тезисы в сборнике
Результаты: 73 (страница 1, всего 2 стр.)
1 | Sleep and Intelligence | Ujma P.P. |
General cognitive ability or intelligence and sleep may be correlated through both biological and social mechanisms. The relationship between intelligence and sleep macro- and microstructure has been extensively studied.
|
2 | What Is sleepiness? Association between Subjective and Objective Sleepiness with Cognitive Function | Komada Y. |
Sleep is an important aspect of one’s daily life, and about one-third of a person’s life is spent sleeping. However, the proportion of people getting less than the recommended hours of sleep is increasing.
|
3 | Альтернативные методологии как философское основание когнитивной психологии: Э. Мах и Э. Гуссерль | Бряник Н.В. |
В философских концепциях познания выделяются диаметрально противоположные подходы, связанные с именами Э. Маха и Э. Гуссерля. В механизмах познания они раскрыли такие составляющие, без учета которых продвижение в когнитивной психологии, ориентированной на искусственный интеллект (ИИ), было бы невозможно.
|
4 | Вербализация эмоций в когнитивной теории метафоры: онто-гносеологический аспект | Карташева А.А. |
Метафору можно представить как способ категоризации и концептуализации окружающей действительности, если рассматривать не только опосредованные речью познавательные процессы, но и вербализованные эмоции, влияющие на восприятие мира.
|
5 | Взаимодействие родителей с ребенком раннего возраста с риском РАС: родительская отзывчивость | Галасюк И.Н., Киселев С.Ю. |
Одним из ключевых симптомов у детей раннего возраста из группы риска РАС является отставание в развитии речи. Может ли коммуникативное поведение родителей таких детей влиять на их речевое развитие?
|
6 | Взаимосвязи показателей когнитивного развития и успешности обучения русскому языку как родному у школьников из России, Киргизии и Молдавии | Вербицкая Л.А., Гайдамашко И.В., Зинченко Ю.П., Калмык О.А., Малых С.Б., Тихомирова Т.Н. |
Поиск когнитивных предикторов успешности в обучении языку связывается как с базовыми когнитивными характеристиками – скоростью переработки информации и рабочей памятью, так и с общими – интеллектом.
|
7 | Взаимосвязь прогрессирующей утраты ганглиозных клеток сетчатки с ростом уровня депрессии при глаукоме | Губин Д.Г., Малишевская Т.Н. |
Глаукома сопровождается повреждением комплекса ганглиозных клеток сетчатки (ГКС), что может оказывать влияние на рецепцию фотоимпульсов центральным осциллятором гипоталамуса, нарушая, в частности, синхронизацию биологических часов, а также качество сна, и являться фактором комплексных нейрокогнитивных дисфункций.
|
8 | Внимание в контексте успешной учебно‑профессиональной деятельности курсантов образовательной организации МВД России | Коноплева Е.А. |
Нейрообразование в современном контексте является продуктом интеграции трех основных составляющих: нейронауки, изучающей структуру и функции мозга; педагогики, в частности такой категории, как обучение; психологии, изучающей поведение и психические процессы.
|
9 | Внутренняя речь в понимании Л.С. Выготского | Библер В.С. |
Анализ внутренней речи, осуществленный Л.С. Выготским в книге „Мышление и речь", глубоко продуктивен для всего последующего развития психологии, для понимания самого предмета психологии; анализ этот органически включен в основное русло гуманитарной мысли XX века.
|
10 | Возможности использования Eye-Tracker для обследования детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития | Котюсов А.И., Токарская Л.В. |
В настоящее время наблюдается существенная нехватка средств психолого-педагогической диагностики, доступных для детей с тяжелыми и множественными нарушениями (ТМНР). |
11 | Глазодвигательные индикаторы выраженности синдромов эмоционального выгорания | Барабанщикова В.В., Климова О.А., Ковалев А.И., Меньшикова Г.Я. |
Профессиональные деформации — это широкий класс поведенческих и личностных изменений работника, обусловленных особенностями его профессиональной деятельности. В настоящее время данная проблематика активно изучается с использованием опросников и анкетных психодиагностических методик.
|
12 | Доступность информации в облачном хранилище как фактор запоминания у современных студентов | Водяха Ю.Е., Крылова С.Г. |
Разработка информационных технологий и широкое распространение персональных цифровых устройств привели к формированию у современных людей установки на легкий доступ к источникам информации.
|
13 | Зимне-летние различия в суточном ритме мелатонина у лиц со строгим пятидневным графиком работы | Афтанас Л.И., Даниленко К.В., Кобелев Е., Семенова Е.А. |
Исследование направлено на количественную оценку сезонного изменения суточных ритмов и его соответствия режимам социальной активности и сна у лиц, проживающих в Новосибирске (55 °N).
|
14 | Значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского для современных исследований психологии личности | Божович Л.И. |
В концепции культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского заложен целый ряд идей, которые стали в советской психологии исходными для развития новых исследований и построения оригинальных теоретических положений.
|
15 | Значение сложностной концепции информации для развития сферы когнитивных исследований | Думов А.В., Юшков Р.О. |
Одним из важнейших направлений развития современного философского знания является философия информации — сфера исследования предельных оснований феноменов информационной реальности и существующих в ней отношений.
|
16 | Изменение цветоощущения в эмоциональном состоянии | Шварц Л.А. |
Тезисы докладов совещания по физиологической оптике при биологическом отделении АН СССР. - М., 1946.
|
17 | Инициация смыслообразования обучающихся в дистанционном образовании | Бакаева И.А. |
Современный уровень развития образовательных технологий позволяет организовать образовательный процесс в рамках индивидуальной траектории развития.
|
18 | Интернет-язык vs русский язык: философско-методологический аспект | Блинова О.А. |
Русский язык занимает девятое место среди языков, используемых в Интернете. В результате стираются границы онлайн- и офлайн-коммуникации, изменяя пользователей и порождая как эрозию, так и развитие русского языка.
|
19 | Искусство как когнитивная функция | Копосова Л.В. |
До сих пор существует широко распространенный взгляд на искусство как на нечто избыточное, без чего можно было бы обойтись, некого дополнения к естественной функции объекта или события. Дополнения, существующего только для того, чтобы объект выглядел более эстетично.
|
20 | Использование нейрокогнитивных методов для разработки прогностической модели профессиональной ориентации молодежи | Котюсов А.И., Мальцев А.В., Печеркина А.А., Сыманюк Э.Э. |
Происходящие в общественной, в том числе в профессиональной жизни человека изменения вызывают постоянный повышенный интерес, связанный с необходимостью прогнозирования будущего.
|
21 | Использование принципа нейропластичности при работе с паническими атаками в ходе подготовки к ОГЭ (на примере анализа случая) | Игнатова Е.С. |
В последние годы рост уровня тревожности среди подростков стал особенно заметным. Нестабильное информационное пространство, перенасыщенная учебной и экзаменационной нагрузкой жизнь являются мощными психотравмирующими факторами для учащихся подросткового возраста, который отягощен перестройкой организма, созреванием и развитием нервной системы, общей эмоциональной лабильностью.
|
22 | Исследование процесса умозаключения с помощью технологии ай-трекинга | Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Кисельников А.А., Ковалев А.И., Сухотина К.Г. |
Изучение на эксплицитном и имплицитном уровне психологических механизмов естественных и формализованных рассуждений с помощью современных высокотехнологических исследовательских инструментов когнитивной науки является важной и перспективной областью научного поиска.
|
23 | Исследование специфики творческого решения задач при помощи метода электроэнцефалографии | Смирницкая А.В. |
В решении алгоритмизированных задач ведущую роль играет управляющий контроль (мониторинг промежуточных целей, сопоставление действий с образом конечного результата). Однако является ли решение инсайтных задач специфическим, и какова роль контроля в этом процессе?
|
24 | Исследование эксплицитных и имплицитных критериев эффективности: от методологии к практике | Миролюбова Г.С. |
Деловой мир представляет собой чрезвычайно сложную информационную среду, и для принятия решений и быстрого реагирования на изменение ситуации мы разрабатываем субъективные когнитивные категории, которые дают нам чувство контроля, предсказуемости.
|
25 | Исследование эмоционального интеллекта подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях | Ганина Е.Е. |
Связь когнитивных функций и способности к решению прикладных задач неоднократно становилась предметом специального изучения. Во многих работах авторы подчеркивают более значимую роль в социальной успешности личности — уровень развития эмоционального интеллекта (ЭИ), и около 20% — коэффициент интеллекта, демонстрирующий уровень умственных способностей человека.
|
26 | К вопросу о критерии оценки „зоны ближайшего развития" ребенка | Варданян Г.А. |
Общепризнанно, что диагностика умственного развития ребенка, основывающаяся, по Л.С. Выготскому, на оценке „зоны ближайшего развития", может быть построена только на использовании диагностического испытания в форме обучающего эксперимента.
|
27 | К психологическому аспекту семиотики | Шеншев Л.В. |
Тезисы докладов на II съезде Общества психологов СССР. - М., 1963. - Вып. 1.
|
28 | К. Левин, Л.С. Выготский: переход от метафизической к диалектической психологии как процесс | Бибрих Р.Р., Орлов А.Б. |
В истории психологии наиболее отчетливо обозначены две методологические парадигмы: аристотелевский и галилеевский способы мышления.
|
29 | Когнитивно-стилевой подход к исследованию деструктивных сторон познания | Глуханюк Н.С., Юртаева М.Н. |
Традиционно в фокусе психологических исследований познания находятся его сильные стороны (скорость, пластичность, сложность, целостность и др.). Наше исследование в большей степени сконцентрировано на тех особенностях познавательной деятельности, которые ослабляют способность к продуктивному мышлению, критической оценке и синтезу идей в условиях неопределенности.
|
30 | Когнитивные ресурсы формирования навыка чтения у младших школьников с типичным и атипичным развитием | Малых А.С., Тихомирова Т.Н. |
Проблема поиска когнитивных основ успешности в обучении родному языку разрабатывается прежде всего в исследованиях с включением групп респондентов с типичным развитием, где сообщается о значении уровня развития интеллекта.
|
31 | Л.С. Выготский и социальная психология | Андреева Г.М. |
Исследования роли идей Л.С.Выготского в становлении марксистской социальной психологии практически отсутствуют. Это объясняется, видимо, тем, что прямые высказывания по отдельным социально-психологическим проблемам в его трудах крайне редки.
|
32 | Лонгитюдное исследование развития скорости переработки информации в младшем школьном возрасте | Кузьмина Ю.В., Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Хуснутдинова Э.К. |
В исследованиях развития скорости переработки информации делаются выводы о нелинейном характере изменения этого когнитивного показателя на протяжении всей жизни.
|
33 | Механизм письменной речи и методика обучения письму | Амонашвили Ш.А. |
Несмотря на реорганизацию процесса обучения навыкам письма и усиление работы над развитием устной речи на базе новых программ начальных классов, сдвиг в развитии письменной речи не обнаруживается.
|
34 | Многомерность женственности в гендерных конструктах современного кинематографа | Гизуллина А.В., Харитонов В.В. |
Чем определяются психологические особенности мужчин и женщин? Многие нейрофизиологи часто утверждают, что эти различия еще до рождения во многом предопределены нейронной организацией головного мозга (коннектомом), а гендерные психологи, напротив, убеждены в ведущей роли процессов социализации.
|
35 | Музыкальная терапия как средство развития когнитивных процессов у детей с особенностями психического развития | Фаюстова Е.С. |
Современный подход к абилитации и реабилитации детей с особенностями развития предполагает комплексное воздействие на активность и участие ребенка в разных сферах его жизнедеятельности.
|
36 | Мультиагентная интерпретация рекурсивного художественного текста | Кругликов С.В. |
В настоящее время возрастает значение проблем развития мобильной робототехники, обеспечения групповой управляемости робототехнических систем (РТС), взаимной адаптации социума и техносферы.
|
37 | Негативные последствия нарушения функции циркадианной системы у школьников и студентов | Борисенков М.Ф. |
Социальный джетлаг (СДЛ) — рассогласование между биологическими и социальными часами — имеет целый ряд негативных последствий для когнитивных функций, самочувствия и здоровья человека.
|
38 | Нейрокогнитивные факторы адаптивного обучения в цифровом формате | Клименских М.В., Лебедева Ю.В. |
Когнитивные аспекты лежат в основе любого обучения, в том числе и адаптивного (adaptive learning), которое приобретает все большую значимость в условиях активного включения онлайн-курсов в программы вузов.
|
39 | Нейропсихологическая коррекционная методика «Телесный интеллект» | Габышева В.А. |
Огромное количество детей на сегодняшний день нуждается в своевременной квалифицированной помощи специалистов. На протяжении нескольких лет на базе Тюменского центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи «Нейротори» велась активная работа в области изучения и внедрения в практику телесно-ориентированной терапии в нейропсихологической парадигме.
|
40 | Нейропсихология ≠ когнитивная нейронаука: аргументы и преимущества | Глозман Ж.М. |
Нейронауки представляют в наше время целый комплекс дисциплин, включающий нейробиологию, нейрогенетику, нейрофизиологию, нейроанатомию, нейрохимию, нейропсихологию, нейропсихиатрию, когнитивные нейронауки и даже нейроэкономику.
|
41 | Некоторые приемы диагностики умственного развития в процессе обучения | Калмыкова З.И. |
Тезисы докладов на XV Международном съезде по прикладной психологии. - Любляны, 1964.
|
42 | О зрительном восприятии движения | Дымерский В.Я. |
Тезисы докладов на Всесоюзном совещании психологов. - М., 1955.
|
43 | О мнимом и подлинном содержании „Психологии искусства" Л.С. Выготского | Берхин Н.Б. |
Подлинное содержание „Психологии искусства" до сих пор остается невыявленным в критической литературе. Одни исследователи (А.Н. Леонтьев) считают, что эта работа Выготского и в наше время сохраняет научную актуальность, другие отрицают это (Т.А. Флоренская).
|
44 | О психолингвистических аспектах концепции Л.С. Выготского | Брудный А.А. |
В плане современной психолингвистики особый интерес представляют мысли Л.С. Выготского о слове как „малом мире сознания" и тексте как „малом мире культуры".
|
45 | О роли когнитивного фактора «язык» во вхождении в инокультурный социум | Боднар А.М., Боднар Э.Л. |
О решающей роли языка в общественном преуспеянии знали еще древнегреческие софисты. Сегодня лингвистика и психология речи и языка — строгие когнитивные науки, благодаря которым мы знаем, как ребенок в процессе развития овладевает языком, и тем самым — понятиями, основным инструментом собственно человеческого познания.
|
46 | Объективная оценка нервно-психического развития ребенка — необходимый инструмент ранней реабилитации | Баранов Д.А. |
Актуальными остаются вопросы оптимизации качества оказания медицинской помощи пациентам на ранних этапах онтогенеза [1]. Современные исследования демонстрируют, что первые два-три года жизни ребенка являются важным возрастным периодом, на протяжении которого нервная система младенца обладает значительными компенсаторными возможностями.
|
47 | Основные свойства нервной системы как фактор надежности человека-оператора | Небылицын В.Д. |
Тезисы XV Международного конгресса по прикладной психологии. - Любляны, 1964.
|
48 | Особенности когнитивного ресурса подростков с трудностями в обучении | Лобаскова М.М., Погребовская Е.А. |
В настоящее время существует проблема успешности обучения некоторых категорий детей и подростков, что приобретает особую актуальность в связи с высокими интеллектуальными нагрузками и требованиями к когнитивному ресурсу.
|
49 | Особенности когнитивных ошибок адвокатов | Легостаева Е.С. |
Ранее было показано, что предпосылки исследования когнитивных ошибок имеют философские, физиологические, социальные и психологические корни, связанные с попытками объяснить механизм функционирования познавательных процессов — восприятия, мышления, памяти, внимания и результата этой деятельности — принятия решения.
|
50 | Пополняет ли современная логика когнитивный инструментарий? | Кислов А.Г. |
Развитие логических исследований в прошлом веке было обусловлено математизацией логических теорий и деуниверсализацией классической логики.
|