Р.Ж. Особенности наблюдаемого поведения детей в возрасте 5–8 лет с опытом и без опыта институционализации // Психология - наука будущего: Материалы VII Междунар. конф. молодых ученых "Психология - наука будущего". Москва, 14-15 ноября 2017 г. – М.: Ип РАН, 2017. – С. 20-24. – 0,25 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки