Е.С. Фаюстова Центр когнитивных технологий детской поликлиники «УГМК‑здоровье», Екатеринбург, Россия.
Ключевые слова: музыкальная терапия; когнитивные процессы; Реабилитация; детский возраст.
Введение. Современный подход к абилитации и реабилитации детей с особенностями развития предполагает комплексное воздействие на активность и участие ребенка в разных сферах его жизнедеятельности. Это требует от помогающих специалистов поиска новых способов взаимодействия с ребенком, и музыкальная терапия является одним из них.
Материалы и методы. Влияние музыкальной терапии на развитие когнитивных процессов у детей с особенностями психического развития теоретически обосновано концепцией неврологической музыкальной терапии [1], в частности, моделью R-SMM (Rational Scientific Mediating Model). R-SMM — это неврологическая научная модель восприятия и воспроизведения музыки, изучающая связь между музыкальным и немузыкальным поведением и возможности использования музыки для достижения немузыкальных целей. В человеческом мозге нет определенного участка, отвечающего за восприятие и воспроизведение музыки, это множественные участки коры головного мозга в обоих полушариях и подкорковые структуры. Согласно R-SMM, общие нейронные связи позволяют с помощью музыки оптимизировать перенастройку смежных функ‑ ций мозга, отвечающих за память, внимание, моторику, перцепцию, эмоции, речь, исполнительские функции. Для того, чтобы максимизировать общие нейронные связи, мы дополняем концепцию неврологической музыкальной терапии базовыми принципами креативной педагогики Карла Орфа и Гунильд Кетман, ориентируясь на понятие элементарной музыки («элементарная» — от слова «элемент»): «Элементарная музыка — это не одна чистая музыка, она связана с движением, танцем и словом; это музыка, которую нужно создавать самому, в которую каждый вовлечен не только как слушатель, но и как исполнитель» [2]. В работе с детьми с особыми потребностями мы используем элементарную музыку как единство нескольких равноценных, дополняющих друг друга и взаимосвязанных художественных форм выражения — речи, пения, танца и игры на инструментах. Это единство реализуется через детскую игру.
В планировании и проведении музыкально-терапевтических сессий мы пользуемся следующими инструментами: (1) единство речи и движения: слово или сочетание звуков рождает движение, движение рождает слово или сочетание звуков; (2) единство музыки и движения: музыка рождает движение, движение рождает музыку; (3) единство музыки и речи: речь музыкальна и рождает музыку (песню), пение может трансформироваться в речь, музыка может рождать речевые импульсы, а речевые импульсы — превращаться в музыку; (4) единство музыки, речи, движения, иногда рисования: музыкальная игра «здесь и сейчас» на основе актуального интереса и состояния ребенка; (5) единство слуховых, зрительных, осязательных, вестибулярных (иногда обонятельных и вкусовых) ощущений в процессе восприятия и воспроизведения музыки. Ориентация на наиболее освоенный ребенком способ получения информации об окружающем мире и постепенное обогащение другими способами с использованием музыки как среды для такого исследования; (6) вариативность использования игровых материалов (звучащих предметов, музыкальных инструментов, сенсорных материалов, музыки, песен, фольклора, поэзии) — один и тот же материал используется по-разному: меняются игровые смыслы, способ использования или орган чувств, на который ориентирована игра.
Результаты. Представленные методы позволяют эффективно влиять на немузыкальное поведение, функции и самочувствие ребенка. Мы постоянно стремимся к тому, чтобы отработанные в музыке навыки ребенок мог перенести в свою реальную жизнь.
Заключение. Музыкальная терапия позволяет выстроить взаи‑ модействие с ребенком на основе его активности, интереса и инициативы. Это обеспечивает устойчивые результаты в динамике развития когнитивных процессов.
- Handbook of Neurologic Music Therapy / ed. by M. H. Thaut, V. Hoemberg. Oxford Univ. Press, 2014. 400 p.
- Хартман В., Хазельбах Б. Принципы Орф-Шульверка // Орф Фокус : электрон. б-ка : [сайт]. URL: https://www.orff.ru/biblioteka/chto-takoe-orfshulverk (дата обращения: 11.10.2019).
- Хартман В., Хазельбах Б. Принципы Орф-Шульверка // Вестн. Пед. о-ва Карла Орфа. 2016–2017.
Комментарии
Добавить комментарий