Разделы психологии:
ГАЛАНОВА Ирина Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Московского финансово-юридического университета (МФЮА).
В настоящее время расширение представлений о поведении человека и формирование гендерной культуры студентов является крайне важной и актуальной задачей обучения. Особенно актуально это для студентов экономического профиля, поскольку именно эта сфера жизни столь динамично изменяется. Мы используем приведенные ниже материалы при преподавании дисциплины «Психология и педагогика» студентам факультетов управления и права, бизнеса и права, юридического факультета Московского финансово-юридического университета (МФЮА), факультета архитектуры и дизайна Московского архитектурно-строительного института (МАСИ) и студентам факультета дизайна Национального института дизайна, а также при преподавании дисциплины «психология труда, инженерная психология и эргономика» студентам гуманитарного факультета МФЮА. Целью является последовательное формирование у студентов реалистичного, лишенного гендерных стереотипов и обыденных представлений образа женщины-предпринимателя. Методами являются: решение учебно-профессиональных задач, выполнение специальных упражнений и их анализ на семинарских занятиях. Примеры упражнений: «цена стереотипа», «презентация личного гендерного образа», «гендерный анализ ситуации», «гендерный анализ рекламных продуктов».
Формирование корректных представлений о женщине-предпринимателе тем более актуально, что, согласно исследованиям, проведенным американской аудиторской компанией Grant Thornton в марте 2015 года, в России самое большое количество женщин среди топ-менеджеров. В частности, около 40% руководящих постов в компаниях в России занимают женщины. Об этом пишет Financial Times со ссылкой на доклад The 2015 Women in Business: From Classroom to Boardroom [7, с.1]. Доля женщин среди предпринимателей также постоянно возрастает. Как пишет Г.Г. Силласте: «Если доля женщин среди предпринимателей составляла в середине 1990-х гг. около 10%, то к концу 90-х гг. она достигла 30-35%, причем представительство женщин в этом новом слое общества возрастает во всех видах деятельности» [6, с.156].
В настоящее время в общественное сознание средствами рекламы СМИ и PR внедрены новые ценности: частная собственность, индивидуализм, предприимчивость, стремление к богатству. Все это формирует у наиболее прогрессивной части молодежи – студентов высших учебных заведений новый образ предпринимателя с положительными характеристиками: новаторство, инициативность, активность, социальная зрелость и участливость, толерантность и др.
Как отмечают в своем исследовании Журавлев А.Л., Позняков В.П., теоретический анализ работ, проведенный в сфере экономики, социологии и психологии и посвященных предпринимательству как социально-экономическому явлению, показывает, что в современном обществе предпринимательство понимается неоднозначно. Так, в одних случаях предпринимательство рассматривается как социальная группа в структуре общества, выделяемая по факту участия в экономических отношениях и наличию собственности (Автономов, 1990; Заславская, 1995, Бусыгин, 1995). В других случаях предпринимательством называется особая деловая активность, в результате которой изменяется экономическая ситуация и осуществляются инновации (Хайек, 1989; Дракер, 1992; Смольков, 1994; Мусаэлян, Сливницкий, 1995). В ряде исследований предпринимательство определяется как разновидность экономической деятельности по производству товаров и услуг, которая направлена на получение прибыли и связана с распоряжением материальными и человеческими ресурсами (Шумпетер, 1982; Позняков, 2001; Филинкова, 2001) [3, с.256].
Имидж предпринимателя в массовом сознании россиян претерпел значительные изменения к настоящему времени. Так, профессор О. Феофанов, основоположник современной отечественной научной школы, изучающей рекламу, public relations и социологию массовых коммуникаций, писал в одной из своих книг: «В середине прошлого столетия в Соединенных Штатах Америки потребители товаров стали возмущаться беспощадной эксплуатацией природных благ, рабочей силы, хищническим ведением капиталистического хозяйства, и дело стало доходить до бойкота даже качественных товаров. Бизнес тут же пошел на уступки. Именно тогда возникли «паблик рилейшнс» как способ общения бизнеса с массами. Бизнес стал внимательно следить за тем, какой имидж предпринимательства складывается у потенциальных потребителей. Именно тогда стали развиваться благотворительность и меценатство. Бизнес доказывал людям свою «социальную рентабельность», доказывал, что предприниматели заботятся не только о своей прибыли, но и об общем благосостоянии граждан страны, что развитие бизнеса напрямую связано с развитием общества» [4, с.198].
И бизнес в Америке добился своего. Сегодня мало кто из американцев усомнится, как пишет Олег Феофанов, в верности знаменитого лозунга «То, что хорошо для General Motors, то хорошо для Америки». У нас в России, на ранних этапах развития предпринимательства, все было по-другому. Есть ряд причин, объясняющих, почему имидж предпринимательства поначалу у нас в стране был чрезвычайно низок.
Первая причина – это инерция массового сознания. На протяжении нескольких поколений россиян воспитывали в духе неприемлемости предпринимательства, частной собственности, самих рыночных отношений. Вторая причина – неожиданность и скоропалительность вновь обретенных богатств некоторыми бизнесменами. Третья причина – избирательность средств массовой информации, которые еще 17 лет назад, в основном, не сообщали о бизнесе, а разоблачали громкие преступления и «жареные факты», касающиеся предпринимателей. Кроме того, социальная зрелость предпринимателей еще не так давно была в зачаточном состоянии.
Приведем результаты исследования 1999 года, проведенного Научно-исследовательским центром социального анализа и статистики, который провел опрос общественного мнения, предложив респондентам назвать слова, которые больше всего отражают их представление о хорошей жизни. Результаты распределения по местам с 1 по 10: «семья» – 38,2%, «достаток» – 37,5%, «стабильность» – 24,9%, «законность» – 21,2 %, «успех» – 17,8 %, «любовь» – 17,4%, «порядочность» – 14,1%, «свобода» – 10,7%, «духовность» – 10,6%, «труд» – 10%.
Десятка наиболее важных сфер жизнедеятельности для будущего страны выглядела следующим образом: здравоохранение – 65,6%, промышленность – 59,6%, образование – 54,5%, сельское хозяйство – 45,9%, наука – 37,2%, экология – 35,8%, искусство – 23,8%, религия – 21,5%, политика – 16,4%, частный бизнес – 12,7%. Как мы видим, еще семнадцать лет назад частный бизнес занимал последнее, десятое место в рейтинге наиболее важных сфер жизнедеятельности для будущего страны [4, с.385-356]. По данным ВЦИОМ, 43% россиян осенью 2004 г одобряли судебные преследования крупных бизнесменов.
Должно было родиться и вырасти целое поколение, чтобы к 2016 году ситуация кардинально изменилась, и сейчас планирование собственного бизнеса уже стоит в первой пятерке жизненных приоритетов как у юношей, так и у девушек.
Отношение к образу российского предпринимателя изменилось, как нам представляется, за счет так называемой корпоративной рекламы, которая, по примеру западной, сообщает нам о том, какие средства та или иная российская компания вкладывает в сохранение окружающей среды, восстановление церквей и памятников архитектуры, лечение тяжело больных детей, сохранение редких видов животных, является спонсором спортивных мероприятий, сколько она создает рабочих мест в городе, привлекает на работу инвалидов и т.д.
Как пишут Журавлев А.Л и Позняков В.П.: «По данным опроса 2008 г, статистически значимых различий в оценках предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин не обнаружено. Сравнение этих данных с данными исследования 2001 г показывает, что выявленные в 1990-х гендерные различия в социально-психологических характеристиках российских предпринимателей либо совсем исчезли, либо сохранились лишь на уровне тенденций. Полученные данные свидетельствуют о формировании психологически однородной группы предпринимателей, характеризующейся большим сходством социально-психологических характеристик, незначительными различиями между мужчинами и женщинами» [3, с. 277]. Также очень важно отметить, что под влиянием различных причин, в том числе сформированного в общественном сознании стереотипа восприятия предпринимательского поведения как преимущественно мужского, женщины-предприниматели в своей профессиональной сфере все больше руководствуются маскулинной моделью поведения и демонстрируют маскулинные особенности психологических отношений. В целом, структуру мотивации и поведения предпринимателей можно определить как маскулинную.
Отнощение к образу женщины-предпринимателя также поменялось с пренебрежительно-негативного до позитивного. Это связано, как нам представляется, с процессом всеобщей глобализации мировой экономики и, как следствие, оценкой стоимости конечных результатов труда безотносительно к полу работника или предпринимателя, который эту стоимость производит. Такие процессы как автоматизация и привлечение машин-роботов также способствуют тому, что такие профессионально важные качества как сила и выносливость перестали иметь решающее значение для производительности труда человека. Наконец, популяризация результатов исследования дифференциальной и сравнительной психологии о том, что меж-индивидуальные различия превышают меж-половые, целенаправленное формирование у студентов вуза реалистичного, лишенного гендерных стереотипов образа женщины-предпринимателя в процессе преподавания психологических дисциплин, приводит к тому, что образ бизнес-вумен воспринимается студентами все более положительно.
Свою роль здесь играет и тот факт, что современные мужчины перестали бояться преуспевающих женщин. Как писала в конце 90-х Джоан Виткин: «В 90-х годах, когда так трудно удержаться даже на среднем уровне жизни, некоторые мужчины боятся отягощать себя заботами о женщинах, не способных обеспечить себя. В 1990 году в журнале «Таймс» опубликовано, что 86% американских мужчин в возрасте от 18 до 24 лет заявили, что они собираются выбрать себе в жены девушку работающую и не без честолюбивых амбиций. Четверть мужчин хотели бы быть женаты на женщине с высокооплачиваемой работой» [1, с.122]. Как известно, западные тенденции приходят к нам в Россию с опозданием в 15-20 лет, и теперь уже и российские студенты делают свой выбор в пользу финансово независимых девушек, зарабатывающих уже со студенческой скамьи.
Однако до сих пор в рекламе и СМИ, к сожалению, мы видим такое распределение ролей в семье, которое характерно для патриархального уклада общества: муж-добытчик после завтрака, приготовленного женой, уходит на работу, заводит автомобиль, а жена занимается приготовлением еды и уходом за детьми. Новые технологии по-прежнему рекламируются мужчинами, за рулем новых моделей автомобилей по прежнему в 98% случаев находится мужской пол, то есть, гендерное неравенство в рекламе сохраняется. Как отмечают Шухова Н.А и Козлов В.В: «Гендерная стереотипизация лежит в основе процесса установления властных отношений. Ее цель – дать оценку и зафиксировать «Другого» («Чужих») в выгодной для себя позиции. Отличие «Другого» становится знаком «непринадлежности». Эта важнейшая функция стереотипа очерчивает границу между «мужским» и «женским», идентифицирует их с точки зрения социального статуса, социальной ценности и предназначения» [5, с.70].
«Двойная нагрузка» женщины как хозяйки дома и работницы, к сожалению, сохраняется и по настоящее время. Таким образом, быт и семья – это институты, которые с трудом поддаются изменениям и демонстрируют гендерные различия по сей день. Нам представляется, что именно Интернет, как среда общения, куда переносится все большая часть делового и личного общения людей, сформирует новую модель распределения ролей в семье (по примеру американской, французской и итальянской семей), в ином случае, успешная российская женщина-предприниматель будет продолжать испытывать постоянное чувство вины за «недостаточно уделенное время мужу и детям» и это, безусловно, отразится на качестве и продолжительности ее жизни.
В целом, как отмечает Возьмитель А.А.: «Цивилизационное развитие России в настоящем и будущем во многом зависит от того, насколько нам удастся понять сущностные особенности, а также внутреннюю логику (главные механизмы и цивилизационную направленность) произошедших и происходящих социальных изменений» [2, с.5]. Это в полной мере касается и роли женщины в бизнес-сообществе. Не вызывает сомнения, что толерантное отношение к женщине как бизнес-партнеру нужно прививать и воспитывать еще в студенческом возрасте.
Cписок литературы
- Виткин Дж. Женщина и стресс. СП.: Питер Пресс, 1997. 320 с.
- Возьмитель А.А. Образ жизни: тенденции и характер изменений в пореформенной России: М.: Институт социологии РАН, 2012. 202 с.
- Социальная психология российского предпринимательства. Концепция психологических отношений // Журавлев А.Л., Позняков В.П. М.: Институт психологии РАН, 2012. 480 с. [Электронный ресурс]: http: // www.iprbookshop.ru/15644. (Дата доступа. 19.07.2016).
- Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2003. 384 с.
- Шухова Н.А., Козлов В.В. Гендерная психология: учебное пособие. Саратов: Вузовское образование, 2014. 177 с.
- Экономическая социология: учебное пособие / Г.Г. Силласте. М: Альфа-М: ИНФРА-М, 2013. 480 с.
- The Women in Business: From Classroom to Boardroom// Financial Times. 2015. 8 march. С.1. [Электронный ресурс]: http://www.grantthornton.global/press/press-releases-2015/women-in-busin.... (Дата доступа. 07.04.2016).
Комментарии
Добавить комментарий