Леонов Н.И.
Современная психология есть система более или менее связанных научных парадигм, каждая из которых объясняет определенные стороны взаимодействия личности с миром и с собой. Личность, как многоуровневое психологическое образование, отражает всю систему социальных и внутренних отношений, что, в принципе, и определяет вектор ее целесообразной активности. Меняется тезаурус в интерпретации и понимании различных аспектов социального поведения личности: вместо адекватного поведения уместно сегодня говорить о целесообразном поведении. Диспозиционный и ситуационные подходы, как объяснительные модели, не всегда обладают достаточной интерпретационной ресурностью в понимании такого типа активности. Тем более, меняется окружающий мир, в котором динамизм и изменения становятся устойчивыми его характеристиками. Следовательно, каждый человек вынужден выстраивать свою концептуальную модель этого мира, где наибольшую значимость в регуляции социального поведения личности приобретают смыслы, ценности и личностные образования, определяющие актуальное поведение, но опосредованные образом ситуаций. Социальные ситуации занимают определенное место в репрезентации социального мира. Они вносят некоторую упорядоченность в общую картину мира, выполняя тем самым, как нам представляется, системообразующую функцию во взаимодействии личности и социума (интериндивидуальный аспект), а также являются системным образованием, иерархически организованным по внутренней своей сути (интраиндивидуальный аспект). С помощью процессов категоризации и интерпретации человек тем или иным образом «определяет» ситуацию. Он не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но определяет её, одновременно «определяя» себя в ней. С помощью механизмов категоризации, стереотипизации, каузальной атрибуции, положительной и отрицательной проекции происходит постижение ее смысла. Результатом функционирования этих механизмов будет построение образа социального мира. Образ социального мира нами определяется как онтологическая реальность, присущая субъекту, которая существует в свернутом виде, является целостной и непротиворечивой для него. Он может носить как осознаваемый, так и неосознаваемый характер, но оказывать влияние на социальное поведение субъекта в личностно значимых ситуациях. Компонентами образа социального мира могут быть представления человека о себе, других людях, отношениях и жизненных ситуациях.
С.Л. Рубинштейн анализировал онтологический аспект бытия, и характеризовал человека как субъекта жизни, впервые высказав мысль о взаимопроникновении человека в мир и мира в человека. Согласно его идеям, человек и мир представляют единую систему, в которой человек, будучи лишь компонентом системы, выполняет в то же время особую роль – он является системообразующим компонентом (Рубинштейн, 2006). Как пишет В. Е. Клочко, человек, которого следует понимать как целостную психологическую систему, выступает не в противопоставлении объективному миру, а в единстве с ним, в своей продленности в ту часть этого мира, которая им «освоена», то есть обладает для него значением, смыслом, ценностью (Клочко, 1998).
Современные представления дают возможность существенно расширить онтологическую картину категории «мир». Концепция «образа мира субъекта», разработанная в отечественной психологии, свободна от ограничений, которые накладывает стимульный подход. Онтологический подход, определяя человека как активного, конструирующего социальную реальность, позволяет нам понять взаимосвязь образов ситуации и реального поведения личности в жизненных ситуациях. Введение в науку категории «субъект» и последовательное обоснование онтологически ориентированного субъектного подхода способствует сегодня решению проблемы всестороннего и многоуровневого выявления закономерностей и механизмов работы внутреннего мира и его влияния на актуальное поведение личности. Это позволило нам эмпирическим путем выявить и описать типы конфликтного поведения руководителей, субъектов образовательного процесса, эффективных сотрудников организации.
Комментарии
Добавить комментарий