Т.А. Адмакина (Санкт-Петербург) - к. психол. н., доцент СПбГУП
Нередко в сфере искусства можно найти произведения, которые стимулируют реципиента на сложные, неоднозначные эмоции, вызывающие амбивалентную реакцию. Под амбивалентностью эмоционального переживания понимается двойственность, противоречивость (о чувствах, впечатлениях), равная ценность двух и более эмоциональных переживаний. Данный феномен обусловлен потребностью человека испытывать не только простые эмоции (например, радость и возбуждение от прослушивания быстрой мажорной музыки, или горечь и опустошенность от воздействия минора в медленном темпе), но и актуализировать в эмоциональной сфере дифференцированные эмоции более высокого уровня (например, светлая, одухотворенная печаль, возникающая при прослушивании лирических пьес, либо восторг и агрессия, которые стимулируются маршеобразными произведениями). Известно, что человек способен одномоментно, симультанно испытывать полярные переживания, что свидетельствует в пользу системной организации эмоций (Изард, 1988).
В диссертационном исследовании Т.А. Адмакиной (Адмакина, 2012) был обнаружен интересный феномен. У некоторых испытуемых музыкальные стимулы вызывали противоречивые образы и эмоции, что диагностировалось следующим образом: при наличии одновременно двух противоположных по значению ассоциаций в ответ на прозвучавшее музыкальное произведение (например, светлая грусть, приятная тоска, конец и бесконечность, рай и ад), а также в случаях изображения двух контрастных по содержанию образов (например, сочетание солнца и дождя в одном рисунке, маска с веселым и грустным лицом, дерево, наполовину голое, наполовину одетое в листву и т.д.).
Цель исследования: предполагается изучить на музыкальном материале феномен амбивалентных реакций не в когнитивной сфере (диагностируемых в виде образов, ассоциаций), а в области переживаний, и попытаться выяснить причину возникновения таких противоречивых эмоций.
Вопрос исследования: являются ли амбивалентные переживания субъективным, индивидуальным явлением (детерминированным индивидуально-психологическими особенностями реципиента), или имеются системные закономерности (определенные музыкальные стимулы вызывают амбивалентные эмоции у большинства слушателей).
Испытуемые прослушивали 4 музыкальных фрагмента: вариацию № 3 В.А. Моцарта, прелюдию № 16 А.Н. Скрябина, композицию «Я ли в поле» П.И. Чайковского, пьесу «Шопен» из цикла «Карнавал» Р. Шумана. После каждого произведения слушатели заполняли модифицированную методику «Семантический дифференциал», состоящую из десяти однополюсных параметров (оцениваемых от 0 до 3 баллов): энергичность, вдохновение, страх, опустошенность, наслаждение и т.д.
В настоящем исследовании были выделены два параметра методики «Семантический дифференциал» – опустошенность и вдохновение. У каждого испытуемого подсчитывалось сочетание ненулевых показателей по обозначенным признакам. Например, если испытуемый после прослушивания музыкального фрагмента оценивает свое состояние как опустошенное (от 1 до 3 баллов) и одновременно вдохновенное (от 1 до 3 баллов), другими словами, по обоим признакам имеются ненулевые значение, то данная эмоциональная реакция диагностируется как амбивалентная (в номинативной/дихотомической шкале). Далее подсчитывался процент амбивалентных реакций по каждому произведению в ниже обозначенной выборке.
Выборку составили 157 человек от 16 до 26 лет различного профессионального профиля. Представителей мужского пола – 21,65%, женского пола – 78,35%.
Результаты и их обсуждение. Было обнаружено, что некоторые музыкальные произведения вызывают у реципиентов однозначные переживания. Например, произведения Моцарта и Шумана чаще вызывают у испытуемых вдохновение без примеси каких-либо отрицательных эмоций. А музыкальные фрагменты Чайковского и Скрябина помимо вдохновения актуализируют у слушателей еще и опустошенность.
Процент сочетания ненулевых показателей по параметрам вдохновения и опустошенности у одного и того же испытуемого в ответ на конкретное музыкальное произведение распределился следующим образом: Моцарт – 8,2%, Скрябин – 66,8% Шуман – 26,1%, Чайковский – 64,3%.
Сочетание таких противоположных характеристик, как вдохновение и опустошенность в музыкальных фрагментах Скрябина и Чайковского, обусловлено их композицией. В настоящей статье мы не будем анализировать детали музыкального построения, однако авторы нередко используют конкретные приемы для актуализации противоположных эмоций, создающих катарсический эффект. По мнению Л.С. Выготского, произведение искусства заключает в себе противоречие, вызывающее взаимно противоположные чувства, которые затем приводят к эмоциональной разрядке. В монографии «Психология искусства» автор, к примеру, рассуждает о рассказе И. Бунина «Легкое дыхание», где в ритме холодного тона повествуется об убийстве, выстреле, страсти, т.е. способ изложения антагонистичен содержанию, предмету литературного произведения, что и приводит к мучительным переживаниям читающего.
В.М. Аллахвердов в своем труде «Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений» (Аллахвердов, 2001) пишет о том, что создание противоречий в художественном тексте является основным механизмом воздействия произведений искусства на человека. В качестве таких способов он выделяет: соединение в обобщении осознаваемого и неосознанного, конструирование логической невозможности, конструирование двусмысленностей, порождение обманутых ожиданий, игру с символами.
Таким образом, выявлены закономерности в переживании амбивалентных эмоций при прослушивании определенных произведений, другими словами, некоторые музыкальные стимулы чаще вызывают полярные эмоции.
Появление музыки, вызывающей сложные, неоднозначные эмоции, вероятнее всего, связано с процессами социализации человека и усложнением его эмоциональной сферы. Обратимся к филогенезу музыкального искусства. Первоначально музыка выполняла биологически-утилитарную функцию, обеспечивая накопление энергии перед охотой, активизацию жизненных сил в процессе труда, а магические обряды вызывали чувство господства над природой (преобладала потребность в актуализации положительных переживаний, энергетического подъема или успокоении). Появление отрицательных астенических эмоций (печаль, скорбь) в искусстве, видимо, связано с коммуникацией, социальным аспектом существования. Томкинс полагает, что печаль выполняет коммуникативную функцию, она сообщает окружающим о дисгармонии (Tomkins, 1963). Печаль играет важную роль в формировании и развитии механизмов эмпатии (Huebner, lzard, 1988). Б.И. Додонов придерживается позиции, что лирические переживания («опоэтизированная» печаль) возникают в связи с подавленными коммуникативными интенциями людей (Додонов, 1978).
Таким образом, в нашем исследовании обнаружены закономерные явления в переживании амбивалентных эмоций – в зависимости от художественных задач, композиторами создаются такие музыкальные произведения, которые стимулируют большинство слушателей на неоднозначные и/или полярные переживания. Потребность людей испытывать подобного рода эмоции возникла на определенном этапе антропогенеза в связи с усложнением социальной организации, коммуникации людей, что привело к развитию и дифференциации их эмоциональной сферы.
Литература
- Адмакина Т.А. Психологические характеристики эмоциональной отзывчивости на музыку: Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2012.
- Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: ДНК, 2001.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.
- Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2003.
- Tomkins S.S. Affect, imagery, consciousness: II. The negative affects. N. Y.: Springer, 1963.
Комментарии
Добавить комментарий