Институт Психологии Творчества (Россия, Москва)
Ключевые слова: социальный интеллект, эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, коммуникация, эмоции, поведение.
Keywords: social intelligence, emotional intelligence, emotional competence, communication, emotions, behavior.
Вопрос о различии эмоционального и социального интеллектов все еще открыт в научном поле. Это объясняется, в частности, тем, что эмоциональный интеллект включает в себя социальную составляющую и наоборот - социальный интеллект подразумевает когнитивную и аффективную (эмоциональную) составляющие. Кроме того, развитый эмоциональный интеллект, в ряде случаев, влечет за собой социальную успешность личности, что дает возможность прийти к подобному же выводу: социальный интеллект тесно связан с эмоциональным. Довод в пользу необходимости различения “зон ответственности” социального и эмоционального интеллектов - тесная их взаимосвязанность в процессе социального взаимодействия субъекта; любая социальная коммуникация эмоционально окрашена, а также способность распознавать эмоции и управлять ими влияет на процесс коммуникации и ее результат.
По нашему мнению, говорить о различении эмоционального и социального интеллектов необходимо, привлекая понятие эмоциональной компетентности. Эмоциональная компетентность — “это умение осознавать свои эмоции и эмоции партнера по общению, анализировать их и управлять ими, с целью выбора наиболее эффективного поведения в конкретной ситуации” [5]. Эмоциональная компетентность включает в себя не только уровень развития эмоционального интеллекта личности (как способности, прежде всего, распознавать свои эмоции), но и способность личности управлять своими эмоциями, а также - целенаправленно влиять на эмоции других людей. При этом развитие эмоционального интеллекта приходится, преимущественно, на детский период становления личности, а развитие эмоциональной компетентности происходит, как правило, в более позднем возрасте, и зависит, на наш взгляд, от социального опыта, накопленного личностью. Как видим, эмоциональная компетентность - понятие, связанное как с эмоциональной так и с социальной сферами личности.
Некоторые авторы пишут о собирательном термине, описывающем единый феномен - “социально-эмоциональном интеллекте”. Однако, анализ статей, в которых упоминался этот термин показал, что авторы, за редким исключением, не дают определения социально-эмоционального интеллекта, а пишут об истории понятий “социальный” и “эмоциональный” интеллект, а также определяют сущность каждого из них в отдельности. В статье, описывающей “социально-эмоциональный интеллект” как единое понятие, упоминается, что ему соответствует смешанная модель интеллектов, - социального и эмоционального, - принятая в среде бизнес-тренеров и тренеров личностного роста [2, 4, 6]. По нашему мнению, с точки зрения науки такой термин не вполне корректен, потому что остается по-прежнему невыясненным его конкретное смысловое наполнение, а также отличие от родственных понятий эмоционального интеллекта, социального интеллекта, эмоциональной и социальной компетентностей.
С появлением терминов “эмоциональный интеллект” и “социальный интеллект” в научной среде возник ряд вопросов: являются ли они разновидностями общего интеллекта; как соотносятся “социальный” и “эмоциональный” интеллект с коммуникативными чертами личности, а также со степенью сформированности аффективной и социально-регуляторной сфер психического функционирования личности [1]. Данные вопросы до сих пор не имеют единого решения. Н.А. Батурин и Л.Г. Матвеева предлагают различать эти виды интеллекта через объект когнитивного познания. Так, объект когнитивного познания в общем интеллекте - “информационные процессы, собственно познавательные процессы”, в эмоциональном интеллекте - “переживания, эмоции и чувства других людей и самого субъекта познания, все, что относится к эмоциональной сфере”, в социальном интеллекте - “социальные интерактивные отношения и взаимодействие в группах, в том числе собственные отношения субъекта познания” [1, с.6]. Как видим, все три феномена (общий, эмоциональный, социальный интеллекты) являются когнитивными, то есть - собственно, видами интеллекта, т.к. предполагают “когнитивное” решение эмоциональных и социальных задач, “когнитивное” оперирование объектами, имеющими эмоциональную или социальную природу. Тем не менее, наряду с “когнитивными” методами, в ходе решения эмоционально- и социально-интеллектуальных задач используются “некогнитивные”: эмпатия, интуиция, инсайт и т.д. [1].
Необходимо отметить, что субъект (носитель эмоционального и социального интеллектов) совпадает в этом контексте с объектом социально-интеллектуального и социально-эмоционального постижения (познания). Иными словами, речь идет о познании субъектом (в первую очередь) собственных эмоций, а также - себя в качестве носителя этих эмоций, и субъекта социального взаимодействия. Мы говорим о совпадении субъекта и объекта эмоционального интеллекта: познавая собственную эмоциональную сферу, мы являемся одновременно субъектом и объектом познания. То же самое касается социального интеллекта: являясь субъектом социального действия (или социальной коммуникации), мы одновременно оцениваем себя в этом качестве, а также успешность социальных действий или коммуникации (при этом являясь объектом собственного познания).
Проблема связанности и различения эмоционального и социального интеллектов обусловлена также близостью эмоциональной и социальной сфер. Социальное взаимодействие, общение предполагает задействование эмоциональной сферы субъекта. эмоции можно рассматривать как социальный феномен: “все эмоции социальны” (Р.Давидсон); кроме того, у любого социального взаимодействия есть эмоциональный аспект. Д. Гоулмен также полагал, что «наши социальные взаимодействия являются двигателем наших эмоций», что говорит об эмоциональности социального взаимодействия и социальности эмоций [1].
А.И.Савенков отмечает, что интеллектуальная, когнитивная составляющая не всегда самодостаточна, когда речь идет об оценивании эмоций или социального взаимодействия. Необходимо привлечение также невербального, поведенческого способа оценивания эмоций и коммуникации. Так, С. Космитский и О.Джон предложили концепцию социального интеллекта, включающую семь составляющих, объединенных в две группы: «когнитивные» и «поведенческие». Авторы исходили из понимания социального интеллекта как области, в которой когнитивное и аффективное взаимодействуют [3].
По нашему мнению, эмоциональный интеллект также включает в себя когнитивную и поведенческую составляющие. Однако наполнение этих составляющих в социальном и эмоциональном интеллекте - разное. Так, в социальном интеллекте когнитивная составляющая включает в себя: оценку перспективы (перспективы коммуникации, успешности общения), понимание людей (мотива и цели их общения), знание специальных правил (формальных и неформальных социальных норм, правил взаимодействия), открытость во взаимодействии с окружающими. В эмоциональном интеллекте когнитивная составляющая включает: понимание собственных и чужих эмоций, идентификация, понимание причин их появления и оценивание последствий эмоций. Поведенческая составляющая в социальном интеллекте - это способность к общению вообще, а также ряд отдельных коммуникативных способностей: способность слушать и понимать собеседника, способность к межличностному и коллективному взаимодействию, способность к социальной адаптации, стрессоустойчивость и т.д. Поведенческая составляющая в эмоциональном интеллекте касается управления собственными эмоциями, эмоциями других людей, регулировать собственные эмоции и использовать эмоциональную информацию для принятия решений во взаимодействии с собой и с другими людьми.
Еще одним различием социального и эмоционального интеллектов является, по нашему мнению, то, что социальный интеллект направлен, в большей мере, на цель коммуникации (целерациональный компонент, направленность на успех общения), а эмоциональный - на процесс коммуникации, - как социальной, так и внутриличностной. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на близость сфер приложения эмоционального и социального интеллектов, их взаимосвязь, а также отсутствие единой концепции различения эмоционального и социального интеллектов, - они являются разными, самостоятельными феноменами.
***
- Батурин Н.А., Матвеева Л.Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность // Вестник ЮУрГУ. № 42 2009 С. 4–10.
- Голубева, Н.Б. Социально-эмоциональный интеллект в стратегии формирования профессиональных качеств личности // Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - № 3-2. - С.28-34.
- Савенков, А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 128 с.
- Сидорина, Т.В. Аксиоматика социально-эмоционального интеллекта в структуре профессиональной компетентности специалиста // Евразийский Союз Ученых. 2015. №9-3 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiomatika-sotsialno-emotsionalnogo-i... (дата обращения: 03.05.2021)
- Французова, О.Е. Эмоциональная компетентность личности как предмет исследования // Материалы всероссийской конференции “Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы. - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/profe... (дата обращения: 03.05.2021)
- Эмоциональный, социальный и социально-эмоциональный интеллект. - [Электонный источник]. - Режим доступа: https://experimental-psychic.ru/ehmocionalnyj-i-socialnyj-intellekt/ (дата обращения: 03.05.2021)
Комментарии
Добавить комментарий