Разделы психологии:
Гайворонская Александра Александровна (Смоленск, Россия) кандидат психологических наук, доцент, зав кафедры филиала ЮНЕСКО, Филиал АНО ВО «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области.
Аннотация. Переживание несправедливых ситуаций в школьной жизни связано с отношениями между значимыми взрослыми (учителями) и подростком. Значимые взрослые (учителя) задают эталоны в поведении подростков и переживание несправедливых ситуаций возникающих по вине учителей оказывает травмирующее воздействие на психику подростка. Неуважение к личности, недоверие, равнодушие являются травмирующими факторами в понимании переживания подростками несправедливых ситуаций, происходящих в школе.
Ключевые слова: переживание, несправедливая ситуация, подросток, значимые взрослые, учитель, доверие, уважение к личности.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках проекта «Чувствительность к справедливости как детерминанта делинквентного и просоциального поведения», проект РФФИ № 17-06-00379-ОГН.
ESPECIALLY THE EXPERIENCES OF ADOLESCENTS UNFAIR SITUATIONS AT SCHOOL
Gaivoronskaya Alexandra Alexandrovna (Smolensk, Russia) candidate of psychological Sciences, associate Professor, head of the Department of UNESCO branch, branch of ANO VO “Moscow Institute of public administration and law” in Smolensk region.
Abstract. The experience of unfair situations in school life is associated with the relationship between significant adults (teachers) and a teenager. Significant adults (teachers) set standards in the behavior of adolescents and the experience of unfair situations arising through the fault of teachers has a traumatic effect on the psyche of a teenager. Disrespect for the person, distrust, indifference are traumatic factors in understanding the experience of adolescent’s unfair situations occurring in school.
Keywords: experience, unfair situation, teenager, significant adults, teacher, trust, respect for personality.
Одной из важнейших социально-психологических проблем школы – это взаимодействие значимых взрослых (учителей) и ребенка-подростка, это проблема переживания несправедливых ситуаций в школьной жизни. Становление личности, взросление сопровождается поиском идентичности, социализация подростка взаимосвязана с переживаниями конфликтных ситуаций в том числе несправедливого характера. Исследование особенностей переживания несправедливых ситуаций глазами подростка поможет улучшить психологический климат в школьной жизни.
Подростковый возраст – это переход от детства к юношеству в возрасте от 12 до 16 лет. В подростковом возрасте происходит физическая и психологическая перестройка организма, выстраиваются отношения со сверстниками, приобретаются ценности, формируются поведенческие стратегии. Для подросткового возраста характерны следующие особенности: переоценка возможностей, стремление к независимости, самостоятельности, проявление обидчивости, повышенная критичность к окружающим [3]. Подросток, изучая других, старается понять себя, свои возможности и особенности. Значимые взрослые для подростков задают эталоны поведенческих стратегий, например, как поступать в ситуациях выбора, как отвечать на вопросы разной сложности, как вести себя в критических ситуациях и т.п.
Феномен переживания рассматривался в работах разных ученых. С.Л. Рубинштейн считал, что переживание – это субъективное отношение человека к окружающему миру выражается в виде эмоций – неопредмеченных, связанных с органическими потребностями и, как правило, неосознаваемых предметных чувств – интеллектуальных, эстетических, моральных и иных, обобщенных или мировоззренческих [4]. Л.С. Выготский полагал, что деятельность и переживание – это единицы анализа социальной ситуации развития. Для перехода от одного возрастного кризиса к другому необходимы переживания [2]. Переживание, по мнению Ф.Е. Василюка, возникает в ситуации невозможности и связано с осмыслением сложной ситуации, поиском внутренней опоры, пониманием смысла страдания [1].
Школьное обучение и воспитание различается по своей структуре, типу взаимоотношений, методам воспитания и другим критериям. В ходе осуществления процесса обучения, воспитания, учителями могут осуществляться так называемые «перегибы», когда по отношению к ребенку – подростку создается критическая ситуация несправедливого характера. В результате ребенку – подростку наносится психологическая травма, сопровождающаяся переживанием. Мы полагаем, что переживание, особенно несправедливой ситуации, развивается во внутриличностный конфликт, может аккумулироваться, иногда сопровождается нарушениями в идентификации (самопринятии), и способствует возникновению проблем в функционировании эмоционально-личностной сферы.
Цель данного исследования – это изучение как происходит переживание подростками несправедливой ситуации в школе, со значимыми взрослыми учителями. Для этого мы использовали метод мини-сочинений, где просили респондентов (подростков) описать ситуацию несправедливого характера. Для качественного анализа мини сочинений мы использовали контент анализ. Контент-анализ был направлен на выявление смысловых единиц сочинений, отражающих тему, пример жизненной ситуации. Глубина интерпретации зависела от ясности, целостности описания данного феномена. Ведущие темы в описании представлений определялись через отношение к чему-либо, как целеполагание, как способ или проявление чего-либо.
В исследовании принимало участие 93 человека, проходящие обучение в школах г. Смоленска. Средний возраст респондентов М=15,4 лет, стандартное отклонение SD=1,81. Различия статистически не значимы (критерий Колмогорова–Смирнова).
Всего было получено 88 протоколов мини сочинений, испорчено (невозможно было прочитать) – 5 протоколов. Формальное отношение к написанию мини – сочинения было выявлено в 4 протоколах. Для анализа использовались 84 протокола.
Основные темы сочинений, которые рассматривались в протоколах были на следующие:
- обвинение (высокая требовательность) со стороны учителя (отвлекается, медленно пишет и т.п.);
- неодинаковое отношение учителя к ученикам;
- наказание за поступки, которые подросток не совершал;
- критика /издевательство, язвительность, ироничность;
- игнорирование, обесценивание действий подростка.
Большинство тем, которые затрагивались в мини сочинениях были связаны с наказаниями за поступки, которые подросток не совершал: «Наша учительница сказала, что я разговариваю на уроке, но это не так» (Игорь, 14 лет), «Я убирал класс, я даже полил цветы, а сказали, что я это не делал» (Виталий, 13 лет). «Очень часто во всех проблемах в учебе обвиняли меня одного» (Дима, 15 лет). Очень болезненна для подростков оказалась тема – неодинаковое отношение учителя к ученикам: «Моя соседка по парте все списала у меня, ей поставили пять, а мне три» (Лиза, 15 лет). «Одна девочка приносила бумагу, выполняла все просьбы и поэтому у нее все пятерки по всем предметам, а на нас даже внимание не обращали» (Лена, 14 лет).
Далее в содержании сочинений описывались ситуации, где учителя использовали насмешки и издевательства над подростками: «Учительница постоянно к нам обращается, называя нас «идиотинами», это было противно» (Вера, 14 лет), «Вера Григорьевна нам рассказывает, что мы глупые и ничего не добьемся в жизни» (Сергей, 15 лет). Описывались в протоколах случаи, когда учитель наказывал неугодных учеников занижая фактический уровень знаний: «Я сам написал контрольную на пять, а учитель мне не поверил и поставил два» (Сергей, 15 лет). «Как только я начала отвечать, учительница перебила меня, и я сбилась» (Аня, 14 лет). «Я учила весь день, я готовилась… а она так изменила вопрос, что я растерялась и не знала, что сказать. А она стояла и смотрела на меня…» (Таня, 14 лет). Далее подростки затрагивали тему, связанную с обвинениями и предъявлением требований: «Елена Николаевна часто говорит, что мы лентяи и ничего не хотим» (Стас, 13 лет) или «Учительница обижается что я не хочу убирать за другими мусор… А зачем… это не я мусорил» (Иван14, лет). «Меня вызвали к директору, я не понимал, что я сделал... Он на меня накричал, было обидно» (Владислав, 13 лет). «Учительница сказала маме, что я не подготовила задание, а я просто забыла тетрадь…» (Марина, 15 лет).
Описывая свои представления о несправедливых ситуациях, подростки рассказывали о своих переживаниях по поводу замечаний об их «неправильном внешнем виде: «Алла Анатольевна сказала моим родителям, что мне надо обрезать волосы. Я ненавижу короткую стрижку» (Света, 15 лет).
В каждом отдельном случае переживание имеет свои индивидуальные черты (особенности) и зависит от уровней психологического климата в классе, в школе. Описывая свои переживания, подростки описывали свои обиды, делились с неуверенностью, страхом непонимания и разочарования. Воздействие несправедливой ситуации может оказать сильное влияние на психику, так что сама ситуация может быть забыта, а переживания могут быть проигнорированы. чувства (обида, растерянность, неПонимание), сопровождающие переживание могут быть подавлены или могут проявиться через какое-то время выражаясь как вспышка гнева, тревожность, мнительность, агрессивность.
В ходе интерпретации мини сочинений респондентов, были выделены ведущие темы, заставляющие переживать подростков, а именно переживание несправедливой ситуации как неравное отношение (к кому-то лучше, к кому-то хуже), как насмешка и критика, как обесценивание («делаешь домашнее задание, не делаешь домашнее задание, все равно три») действий, совершаемых подростком и др. Несправедливые ситуации связаны с неуважением к личности подростка, атмосферой недоверия, равнодушия, что потом способствует возникновению психологической травмы. эмпатия, уважение и доверие к личности подростка помогло бы снизить проявления переживания несправедливой ситуации.
Литература
- Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). – М.: смысл, 2005. – 191 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Проблема возраста. – М.: Педагогика, 1983. – C. 383.
- Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. – 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 376 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 713 с.
Комментарии
Добавить комментарий