Разделы психологии:
Т.В. Христидис Т.Д. Пельмегова
Ключевые слова: нравственное воспитание, хореография, балет, ценности, аксиологический поход.
T.V. Khristidis T.D. Pelmegova
MORAL EDUCATION OF CHILDREN IN PROCESS OF TEACHING CHOREOGRAPHY: UPDATING THE PROBLEM
Keywords: moral education, choreography, ballet, values, axiological approach.
Вопросы нравственного воспитания современного человека всегда были и остаются среди приоритетных задач общества. Система общественных ценностей лежит в основе духовно-нравственного воспитания и оказывает непосредственное влияние на формирование мировоззрение личности.
Среди принципов, лежащих в основе духовно-нравственного воспитания личности определенно важным является ориентация на формирование личных нравственных паттернов поведения. Процесс нравственного воспитания включает в себя формирование как минимум трех компонентов: моральное знание; чувство; действие.
Это относится ко всем аспектам формирования нравственных ценностей в рамках этического взаимодействия с помощью хореографического искусства.
Что подразумевает определение «нравственное воспитание», и в чем его суть? Нравственное воспитание охватывает все стороны личности. Процесс воспитания заключается во взаимодействии педагога и воспитанников, а также в усвоении этических норм, которые в дальнейшем формируют моральное сознание личности, выработку навыков, развитие нравственных чувств и привычек поведения [2]. Таким образом, нравственность может рассматриваться как сложная, многоуровневая система, в основе которой лежат такие качества как разум, воля, чувства.
На первом месте, в центре внимания отечественных педагогов, всегда было нравственное воспитание детей и выбор оптимальных методов и средств, для его реализации.
К.Д. Ушинский и его последователи Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.П. Блонский, П.Д. Успенский, Г. Гурджиев и др. выстраивали свои педагогические концепции на основах гуманистической педагогики и психологии, на необходимости в процессе обучения концентрировать внимание именно на нравственном развитии личности ребенка [5, c. 146-152].
К.Д. Ушинский, выделяет четыре формы проявления духовных явлений: дар слова, художественное или эстетическое чувство, чувство нравственное и религиозное.
К.Н. Вентцель, в частности, теоретик свободного воспитания, подчеркивал важность наблюдения за духовным состоянием человека, развитие нравственной, духовно-творческой личности средствами искусства.
Современные ученые доказывают возможности и силу искусства в формировании нравственных ценностей современной молодежи: Ю.П. Азаров, Л.Н. Азарова и др. Проблема воспитательных возможностей хореографического искусства очевидна и сегодня является чрезвычайно актуальной. О воспитательной функции хореографии в процессе обучения писали известные ученые: М.А. Ведерникова, Е.А. Кузнецов, В.Ю. Никитин, М.Н. Юрьева, В.И. Уральская.
Как показывает практика, занятия танцевальным искусством закладывают основу культурного воспитания, на которой, в дальнейшем, строятся нравственные и эстетические ценности личности.
Эстетика, этика, Социальная психология – составляют основу хореографического искусства. Танец является транслятором морально-нравственных ценностей, обладает интеллектуальной, эмоциональной, визуальной функцией.
Нравственное развитие происходит с помощью танцевальной и драматической среды, стимулирующей интерес обучающихся в процессе цепной реакции или эффекта.
Танец и драматургия, как и изучение языка, литературы, ритмичной речи, запоминание техники, мышления, формирование различных жизненных навыков имеют фундаментальные паттерны и имеют ключевое значение для анализа способов человеческого понимания нравственного поведения.
Эти паттерны могут быть также сконструированы как символические, эмпирические, эстетические, этические и синоптические и применятся в обучении хореографии. Обучение хореографическому искусству детей с учетом индивидуального подхода необходимо осуществлять посредством применения танцевальных и драматических игр.
Танец мы рассматриваем как трансформацию эмпирических жизненных ценностей в символические жизненные ценности на сцене. А танцевальную деятельность, как перформанс и процесс освоения ценностей человеческой жизни через символику. Деятельность по интерпретации и представлению танцев – это деятельность по повышению осведомленности о смысле жизненного опыта и человеческой жизни [7].
Концепция нравственного воспитания средствами хореографии – это «воспитание чувств», развитие индивидуального потенциала «чувства искусства» у детей [7]. Если обучающимся просто дают заучивать наизусть танец без его объяснения его смысла и нравственной составляющей, мы не сможем реализовать данную концепцию.
Этапы нравственного воспитания в процессе обучения хореографии могут быть представлены следующим образом:
- Предварительный этап: педагог рассказывает историю выбранного для освоения танца, обсуждает детали с обучающимися, потом они сами готовят и представляют свои рассказы о понимании танца.
- Подготовка этапа практики исполнения: обучающиеся выбирают один рассказ в качестве названия танцевально-драматического произведения; пишут сценарий танцевально- драматического представления; обсуждают как подготовиться к практической деятельности, подбирают музыкальный материал.
- Выступление: работа обучающихся во время практики исполнения на сцене.
- Заключительный этап: обсуждение выступление, с акцентом на содержательную составляющую танца, чувства, ценности и т.д.
Следует выделить основные принципы нравственного воспитания в процессе обучения хореографии:
- систематичности: взаимосвязь методов, средств, целей, форм, содержания обучения;
- гуманизма: основан на этических нормах и идеалах и ценностях современного общества;
- последовательности: способность в процессе обучения учитывать имеющиеся компетенции у убучающихся, последовательное формирование новых знаний и навыков на основе предыдущих;
- сотрудничества: совместная творческая деятельность педагога и обучающегося, направленная на развитие творческого потенциала обучающегося;
- междисциплинарности: синтез содержания профессиональных и гуманитарных дисциплин с целью достижения поставленной цели – формирования нравственных ориентиров обучающихся.
- учета возрастных и индивидуальных особенностей: подбор хореографического материала нравственной направленности требует знаний возрастных новообразований личности и индивидуальных способностей.
Методологической основой нравственного воспитания детей в процессе обучения хореографии является аксиологический подход. Общечеловеческие и национальные ценности являются главным ориентиром данного подхода в воспитании обучающихся.
Таким образом, главной целью нравственного воспитания детей в процессе обучения хореографии является развитие творческой, социально-ориентированной личности, опирающейся на нормы нравственности и морали, осознавающей свою гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностей.
Процесс профессионального творческого развития личности происходит в целостной культурной среде, способствующей духовному и практическому познанию реальности, личностном творческом проявлении и самоутверждению в различных видах хореографической деятельности, формированию эстетической направленности личности, ценностных ориентаций и отношений в искусстве и творчестве. Хореографическое искусство является особым видом деятельности, выражением которого является художественный способ восприятия, осознания, реализации и организации человеческих движений в пространстве, согласно эстетическим принципам, закономерностям развития хореографического искусства [6, c. 72-83].
Дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те качества характера, которые нужны не только в хореографическом классе, но и в быту. Это годами воспитываются педагогами-хореографами, и определяет успех во многих делах. Чувство ответственности, необходимое в жизни, двигает нас вперед.
Наиболее опытные педагоги дают своим ученикам нечто большее, чем просто овладение техникой танца. Они формируют у молодых артистов чувство мировоззрение, воспитывают эстетический вкус, волю, честность, ум, благородство, преданность выбранной профессии, и конечно патриотизм и самоотверженность, без которых представить гармонично развитого человека невозможно. воспитание артиста балета, соответствующего высоким образцам эстетического и нравственного уровня – важнейшая педагогическая задача.
Литература
- Бахрушин Ю.А. История русского балета. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2009. С. 54-56.
- Калашников А.Г. Педагогическая энциклопедия. Москва: Работник просвещения, 1929. Т. 1. С.129.
- Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. Москва: Планета, 2003. С. 9-10.
- Маслова С.И., Маслова Т.А. Аксиологический подход в педагогике // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3/2. С. 76.
- Христидис Т.В. Художественно-творческое развитие личности в вузе // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: сборник статей и тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социальное и экономическое развитие России: история, современность, противоречия и перспективы» (Москва, 11-12 ноября 2021 г.) / глав. ред. И.В. Вологдина. Москва: МПСУ, 2021. Т. 6. С. 521-526.
- Юрьева М.Н. Конативный компонент в структуре личностно-профессионального становления студента-хореографа в вузе // Духовно-эстетическое воспитание студентов средствами сценических искусств: сборник статей. Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2009. Вып. 3. С. 72- 83.
- Ramlan R., Rozak A. and act. Nurturing moral values among the children: Insights from dance and drama-based learning // International Journal of Engineering & Technology. 2018. № 7 (3.21). PP. 547-551.
Комментарии
Добавить комментарий