К вопросу о различении социального и эмоционального интеллектов

Институт Психологии Творчества (Россия, Москва)

Аннотация Существует много подходов к пониманию феноменов социального и эмоционального интеллектов, включая смешанные модели. В данной статье эмоциональный и социальный интеллект понимаются как самостоятельные, хоть и связанные, явления. И эмоциональный, и социальный интеллект в своей структуре имеют когнитивную и поведенческую составляющие, однако наполненность этих составляющих для каждого интеллекта - разная.

Ключевые слова: социальный интеллект, эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, коммуникация, эмоции, поведение.

Abstract There are many approaches to understanding the phenomena of social and emotional intelligence, including mixed models. In this article, emotional and social intelligence are understood as related but separate phenomena. Both emotional and social intelligence in their structure have cognitive and behavioral components, however, the fullness of these components for each intelligence is different.

Keywords: social intelligence, emotional intelligence, emotional competence, communication, emotions, behavior.

Вопрос о различии эмоционального и социального интеллектов все еще открыт в научном поле. Это объясняется, в частности, тем, что эмоциональный интеллект включает в себя социальную составляющую и наоборот - социальный интеллект подразумевает когнитивную и аффективную (эмоциональную) составляющие. Кроме того, развитый эмоциональный интеллект, в ряде случаев, влечет за собой социальную успешность личности, что дает возможность прийти к подобному же выводу: социальный интеллект тесно связан с эмоциональным. Довод в пользу необходимости различения “зон ответственности” социального и эмоционального интеллектов - тесная их взаимосвязанность в процессе социального взаимодействия субъекта; любая социальная коммуникация эмоционально окрашена, а также способность распознавать эмоции и управлять ими влияет на процесс коммуникации и ее результат.

По нашему мнению, говорить о различении эмоционального и социального интеллектов необходимо, привлекая понятие эмоциональной компетентности. Эмоциональная компетентность — “это умение осознавать свои эмоции и эмоции партнера по общению, анализировать их и управлять ими, с целью выбора наиболее эффективного поведения в конкретной ситуации” [5]. Эмоциональная компетентность включает в себя не только уровень развития эмоционального интеллекта личности (как способности, прежде всего, распознавать свои эмоции), но и способность личности управлять своими эмоциями, а также - целенаправленно влиять на эмоции других людей. При этом развитие эмоционального интеллекта приходится, преимущественно, на детский период становления личности, а развитие эмоциональной компетентности происходит, как правило, в более позднем возрасте, и зависит, на наш взгляд, от социального опыта, накопленного личностью. Как видим, эмоциональная компетентность - понятие, связанное как с эмоциональной так и с социальной сферами личности.

Некоторые авторы пишут о собирательном термине, описывающем единый феномен - “социально-эмоциональном интеллекте”. Однако, анализ статей, в которых упоминался этот термин показал, что авторы, за редким исключением, не дают определения социально-эмоционального интеллекта, а пишут об истории понятий “социальный” и “эмоциональный” интеллект, а также определяют сущность каждого из них в отдельности. В статье, описывающей “социально-эмоциональный интеллект” как единое понятие, упоминается, что ему соответствует смешанная модель интеллектов, - социального и эмоционального, - принятая в среде бизнес-тренеров и тренеров личностного роста [2, 4, 6]. По нашему мнению, с точки зрения науки такой термин не вполне корректен, потому что остается по-прежнему невыясненным его конкретное смысловое наполнение, а также отличие от родственных понятий эмоционального интеллекта, социального интеллекта, эмоциональной и социальной компетентностей.

С появлением терминов “эмоциональный интеллект” и “социальный интеллект” в научной среде возник ряд вопросов: являются ли они разновидностями общего интеллекта; как соотносятся “социальный” и “эмоциональный” интеллект с коммуникативными чертами личности, а также со степенью сформированности аффективной и социально-регуляторной сфер психического функционирования личности [1]. Данные вопросы до сих пор не имеют единого решения. Н.А. Батурин и Л.Г. Матвеева предлагают различать эти виды интеллекта через объект когнитивного познания. Так, объект когнитивного познания в общем интеллекте - “информационные процессы, собственно познавательные процессы”, в эмоциональном интеллекте - “переживания, эмоции и чувства других людей и самого субъекта познания, все, что относится к эмоциональной сфере”, в социальном интеллекте - “социальные интерактивные отношения и взаимодействие в группах, в том числе собственные отношения субъекта познания” [1, с.6]. Как видим, все три феномена (общий, эмоциональный, социальный интеллекты) являются когнитивными, то есть - собственно, видами интеллекта, т.к. предполагают “когнитивное” решение эмоциональных и социальных задач, “когнитивное” оперирование объектами, имеющими эмоциональную или социальную природу. Тем не менее, наряду с “когнитивными” методами, в ходе решения эмоционально- и социально-интеллектуальных задач используются “некогнитивные”: эмпатия, интуиция, инсайт и т.д. [1].

Необходимо отметить, что субъект (носитель эмоционального и социального интеллектов) совпадает в этом контексте с объектом социально-интеллектуального и социально-эмоционального постижения (познания). Иными словами, речь идет о познании субъектом (в первую очередь) собственных эмоций, а также - себя в качестве носителя этих эмоций, и субъекта социального взаимодействия. Мы говорим о совпадении субъекта и объекта эмоционального интеллекта: познавая собственную эмоциональную сферу, мы являемся одновременно субъектом и объектом познания. То же самое касается социального интеллекта: являясь субъектом социального действия (или социальной коммуникации), мы одновременно оцениваем себя в этом качестве, а также успешность социальных действий или коммуникации (при этом являясь объектом собственного познания).

Проблема связанности и различения эмоционального и социального интеллектов обусловлена также близостью эмоциональной и социальной сфер. Социальное взаимодействие, общение предполагает задействование эмоциональной сферы субъекта. эмоции можно рассматривать как социальный феномен: “все эмоции социальны” (Р.Давидсон); кроме того, у любого социального взаимодействия есть эмоциональный аспект. Д. Гоулмен также полагал, что «наши социальные взаимодействия являются двигателем наших эмоций», что говорит об эмоциональности социального взаимодействия и социальности эмоций [1].

А.И.Савенков отмечает, что интеллектуальная, когнитивная составляющая не всегда самодостаточна, когда речь идет об оценивании эмоций или социального взаимодействия. Необходимо привлечение также невербального, поведенческого способа оценивания эмоций и коммуникации. Так, С. Космитский и О.Джон предложили концепцию социального интеллекта, включающую семь составляющих, объединенных в две группы: «когнитивные» и «поведенческие». Авторы исходили из понимания социального интеллекта как области, в которой когнитивное и аффективное взаимодействуют [3].

По нашему мнению, эмоциональный интеллект также включает в себя когнитивную и поведенческую составляющие. Однако наполнение этих составляющих в социальном и эмоциональном интеллекте - разное. Так, в социальном интеллекте когнитивная составляющая включает в себя: оценку перспективы (перспективы коммуникации, успешности общения), Понимание людей (мотива и цели их общения), знание специальных правил (формальных и неформальных социальных норм, правил взаимодействия), открытость во взаимодействии с окружающими. В эмоциональном интеллекте когнитивная составляющая включает: Понимание собственных и чужих эмоций, идентификация, Понимание причин их появления и оценивание последствий эмоций. Поведенческая составляющая в социальном интеллекте - это способность к общению вообще, а также ряд отдельных коммуникативных способностей: способность слушать и понимать собеседника, способность к межличностному и коллективному взаимодействию, способность к социальной адаптации, стрессоустойчивость и т.д. Поведенческая составляющая в эмоциональном интеллекте касается управления собственными эмоциями, эмоциями других людей, регулировать собственные эмоции и использовать эмоциональную информацию для принятия решений во взаимодействии с собой и с другими людьми.

Еще одним различием социального и эмоционального интеллектов является, по нашему мнению, то, что социальный интеллект направлен, в большей мере, на цель коммуникации (целерациональный компонент, направленность на успех общения), а эмоциональный - на процесс коммуникации, - как социальной, так и внутриличностной. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на близость сфер приложения эмоционального и социального интеллектов, их взаимосвязь, а также отсутствие единой концепции различения эмоционального и социального интеллектов, - они являются разными, самостоятельными феноменами.

***

  1. Батурин Н.А., Матвеева Л.Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность // Вестник ЮУрГУ. № 42 2009 С. 4–10.
  2. Голубева, Н.Б. Социально-эмоциональный интеллект в стратегии формирования профессиональных качеств личности // Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - № 3-2. - С.28-34.
  3. Савенков, А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 128 с.
  4. Сидорина, Т.В. Аксиоматика социально-эмоционального интеллекта в структуре профессиональной компетентности специалиста // Евразийский Союз Ученых. 2015. №9-3 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiomatika-sotsialno-emotsionalnogo-i... (дата обращения: 03.05.2021)
  5. Французова, О.Е. Эмоциональная компетентность личности как предмет исследования // Материалы всероссийской конференции “Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы. - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/profe... (дата обращения: 03.05.2021)
  6. Эмоциональный, социальный и социально-эмоциональный интеллект. - [Электонный источник]. - Режим доступа: https://experimental-psychic.ru/ehmocionalnyj-i-socialnyj-intellekt/ (дата обращения: 03.05.2021)

Автор(ы): 

Дата публикации: 

23 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Зорина Н.Н. К вопросу о различении социального и эмоционального интеллектов // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 73-8. – С. 17-20.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки