Нравственное воспитание детей в процессе обучения хореографии: актуализация проблемы

Разделы психологии: 

Т.В. Христидис Т.Д. Пельмегова

В статье актуализируется проблема нравственного воспитания детей, обучающихся хореографическому искусству. Обозначен потенциал хореографии и классического балета в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Показаны этапы организации процесса нравственного воспитания и принципы.

Ключевые слова: нравственное воспитание, хореография, балет, ценности, аксиологический поход.

T.V. Khristidis T.D. Pelmegova

MORAL EDUCATION OF CHILDREN IN PROCESS OF TEACHING CHOREOGRAPHY: UPDATING THE PROBLEM

The article actualizes the problem of moral education of children studying choreographic art. The potential of choreography and classical ballet in the formation of spiritual and moral values of the younger generation is indicated. The stages of the organization of the process of moral education and principles are shown.

Keywords: moral education, choreography, ballet, values, axiological approach.

Вопросы нравственного воспитания современного человека всегда были и остаются среди приоритетных задач общества. Система общественных ценностей лежит в основе духовно-нравственного воспитания и оказывает непосредственное влияние на формирование мировоззрение личности.

Среди принципов, лежащих в основе духовно-нравственного воспитания личности определенно важным является ориентация на формирование личных нравственных паттернов поведения. Процесс нравственного воспитания включает в себя формирование как минимум трех компонентов: моральное знание; чувство; действие.

Это относится ко всем аспектам формирования нравственных ценностей в рамках этического взаимодействия с помощью хореографического искусства.

Что подразумевает определение «нравственное воспитание», и в чем его суть? Нравственное воспитание охватывает все стороны личности. Процесс воспитания заключается во взаимодействии педагога и воспитанников, а также в усвоении этических норм, которые в дальнейшем формируют моральное сознание личности, выработку навыков, развитие нравственных чувств и привычек поведения [2]. Таким образом, нравственность может рассматриваться как сложная, многоуровневая система, в основе которой лежат такие качества как разум, воля, чувства.

На первом месте, в центре внимания отечественных педагогов, всегда было нравственное воспитание детей и выбор оптимальных методов и средств, для его реализации.

К.Д. Ушинский и его последователи Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.П. Блонский, П.Д. Успенский, Г. Гурджиев и др. выстраивали свои педагогические концепции на основах гуманистической педагогики и психологии, на необходимости в процессе обучения концентрировать внимание именно на нравственном развитии личности ребенка [5, c. 146-152].

К.Д. Ушинский, выделяет четыре формы проявления духовных явлений: дар слова, художественное или эстетическое чувство, чувство нравственное и религиозное.

К.Н. Вентцель, в частности, теоретик свободного воспитания, подчеркивал важность наблюдения за духовным состоянием человека, развитие нравственной, духовно-творческой личности средствами искусства.

Современные ученые доказывают возможности и силу искусства в формировании нравственных ценностей современной молодежи: Ю.П. Азаров, Л.Н. Азарова и др. Проблема воспитательных возможностей хореографического искусства очевидна и сегодня является чрезвычайно актуальной. О воспитательной функции хореографии в процессе обучения писали известные ученые: М.А. Ведерникова, Е.А. Кузнецов, В.Ю. Никитин, М.Н. Юрьева, В.И. Уральская.

Как показывает практика, занятия танцевальным искусством закладывают основу культурного воспитания, на которой, в дальнейшем, строятся нравственные и эстетические ценности личности.

Эстетика, этика, Социальная психология – составляют основу хореографического искусства. Танец является транслятором морально-нравственных ценностей, обладает интеллектуальной, эмоциональной, визуальной функцией.

Нравственное развитие происходит с помощью танцевальной и драматической среды, стимулирующей интерес обучающихся в процессе цепной реакции или эффекта.

Танец и драматургия, как и изучение языка, литературы, ритмичной речи, запоминание техники, мышления, формирование различных жизненных навыков имеют фундаментальные паттерны и имеют ключевое значение для анализа способов человеческого понимания нравственного поведения.

Эти паттерны могут быть также сконструированы как символические, эмпирические, эстетические, этические и синоптические и применятся в обучении хореографии. Обучение хореографическому искусству детей с учетом индивидуального подхода необходимо осуществлять посредством применения танцевальных и драматических игр.

Танец мы рассматриваем как трансформацию эмпирических жизненных ценностей в символические жизненные ценности на сцене. А танцевальную деятельность, как перформанс и процесс освоения ценностей человеческой жизни через символику. Деятельность по интерпретации и представлению танцев – это деятельность по повышению осведомленности о смысле жизненного опыта и человеческой жизни [7].

Концепция нравственного воспитания средствами хореографии – это «воспитание чувств», развитие индивидуального потенциала «чувства искусства» у детей [7]. Если обучающимся просто дают заучивать наизусть танец без его объяснения его смысла и нравственной составляющей, мы не сможем реализовать данную концепцию.

Этапы нравственного воспитания в процессе обучения хореографии могут быть представлены следующим образом:

  1. Предварительный этап: педагог рассказывает историю выбранного для освоения танца, обсуждает детали с обучающимися, потом они сами готовят и представляют свои рассказы о понимании танца.
  2. Подготовка этапа практики исполнения: обучающиеся выбирают один рассказ в качестве названия танцевально-драматического произведения; пишут сценарий танцевально- драматического представления; обсуждают как подготовиться к практической деятельности, подбирают музыкальный материал.
  3. Выступление: работа обучающихся во время практики исполнения на сцене.
  4. Заключительный этап: обсуждение выступление, с акцентом на содержательную составляющую танца, чувства, ценности и т.д.

Следует выделить основные принципы нравственного воспитания в процессе обучения хореографии:

  • систематичности: взаимосвязь методов, средств, целей, форм, содержания обучения;
  • гуманизма: основан на этических нормах и идеалах и ценностях современного общества;
  • последовательности: способность в процессе обучения учитывать имеющиеся компетенции у убучающихся, последовательное формирование новых знаний и навыков на основе предыдущих;
  • сотрудничества: совместная творческая деятельность педагога и обучающегося, направленная на развитие творческого потенциала обучающегося;
  • междисциплинарности: синтез содержания профессиональных и гуманитарных дисциплин с целью достижения поставленной цели – формирования нравственных ориентиров обучающихся.
  • учета возрастных и индивидуальных особенностей: подбор хореографического материала нравственной направленности требует знаний возрастных новообразований личности и индивидуальных способностей.

Методологической основой нравственного воспитания детей в процессе обучения хореографии является аксиологический подход. Общечеловеческие и национальные ценности являются главным ориентиром данного подхода в воспитании обучающихся.

Таким образом, главной целью нравственного воспитания детей в процессе обучения хореографии является развитие творческой, социально-ориентированной личности, опирающейся на нормы нравственности и морали, осознавающей свою гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностей.

Процесс профессионального творческого развития личности происходит в целостной культурной среде, способствующей духовному и практическому познанию реальности, личностном творческом проявлении и самоутверждению в различных видах хореографической деятельности, формированию эстетической направленности личности, ценностных ориентаций и отношений в искусстве и творчестве. Хореографическое искусство является особым видом деятельности, выражением которого является художественный способ восприятия, осознания, реализации и организации человеческих движений в пространстве, согласно эстетическим принципам, закономерностям развития хореографического искусства [6, c. 72-83].

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те качества характера, которые нужны не только в хореографическом классе, но и в быту. Это годами воспитываются педагогами-хореографами, и определяет успех во многих делах. Чувство ответственности, необходимое в жизни, двигает нас вперед.

Наиболее опытные педагоги дают своим ученикам нечто большее, чем просто овладение техникой танца. Они формируют у молодых артистов чувство мировоззрение, воспитывают эстетический вкус, волю, честность, ум, благородство, преданность выбранной профессии, и конечно патриотизм и самоотверженность, без которых представить гармонично развитого человека невозможно. воспитание артиста балета, соответствующего высоким образцам эстетического и нравственного уровня – важнейшая педагогическая задача.

Литература

  1. Бахрушин Ю.А. История русского балета. Санкт-Петербург: Планета музыки, 2009. С. 54-56.
  2. Калашников А.Г. Педагогическая энциклопедия. Москва: Работник просвещения, 1929. Т. 1. С.129.
  3. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. Москва: Планета, 2003. С. 9-10.
  4. Маслова С.И., Маслова Т.А. Аксиологический подход в педагогике // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3/2. С. 76.
  5. Христидис Т.В. Художественно-творческое развитие личности в вузе // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: сборник статей и тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социальное и экономическое развитие России: история, современность, противоречия и перспективы» (Москва, 11-12 ноября 2021 г.) / глав. ред. И.В. Вологдина. Москва: МПСУ, 2021. Т. 6. С. 521-526.
  6. Юрьева М.Н. Конативный компонент в структуре личностно-профессионального становления студента-хореографа в вузе // Духовно-эстетическое воспитание студентов средствами сценических искусств: сборник статей. Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2009. Вып. 3. С. 72- 83.
  7. Ramlan R., Rozak A. and act. Nurturing moral values among the children: Insights from dance and drama-based learning // International Journal of Engineering & Technology. 2018. № 7 (3.21). PP. 547-551.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

6 окт 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Христидис Т.В., Пельмегова Т.Д. Нравственное воспитание детей в процессе обучения хореографии: актуализация проблемы // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей и тезисов по материалам VIII Международной научно-практической конференции / Науч. ред. Т.В. Христидис – М.: МГИК, 2023. – С. 129-134.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки