И.А. Бакаева Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
Ключевые слова: дистанционное образование; познавательная мотивация; смыслообразование; подростки.
Введение. Современный уровень развития образовательных технологий позволяет организовать образовательный процесс в рамках индивидуальной траектории развития. Образовательные эффекты, векторы развития обучающегося, наиболее эффективные технологии дистанционного образования мало изучены в психологической науке. В дистанционном образовании существует два подхода: технологический, когда обучение строится с учетом разнообразных технологий, включающих активность обучающегося посредством специальных программных средств, а также трансляционный, где основной упор делается на онлайн-общение и взаимодействие преподавателя и студентов [1]. При объединении подходов будут достигнуты наилучшие результаты в дистанционном образовании подростков. Предполагается, что применение специальных технологий инициации смыслообразования (проблемных заданий, креативно-смысловых задач и др.) повышает уровень познавательной мотивации обучающихся, следовательно, способствует успешному когнитивному и личностному развитию подростка. Под технологиями инициации самостоятельной деятельности рассматривается система взаимодействия педагогов и учащихся в образовательном процессе, построенная с целью развития у последних навыков индивидуальной работы в соответствии с принципами формирования самостоятельности [2]. Цель исследования — изучить особенности смысловых инициаций в развитии познавательной мотивации обучающихся в дистанционном образовании.
Материалы и методы: методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой; методика изучения направленности на приобретение знаний Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой; тест-опросник измерения мотивации достижения (модификация тест-опросника А. Мехрабиана). Исследование организовано на базе Регионального центра дистанционного образования одаренных детей, г. Ростов-на-Дону, в нем приняли участие 157 обучающихся очной и дистанционной форм обучения 13–18 лет. Исследование проводилось в формате формирующего эксперимента и продолжалось семь месяцев. В эксперименте подростки были поделены на три группы: первая обучалась по дистанционной форме с включением технологий смысловых инициаций, вторая — в формате онлайн-взаимодействия, третья — в очном формате.
Результаты. Констатирующий эксперимент показал: у подростков, обучавшихся по дистанционной форме, уровень внутренней учебной мотивации повышен, как и направленность на приобретение знаний. Проявляется стремление избегать неудач в мотивации достижения всех обследуемых подростков. В процессе формирующего эксперимента уровень развития внутренней учебной мотивации в целом в группах дистанционной формы обучения (ДО) несколько снизился, в группе очной формы вырос. Выраженность познавательного мотива повысилась в группах дистaнционной формы обучения, снизилась в традиционной; при этом в группе подростков, занимающихся дистанционно с применением технологий смыслообразования, она выросла, а в группе ДО без использования технологий снизилась; соответственно, использование технологий инициации в ДО без системности и передача ответственности в процессе участия в дистанционном курсе на самих подростков снижают учебную и познавательную мотивацию. В группе, в которой применялись технологии смыслообразоватеьных инициаций, у учащихся проявилась мотивация к достижению успеха, чего не наблюдалось в других группах.
Заключение. Внутренняя учебная и познавательная мотивация, мотивация достижения подростков, обучающихся дистанционно, связана с технологиями, внедряемыми в образовательный процесс. Самостоятельная познавательная деятельность, инициируемая смыслообразовательными технологиями, изменяет сущность мотивации, смещая акценты с учебной деятельности на познавательную. Обучающиеся, систематически занимающиеся с применением технологий смыслообразования, повышают свой личностный и когнитивный уровень через внутренние смысловые структуры сознания.
- Лебедева М.Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. СПб. : БХВ — Петербург, 2010. 336 с.
- Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Гриднева С.В. Управляемое самостоятельное обучение в системе высшего профессионального образования: теория и практика : практико-ориентир. моногр. Ростов н/Д : Изд-во ЮФУ, 2014. 400 с.
Комментарии
Добавить комментарий