Детство в цифровом мире. Чем отличаются современные дети?

Кононова (Бахтова) Ю.В.

Данный доклад основан на подробном изучении современных исследованиях британских и американских учёных (John Oates, Nathalja Gjersoe 2016). Прослушано огромное количество спикеров TED, ещё не переведённых на русский язык, по данной тематике, а также проштудировано большое количество материалов на таких ресурсах, как Psychological Science, PNAS, PLoS One, Science. Всё это адаптировано под российскую действительность практикующим детским психологом. Cовременные технологии меняют мир, меняют нас, меняют наших детей. Но как? Исследования (John Oates и Nathalja Gjersoe) показали, что цифровые технологии сделали детей более одинокими, полными, агрессивными и менее способными на глубокие мысли. Но ведь все современные устройства создавались с целью сделать нашу жизнь счастливее, чтобы мы стали более образованными и смогли бы взаимодействовать с любым человеком со всего мира. Как детский психолог, я переживаю, что мир меняется настолько быстро, а цифровые технологии развиваются так стремительно, что я не смогу оградить своих детей от негативных сторон цифровой жизни. Как я могу гарантировать, что мои дети получают пользу из преимуществ технологии, и при этом оградить их от опасностей цифровой эпохи? В какие игры мне стоит разрешать моим детям играть? Стоит ли мне контролировать эти гаджеты? Несмотря на то, что родители живут со своим ребёнком в одном доме, активного общения между ними не так много. И взрослый, и ребёнок в современных реалиях чаще проводят время за своими гаджетами. Однако это не может удовлетворить базовые потребности ребёнка, в которые входит: потребности в безопасности, любви, принятии, дружбе и внутреннего роста (А. Маслоу).

Нарушаются коммуникативные связи в семье, возникают конфликты, родители испытывают постоянную тревогу и чувство неполноценности «я плохая мать». Поиски информации в книгах, в которых прописаны универсальные советы и общие правильные фразы, ничего не дают, информация в интернете порой усугубляет тревожность родителя. Родители пытаются наладить контакт с ребёнком через покупку новых игрушек и гаджетов. Зачастую в ответ на истерики своего чада, чем положительно подкрепляют данное поведение. И в итоге ни у малыша, ни у родителя истинные потребности не удовлетворяются.

Стоит отметить, что современные дети уже другие на всех уровнях. На физиологическом уровне у них более развиты лобные доли (John Oates и Nathalja Gjersoe); на психологическом уровне они с детства спокойно находятся в больших потоках информации, умеют фильтровать и отсеивать лишнее, при этом у них снижена способность к длительной концентрации внимания; на поведенческом уровне они более подвижны, но менее социализированы вне цифровой жизни. Технологии современного мира изменили нашу жизнь, нас и наших детей. Изменились и приоритеты в навыках: умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, а не стоять на месте, способность быстро найти необходимую информацию, а не знать её наизусть. Роль педагога и родителя значительно меняется.

Огромное количество преимуществ цифровых устройств облегчают нашу жизнь. Большинство профессий не только будущего, но и настоящего неразрывно связано с цифровыми технологиями. Поэтому важно научить ребёнка минимизировать негативные последствия использования гаджетов. Если представить, что современный мир – это поезд, то он несётся по рельсам времени без остановок. Приходится запрыгивать в него на полном ходу – если, конечно, есть желание не отстать от жизни, её нынешних требований, жить насыщенно и интересно. За окнами пролетающих мимо вагонов маячат мировые события, необыкновенные открытия, мода, не только на одежду, музыку, но и на последние модели мобильных телефонов, беспроводных наушников, беспилотных автомобилей. Мир меняется так быстро, что каждому из нас необходимо меняться самому, чтобы успеть за семимильно шагающей современной жизнью, не забывая при этом о главных потребностях ребёнка, которые в первую очередь, могут удовлетворить не гаджеты, а живое искреннее общение с родителями.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 окт 2018

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Кононова (Бахтова) Ю.В. Детство в цифровом мире. Чем отличаются современные дети? // Ананьевские чтения – 2018: Психология личности: традиции и современность: материалы Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 23-26 октября 2018 г. / Под общ. редакцией Н.В. Гришиной, С.Н. Костроминой. Отв. ред. И.Р. Муртазина, М.О. Аванесян – СПб.: Айсинг, 2018. – 496 с. – С. 40. – 0,1 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки