О.Ю. Отрокова, О.М. Щербакова Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Москва, Россия
Современное мировое сообщество понимает, что природа и человек взаимодействуют между собой настолько тесно, что забота об экологической обстановке означает действенную охрану благополучия человека [1, 2].
Прежде всего на остроту проблемы обратили внимание деятели высшей школы. В нашей стране большой вклад в осознание этого проекта внесла профессура Московского государственного университета имени Н.Э. Баумана. Экологическое образование в этом вузе имеет свою историю. Здесь еще в 1930 г. была основана кафедра «Техника безопасности», ставшая фундаментом, на котором позже была выстроена система природосберегающего обучения.
В исторической ретроспективе понятно, что первый шаг в данном направлении был сделан д-ром техн. наук, профессором-акустиком, родоначальником дисциплины «Охрана труда в машиностроении» — Е.Я. Юдиным (1914–1991). Он возглавлял коллектив в 1967–1975 гг. При нем кафедра «Э-9» стала подразделением факультета «Энергомашиностроение». В рамках данной публикации интерес к личности ученого вызван тем, что он неоднократно выражал убежденность: все аспекты, связанные с охраной труда, следует перенести из сферы производства в более широкую область, распространив на Природу [3, c. 74–75]. Именно Е.А. Юдин заложил основы для перехода кафедры на новый уровень. Тем, кто пришел ему на смену, предстояло менять устоявшуюся модель на современную парадигму.
Возглавил эту непростую работу в январе 1976 г. д-р техн. наук, профессор С.В. Белов (1932–2013). Он был единомышленником своего предшественника. А потому начал действенно внедрять природоохранные идеи. В методические планы вошли темы, связанные с защитой окружающей среды, приступили к чтению курса «Охрана труда и инженерная экология». Более того, удалось включить новый курс «Защита окружающей среды», в цикл предметов на ФПКП Минвуза СССР. Данные изменения в подходе к преподаванию позволили в 1980 г. переименовать кафедру «Охрана труда» в кафедру «Охрана труда и окружающей среды» и перейти к масштабным переменам в образовательном процессе.
Линия на преподавание природоохранной тематики была продолжена. В 1983 г. студенты получили учебное пособие «Охрана окружающей среды». Выходили и другие издания, некоторое из которых востребованы вузами страны и в настоящее время. Необходимо подчеркнуть, что уже в конце прошлого, XX-го столетия профессор С.В. Белов одним из первых осознал и стал настойчиво продвигать в реальную жизнь мысль о том, что будущее техногенной цивилизации зависит от того, сумеет ли человек обеспечить собственную безопасность и сохранить природу в процессе стремительных технических преобразований. Он был в числе тех немногих, кто четко и ясно заявил, что от верного подхода к защите цивилизации зависит ее устойчивое развитие, что надо научиться не только прогнозировать, но и минимизировать связанные с опасностью риски. Ученый полагал, что в центре всего стоит человек: он — источник опасности, он — и защита от нее. Вот почему человека необходимо воспитывать и обучать. Инструмент перемен С.В. Белов видел в образовании, в обновление которого вложил свой интеллект и свои силы. Исторические факты и документы позволяют утверждать, что именно С.В. Белов является основателем направления «безопасность жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», реализуемой в настоящее время на всех уровнях образования и во всех вузах страны. Стоит отметить, что С.В. Белов полагал, что обучение в области безопасности должно охватывать всю образовательную систему, от дошкольных учреждений, до системы переподготовки преподавателей, и к тому же сопровождаться большой воспитательной работой [4, c. 4–5].
Верность этим постулатам позволила кафедре «Экология и промышленная безопасность» стать сегодня головной кафедрой России по направлению 20.00.00 «Техносферная безопасность» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». В 1990 г. кафедра получила название «Экология и промышленная безопасность». С 2012 г. кафедру « Э-9» возглавляет д-р техн. наук, профессор, ректор Университета А.А. Александров. Сочетание фундаментальной подготовки и скрупулезно выстроенной практики позволяет готовить в стенах МГТУ им. Н.Э. Баумана эрудированного и широко мыслящего профессионала. Выпускники «Э-9» способны давать различные прогнозы относительно состояния окружающей среды, просчитывать степень ее воздействия на человека, умеют проектировать средства защиты природы и человека от неблагоприятных ситуаций, а также готов заниматься комплексными проблемами взаимодействия человека и техносферы и быть на уровне задач, сформулированных ООН в программных документах о необходимости изменения подходов к образованию для осуществления перехода человечества к устойчивому развитию [5].
Литература
- Ивлева М.Л., Ивлев В.Ю., Иноземцев В.А. Психологическая концепция одаренности как тип научного знания и методологические принципы изучения ее философских оснований // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 2. № 4 (18). С. 145–155.
- Бушуева В.В., Губанов Н.Н., Довженко Л.П., Догужиева М.М., Иванова А.С., Малькова Т.П., Мокшанцев Л.В., Назарова И.Р., Нестеренко А.Н., Нехамкин В.А., Плохова М.А., Пирютко Т.А., Торубарова Т.В., Халуторных О.Н., Черногорцева Г.В. В помощь сдающему кандидатский экзамен: методическая разработка для аспирантов МГТУ. М., 2011.
- Александров А.А., Девисилов А.А., Ванаев В.С. Выдающийся акустик. К 100-летию Е.Я. Юдина // Безопасность в техносфере. 2013. Т. 2. № 6. С. 70–76.
- Александров А.А., Федоров И.Б., Девисилов В.А., Коршунов С.В., Жердев А.А., Павлихин Г.П., Суровцев И.Г. Школа профессора С.В. Белова (к юбилею основателя направления «Безопасность жизнедеятельности») // Безопасность в техносфере. 2012. № 6. С. 3–6.
- Otrokova Olga, Inozemtsev Vladimir, Remarchuk Valery, Shcherbakova Olga. «Russian Ecological Education: History of Formation and Development (the end of XX — the beginning of XXI century) «, Proceedings of the International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Ecological Studies (CESSES 2018). Series “Advances in Social Science, Education and Humanities Research”. Paris. Atlantis Press SARL. 2018. Vol. 283. Pр. 18–22. DOI: 10.2991/cesses-18.2018.5
Комментарии
Добавить комментарий