С.К. Нартова-Бочавер, Р.М. Байрамян, К.С. Чулюкин, В.Г. Ерофеева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Ключевые слова: аутентичность, подростки, младшие школьники, гуманистический подход, экзистенциальный подход, субъектный подход.
Подростковый период во многом определяет дальнейшую судьбу человека, потому что молодые люди формируют представления о своѐм Я и учатся различать истинное и ложное Я (Harter, 2002). В это время возникают условия для формирования аутентичности как способности доверять себе и быть самим собой. Однако на подростков давят и требования внешнего мира, что мешает сформироваться истинному Я. Поэтому необходимо понять, как формируется аутентичность в подростковом возрасте, и определить, какие риски и благоприятные ситуации для еѐ появления существуют.
В нашем исследовании мы рассматривали аутентичность как личностную диспозицию.
Мы использовали три подхода — экзистенциальный, гуманистический и субъектный. В экзистенциальном подходе аутентичность включает самоПонимание, поведение, объективное познание своих онтологических реальностей межличностные отношения (Kernis et al., 2006). В гуманистическом подходе аутентичность определяется как способность жить в соответствии со своими ценностями, противостоять внешнему влиянию и не переживать самоотчуждения (Wood et al., 2008).
Представители гуманистического направления считают, что аутентичным человек может быть только в младенчестве, потому что внешнее влияние приводит к утрате истинного Я. Такая позиция является выражением крайнего индивидуализма, а Россия сочетает в себе черты индивидуалистической и коллективистической культур. Тем не менее мы решили использовать этот подход, так как в подростковом возрасте возникает сильное желание обособиться от других и проявить себя. Мы также использовали субъектно-деятельностной подход С.Л. Рубинштейна (2012), в котором аутентичность формируется в процессе взаимодействия человека с миром и в котором аутентичность не противопоставляется близким отношениям с другими (Nartova-Bochaver et al., 2021).
Генезис аутентичности и еѐ проявление в повседневной жизни подростков недостаточно изучены. Чтобы проверить, как проявляется аутентичность подростков, мы использовали группу сравнения — младших школьников. Исследование было поисковым, поэтому мы не выдвигали гипотезы, а сформулировали исследовательские вопросы:
- Как подростки когнитивно понимают значение «быть собой»?
- Какую роль в ощущении подростками «истинного Я» играют другие люди?
- Что более ощутимо для истинного Я: самопроявление или самоотчуждение?
- Как они эмоционально оценивают себя и свою жизнь?
Для сбора данных мы разработали структурированное Интервью, состоящее из 11 вопросов, на основе трех подходов к аутентичности — экзистенциального, гуманистического и субъектного. Мы получили пять тематических блоков, каждый из которых включал 2–3 вопроса: 1) аутентичная жизнь; 2) принятие внешнего влияния; 3) самоотчуждение; 4) аутентичное поведение; 5) баланс между социальным и индивидуальным.
Мы создали две версии Интервью с одинаковым смыслом для каждой группы, чтобы младшие школьники смогли понять вопросы.
Для анализа данных мы использовали индуктивный качественный контент-анализ, предполагающий формулирование кодов и категорий без заранее выбранной теории. Использовалась разветвлѐнная система кодирования, если в одном ответе встречалось несколько кодов, поэтому количество упоминаний больше количества респондентов. Два кодировщика независимо друг от друга обрабатывали данные, а затем обсуждали полученные результаты. Коды, которые не соответствовали ни одной категории, объединялись в категорию «Разное». Окончательные коды и категории утверждались всей исследовательской группой.
Мы выделили четыре темы, по которым сравнивали подростков и младших школьников: 1) когнитивная оценка истинного Я; 2) отношения с окружающими (дихотомия «Я — Другие»); 3) чувство истинного Я; 4) эмоциональное восприятие истинного Я и своей жизни. Критерий Хи-квадрат (χ²) использовался для анализа различий между категориями. Уникальные категории в каждой возрастной группе исключались при расчѐте критерия χ².
В нашем исследовании приняли участие 330 респондентов из Казани: 163 младших школьника (74 девочки, 87 мальчиков и 2 не определивших свой пол; возраст от 7 до 11 лет; М = 9,4) и 167 подростков (78 девочек и 89 мальчиков; возраст от 12 до 17; М = 14,3). Интервью проводилось письменно в течение 15–20 минут, чтобы снизить влияние исследователя на группы и дать возможность респондентам подумать о своѐм опыте.
Когнитивная оценка истинного Я статистически значимо различается у подростков и младших школьников (χ² = 72,47; df = 8; p < 0,01). Ответы подростков оказались более подробными и дифференцированными. Общее количество слов у подростков — 8509 слов, в среднем — 51 Слово на каждого респондента; у младших школьников — 5402 слова, в среднем — 33 слова на каждого респондента. Подростки, в отличие от младших школьников, осознают, когда проявляется их аутентичность. Наиболее частотными стали категории «Не создавать ложное Я» и «Независимость в мыслях», в то время как для младших школьников — это «Одиночество» и «Независимость в действиях».
Тема «Отношения с другими» (Дихотомия «Я — Другие») также оказалась статистически значимой по всем параметрам. Обнаружено, что для российской культуры отношения с другими людьми не являются угрозой для аутентичности, так как они помогают респондентам понять себя. Хотя для подростков роль других людей уменьшается, они начинают больше ориентироваться на себя (χ² = 32,00; df = 5; p < 0,01). Рядом с другими людьми большинство респондентов из обеих групп не меняет своѐ мнение, если оно отличается от мнения других (χ² = 30,73; df = 5; p < 0,01). Респонденты прислушиваются к собственному голосу чаще, чем к голосам других людей (χ² = 15,64; df = 4; p < 0,01). Также подростки чаще, чем младшие школьники, отвечали, что их чувства наедине с собой и другими не различаются (χ² = 21,34; df = 5; p < 0,01). С взрослением эти тенденции усиливаются, так как подростки чувствуют себя более самостоятельными и доверяют себе больше. Полученные результаты мы объясняем тем, что сепарация должна проходить в поддерживающей среде.
Тема «Чувство истинного Я» состоит из двух частей — самоотчуждения и самопроявления. Большинство респондентов из обеих групп не задумывались, когда они действуют аутентично. Хотя из ответивших подростки в два раза чаще, чем младшие школьники, всегда действуют в соответствии со своим истинным Я (χ² = 33,81; df = 5; p < 0,01). Проявление собственного Я они лучше чувствуют, когда находятся в компании других людей, особенно сверстников. Также в группе подростков выделилась категория «Субъектность», что говорит об усиливающейся автономии. Ситуации, в которых проявляется истинное Я, оказались более разнообразными у подростков — «Трудные жизненные ситуации», «Общение», «Любимое занятие», «Ссоры» (χ² = 14,75; df = 4; p < 0,01).
Несмотря на трудности с определением истинного Я, респонденты понимают, когда они не являются собой. Подростки, в отличие от младших школьников, редко чувствуют, что отчуждаются от себя (χ² = 58,10; df = 5; p < 0,01). Для определения истинного Я и младшие школьники, и подростки опираются на собственные эмоции. Однако у респондентов из обеих групп возникли трудности с обнаружением ресурсов для восстановления аутентичного Я.
Подростки имеют более дифференцированные отношения с собой. В отличие от младших школьников, они принимают себя в большей степени (χ² = 9,39; df = 3; p < 0,05). Однако не обнаружены различия в эмоциональном восприятии своей жизни (χ² = 2,02 < 9,49 при df = 4) и аспектах, которые респондентам нравятся больше всего (χ² = 0,64 < 7,82 при df = 3 и p < 0,05).
Итак, мы обнаружили, что подростки лучше, чем младшие школьники, осознают, что значит быть аутентичным. По 9 из 11 аспектов изучения обнаружены статистически значимые различия между группами. Подростки рассматривают аутентичность как динамический процесс, который развивается в ходе отделения от других, преимущественно взрослых, и включения значимых Других в своѐ Я. Мы считаем, что аутентичность неразрывно связана с вхождением человека в миры других (Рубинштейн, 2012). Подростки пытаются найти баланс между индивидуальным и социальным, что является отражением двойственности российской культуры.
Исследование подготовлено при поддержке РНФ (проект № 20-18-00262).
Литература
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Питер, 2012. 224 с.
- Harter S. Authenticity // C.R. Snyder & S.J. Lopez (eds). Handbook of positive psychology. Oxford University Press, 2002. P. 382–394.
- Kernis M.H., Goldman B.M. A multicomponent conceptualization of authenticity: Theory and research // Advances in Experimental Social Psychology. 2006. Vol. 38. P. 283–357.
- Nartova-Bochaver S.K., Bayramyan R.M., Chulyukin K.S., Yerofeyeva V.G. What it means to be oneself: The everyday ideas of authenticity among primary school children and adolescents in Russia // Psychology in Russia. State of the Art. 2021. Vol. 14(3). P. 3–20.
- Wood A.M., Linley P.A., Maltby J., Baliousis M., Joseph S. The authentic personality: A theoretical and empirical conceptualization and the development of the authenticity scale // Journal of Counseling Psychology. 2008. Vol. 55(3). P. 385–399
Комментарии
Добавить комментарий