Чавдарова-Костова Сийка Георгиева (София, Республика Болгария), доктор педагогических наук, профессор, Софийский университет «Св. Климент Охридски», Факультет педагогики.
Ключевые слова: подготовка учителей, родители, взаимодействие.
PARAMETERS OF UNIVERSITY EDUCATION FOR WORKING WITH PUPILS` PARENTS
Chavdarova-Kostova Siyka Georgieva (Sofia, Republic of Bulgaria), Profеssor, Doctor of Pedagogical Sciences, Sofia University “St. Kliment Ohridski”, Facuty of Pedagogy.
Keywords: teacher training, parents, interaction
Взаимодействие между семьей и школой является серьезной проблемой в наше время. Изменения в социальной жизни, развитие технологии, сокращение числа детей в семье, осуществление инклюзивного образования для детей со специальными образовательными потребностями, увеличение числа детей в школах – мигрантов и из меньшинств, увеличение числа детей, о которых заботятся другие члены семьи из-за отсутствия родителей, отражаются непосредственно на особенностях общения между преподавателями и родителями. Учителя все чаще делятся своими трудностями в общении с родителями, а также становятся более заметными проявления недоверия со стороны родителей к школе и детскому саду. Достаточно упомянуть о случаях, когда болгарские родители ставят записывающие устройства у своих детей или в каком-то месте в детском саду, после чего сделанные записи получают гласность в средствах массовой информации с критикой использованных методов и подходов к детям со стороны учителя и его помощника.
С другой стороны, бесспорными являются достижения партнерства между школами/ детскими садами и семьями. Применяются эффективные методы вовлечения родителей в различные виды деятельности, есть взаимоПонимание и помощь между двумя сторонами. В этой ситуации динамизма и разнообразия взаимоотношений между семьей и учителями подготовка будущих педагогов с точки зрения их взаимодействия с родителями требует оптимального достижения дифференциации для того, чтобы полностью ответить на вызовы современной ситуации.
В статье представлен опыт, накопленный в последние годы в подготовке студентов-педагогов по обязательной дисциплине «Семейная педагогика», которую они изучают уже в начале обучения в качестве бакалавра (на первом курсе – регулярное обучение или два курса заочного обучения). Эта дисциплина отражает как научно-теоретические достижения, так и проблемы ежедневного взаимодействия в семье в ее различных проявлениях. Учебное содержание направлено на то, чтобы ориентировать учащихся на различные проблемы, связанные с воспитанием детей в семейной среде, а также формирование навыков анализа ситуаций, в которых субъекты являются разными представителями семьи. Содержание учитывает потребности будущих специалистов в подготовке к решению проблем взаимоотношений взрослых и детей в семье с учетом специфики и особенностей развития детей.
Поэтому среди ожидаемых результатов обучения дисциплины – овладение студентами базового концептуального аппарата семейной педагогики, знание основных проблемных областей семейной педагогики, формирование навыков для анализа ситуации с воспитательным характером в семейной среде с учетом своей собственной мотивированной позиции по проблемам семейной педагогики.
Содержание учебной программы отражает именно современные потребности практики взаимодействия между школой и семьей. Их значимость устанавливается эмпирически в исследовании, сделанным командой преподавателей Факультета педагогики Софийского университета «Св. Климента Охридского» по заказу Министерства образования и науки, направленном на установление педагогического взаимодействия «семья –образовательные учреждения – социальная среда» (Чавдарова-Koстова С., Господинов Б., Мизова,Б., 2018).
Интерес представляют мнения учителей о родителях. Они измеряются в пятиступенчатой шкале, где 1 – «полностью не согласен», 5 – «полностью согласен»:
– Забота о здоровье детей – 3,96;
– Слишком придирчивый к школе и учителям – 3,80;
– Слишком устали от ежедневных обязательств по обеспечению семьи – 3,78;
– Полный напряженности, что отражено в его контактах с преподавателями – 3,38;
– Обеспокоен образованием своих детей – 3,28;
– Готовность к участию в мероприятиях в поддержку инициатив на уровне класса – 2,81;
– Прислушивается к рекомендациям преподавателей – 2,76;
– Агрессивный по отношения к учителям – 2,75;
– Отвечает требованиям школы – 2,71;
– Проявляет уважение к профессионализму учителей – 2,64;
– Уделяет достаточно внимания своим детям дома – 2,57;
– Помогает своим детям в школьных обязанностях – 2,41;
– Готовы участвовать в мероприятиях в поддержку школьных инициатив – 2,35;
– Обладает хорошей педагогической компетентностью – 1,88.
Комментарий Б. Господинова по случаю представленных результатов заключается в том, что «независимо от признания напряженной и утомительной повседневной жизни, связанной с обеспечением семьи, по словам учителей, от современного болгарского родителя можно желать гораздо большего в направлении построения адекватного отношения к учителю и школе как к институту». С другой стороны, «мнения родителей о преподавателях и особенно о школе не особенно отличаются от мнений учителей о родителях» (Чавдарова-Костова С., Господинов Б., Мизова Б., 2018, с. 37, 38). Ниже приведена конкретная иллюстрация этого заявления:
« – Болгарский учитель является хорошим профессионалом в конкретной предметной области, которую он преподает, – 3,85;
– Болгарский учитель – хороший педагог – 3,35;
– Болгарский учитель подходит к детям индивидуально с учетом их потребностей и способностей – 2,95» (Чавдарова-Костова С., Господинов Б., Мизова Б., 2018, с. 40).
С точки зрения подготовки будущих педагогов к работе с родителями крайне необходимо учитывать потребности родителей в общении с преподавателями. Иллюстрацией этих потребностей является ответ на соответствующий вопрос в настоящем исследовании: «Какие наиболее распространенные причины, требующие общения с учителями/школой ваших детей?» являются: 1 – «самыми редкими»; 5 – «наиболее распространенными».
Ниже представлены результаты ответов родителей:
– Трудности и/или неудовлетворительные достижения ребенка по одному предмету – 2,60;
– Проблемы ребенка с адаптацией в школе (тревожность, беспокойство, агрессия, неПонимание с одноклассниками и др.) – 2,56;
– Проблемы с мотивацией ребенка к обучению определенным предметам – 2,29;
– Обсуждение адекватности профилирования и обучения по предметам по выбору, а также по учебному плану школы для ребенка – 2,24;
– Трудности и/или неудовлетворительные достижения ребенка по нескольким предметам – 2,16;
– Проблемы с дисциплиной и поведением ребенка во время и за пределами учебных занятий – 2,12;
– Обсуждение и планирование образовательной и профессиональной карьеры моего ребенка – 2,06;
– Исключительный Талант моего ребенка – 1,83;
– Особые образовательные потребности моего ребенка – 1,68;
– Проблемы отсутствуют – 1,60.
По словам Б. Господинова, эти результаты являются тревожными, поскольку они «показывают, что, по мнению родителей, нет никакой насущной необходимости в регулярном общении с преподавателями, особенно с негативным впечатлением от низких оценок, необходимости такого общения по проблемам, связанным с дисциплиной и поведением детей во время занятий, с их способностями (одаренностью, талантом) или специальными образовательными потребностями, а также с отсутствием проблем» (Чавдарова-Костова С., Господинов Б., Мизова Б., 2018, с. 44].
Сравнение с мнением преподавателей по этому вопросу свидетельствует о наличии четких различий, что требует соответствующих размышлений относительно эффективности взаимодействия между преподавателями и родителями. Результаты опроса родителей по тому же вопросу отражает следующий рейтинг, иллюстрирующий различия в мнении учителей и родителей:
– Проблемы с дисциплиной и поведением школьника во время занятий и за пределами – 4,33;
– Проблемы ученика с адаптацией в школе (тревожность, беспокойство, агрессия, неПонимание с одноклассниками и т.д.) – 3,88;
– Трудности и/или неудовлетворительные достижения школьника по одному или нескольким предметам – 3,85;
– Проблемы с мотивацией школьника к обучению определенным предметам – 3,76;
– Информирование о предстоящих важных общеобразовательных или классовых мероприятиях – 3,73;
– Проблемы отсутствуют – 3,56;
– Специальные образовательные потребности некоторых школьников – 2,96;
– Исключительный Талант некоторых школьников – 2,90;
– Дискусии с родителями по темам образовательного характера, например, об адекватности профилирования и обучения предметам по выбору, а также по учебному плану школы – 2,66;
– Обсуждение и планирование учебно-профессиональной карьеры школьников – 2,62 (Чавдарова-Костова С., Господинов Б., Мизова Б., 2018, с. 45).
Эти данные свидетельствуют о сложности и многомерном взаимодействии между учителями и родителями. Сегодня это чрезвычайно сложно из-за существенных факторов, влияющих на развитие семьи как социальной формы сожительства, которая вступает в различные отношения с другими компонентами социальной среды, среди которых и учебные заведения – детские сады и школы. Я представляю некоторые из обобщеных выводов, сделанных мною в отношении современного статуса семей в обществе, которые следует принимать во внимание при планировании и организации взаимодействия с ними в детских садах и школах:
Эффективное взаимодействие с родителями сегодня подразумевает учет комплекса факторов, влияющих на возможность семьи в полной мере воспитывать детей:
- Продолжительное отсутствие вне семьи из-за трудовых обязательств, которое определяет время, когда родители могут посвятить воспитанию своих детей. Увеличение этой продолжительности по социально-экономическим причинам – финансовая поддержка семейного бюджета (включая работу за рубежом) – отрицательно сказывается на возможностях ежедневной связи между родителями и детьми, в рамках которых возможно своевременное реагирование на проблемные ситуации, эмоциональные состояния, потребности детей.
- Повышение вариативности партнерских отношений между родителями в семье – брак или несупружеские отношения (включая увеличение количества разводов и разделов, а также результаты этого процесса – увеличение числа одиноких родителей и реконструированных семей) – влияют на эмоциональное состояние детей и их чувство безопасности и стабильности, что, в свою очередь, оказывает влияние на их поведенческие проявления, в том числе на их учебную деятельность, мотивацию и достижения.
С учетом этой динамики подразумевается более глубокое Понимание как поведения детей, так и их родителей, особенно в критические периоды, а также оказание при необходимости психологической и педагогической поддержки педагогическим советником, школьным психологом, классным руководителем, учителями. - Сегодня семьи различаются по разлиным критериям, касающимся социально-экономического положения (образование, профессия, семейный доход, жилая площадь), социально-культурными различиями (этнические, религиозные, национальные, языковые), состоянием здоровья детей или родителей, составом семьи (один или два родителя) количеством детей (один или более) и т.д. Это подразумевает избежание универсальности подхода к работе с детьми и родителями различных типов семей.
Индивидуальный подход необходим как ребенку, так и его родителям или другим взрослым, которые заботятся о нем, что подразумевает получение необходимой информации со стороны образовательной институции об основных характеристиках соответствующих семей, имеющих важность для развития ребенка (Чавдарова-Костова С., Господинов Б., Мизова Б., 2018, с. 31, 32).
Сформулируемые выше выводы имеют прямую связь с изучаемым учебным содержанием по обязательной дисциплине «Семейная педагогика» для студентов специальностей «Педагогика» и «Неформальное образование» факультета педагогики Софийского университета «Св. Климента Охридского».
Основные темы, которые изучаются в университете:
– Специфика процесса воспитания ребенка в семейной среде.
– Детерминанты воспитания ребенка в семейной среде.
– Родители как модель поведения для ребенка. Основные особенности коммуникационного процесса между членами семьи.
– Отношения между детьми в семье.
– Семья с одним ребенком – специфика воспитательного взаимодействия.
– Семья с одним родителем – проявления, специфика воспитательного взаимодействия.
– Вновь сформированные из предыдущих семей – типология, специфика воспитательного взааимодействия.
– Родительские модели поведения в семьях с одаренными детьми.
– воспитание ребенка с особыми образовательными потребностями.
– Отражение социокультурной принадлежности семьи на воспитание детей.
– Отражение социально-экономического положения семьи на воспитание.
– Предки и воспитание детей в семье.
– Модели родительского поведения при взаимодействии со школой.
– Педагогическая культура родителей – сущность, содержание.
В семинарах изучаемые темы конкретизируются, и студенты стимулируются к выполнению переноса теоретических концепций в практику семейного воспитания и взаимодействия с родителями. Например, обсуждаются такие темы:
– Семейные отношения в теоретических концепциях.
– Техники семейной психотерапии, связанные с воспитанием в семейной среде.
– Конфликты в процессе воспитания ребенка в семейной среде.
– Типологии семей с детьми – воспитательные возможности и ограничения.
– Положительные и отрицательные модели родительского поведения для детей.
– Научно-популярная литература для родителей – типология, характеристики.
– Положительные стороны и ограничения конкретных форм взаимодействия между семьей и образовательными институтами.
Для того, чтобы облегчить студентам обучение, был подготовлен профиль учебной дисциплины в электронной системе Moodle (при поддержке Факультета педагогики), где были загружены материалы в дополнение к информации об образовательном содержании и список литературных источников, а также значительное число образовательных ресурсов – статьи преподавателя курса и презентации. В целях облегчения доступа студентов к новейшей информации о проблемах, обсуждаемых в рамках обучения, была издана монография в издательстве Софийского университета (Чавдарова-Koстова С., 2017).
Интерес студентов к курсу «Семейная педагогика» неоспорим. Каждый из них использует сквозь призму жизни в своей семье информацию, полученную во время лекций и дискуссий во время семинаров. Поэтому эффективность обучения этой дисциплины в два раза выше – как в контексте подготовки к профессиональному общению с родителями, так и в личном плане, например, Понимание многомерного влияния семейных отношений на развитие детей.
Литература
- Чавдарова-Костова С. воспитание в структуре семейных отношений. – Университетское издательство «Св. Кл. Климент Охридского», 2017.
- Чавдарова-Костова С., Господинов Б., Мизова Б. Состояние педагогического взаимодействия «семья – учебные заведения – социальная среда». Результаты одного исследования. – Годишник «Св. Климент Охридского», Книга Педагогика, Т. 111, 2018, с. 5–109.
Комментарии
Добавить комментарий