Ситникова А.А. Москва, МГПУ
В последнее время в современной психологической науке возрастает интерес отечественных и зарубежных ученых к исследованию такого психологического конструкта, как «социальный интеллект», а также его взаимосвязи с когнитивными процессами, изучавшимися на протяжении долгого периода времени в отрыве от аффективной стороны психики человека. Такое внимание к данному феномену имеет под собой основание, так как высказываются предположения о связи социального интеллекта с успешностью личности, в том числе, и в учебной деятельности. Причем роль социального интеллекта в способности эффективно решать поставленные перед человеком задачи и достигать высоких личностных результатов оценивается учеными достаточно высоко.
В отечественной психологии социальный интеллект как предмет исследования получил признание лишь в конце 20 века. Изучение социального интеллекта в отечественной психологической науке проводится в рамках исследований социальной перцепции (Бодалев А.А., Бобнева М.И., Андреева Г.М., Емельянов Ю.И., Южанинов А.Л.); интеллектуальных способностей (Теплов Б.М., Дружинин В.Н., Ушаков Д.В., Савенков А.И.); в контексте личностных качеств (Куницына В.Н., Михайлова Е.С., Аминов Н.А., Кубышкина М.Л., Пащенко Е.И.). В зарубежной литературе проблема социального интеллекта рассматривается в связи с социальной адаптацией (Кантор Н., Гилфорд Дж.), когнитивно-поведенческим подходом (Торндайк Э., Олпорт Г., Вернон П.Е., Космитский К. и Джон О., Вонг К.). Анализируя подходы к изучению данного феномена, следует отметить множественность трактовок социального интеллекта. При этом большинство исследователей указывают на тот факт, что он кардинально отличается от интеллекта психометрического, абстрактного, уровень которого измеряется тестами на IQ. Показано, что социальный интеллект связан с переработкой социальной информации и представляет собой интегральную способность личности, которая обеспечивает социальную адаптацию и успешность её деятельности в социальном окружении. Автором концепции, наиболее отражающей сущность этого конструкта, является А.И. Савенков, который выделил в структуре социального интеллекта три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий [6: с. 137-138].
В современной психолого-педагогической литературе младший школьный возраст охватывает период с 6-7 до 10-11 лет. В этот период ребенок продолжает активно развиваться в физическом и психофизиологическом плане. Прежде всего, это касается совершенствования работы головного мозга и нервной системы, а также формирования произвольности ведущих психических процессов, таких как мышление, память, восприятие и т.д. Подобные перемены в психическом развитии в первую очередь связаны с началом обучения ребенка в образовательном учреждении (школе). Как отмечают исследователи, развитие ребенка вообще невозможно без обучения (Д.Б. Эльконин и др.). Показана зависимость варианта развития личности от конкретно-исторических условий жизни и социальной обстановки, в которой осуществляется обучение и воспитание [7]. Новая социальная обстановка является для ребенка стрессом и требует от него привлечения внутренних ресурсов и способностей для того, чтобы успешнее справиться с подобной ситуацией. И, на наш взгляд, развитие социального интеллекта как нельзя лучше способствует успешному решению проблем, которые встают перед младшими школьниками.
Считаем продуктивным положение о том, что показатели развития социального интеллекта позволяют прогнозировать академическую успешность младших школьников. Развитие социального интеллекта в младшем школьном возрасте тесно связано с приобретением опыта конструктивного взаимодействия со сверстниками и значимыми взрослыми в процессе продуктивной деятельности.
Изучению развития социального интеллекта в онтогенезе, в том числе особенностей его развития в младшем школьном возрасте, посвящено незначительное количество работ. В связи с этим необходимо обратиться и к тем работам, в которых социальный интеллект не был специальным предметом изучения, но развитие интеллектуальных процессов в контексте социальной ситуации развития личности изложено достаточно подробно.
Рассмотрим наиболее известные и влиятельные зарубежные теории. Автор теории когнитивного развития Ж. Пиаже описал стадии, через которые проходит ребенок в своем интеллектуальном развитии. Ж. Пиаже отмечал, что на каждой стадии существует соответствие между научным и социальным мышлением [4]. Например, на стадии дооперационального мышления дети неспособны воспринять чужое мнения при общении с окружающими. Ученый объясняет это эгоцентризмом мышления. Когда эгоцентризм преодолевается, что происходит к началу младшего школьного возраста, ребенок начинает взаимодействовать не только со значимым взрослым, но и с другими детьми и учится учитывать чужую точку зрения. Важно подчеркнуть активную роль самого ребенка в осознании существования различных мнений, желаний, потребностей.
Р. Селман рассматривает социальный интеллект в рамках теории принятия социальных ролей. Под принятием социальной роли автор понимает способность воспринимать действия других людей как свои собственные и судить о своем поведении с точки зрения окружающих. В объяснении феномена социального интеллекта Р. Селман использует термин «социальное познание», которое лежит в основе всех человеческих отношений и представляется как способность к пониманию мыслей, чувств, желаний, намерений, мотивов общественного поведения других людей. Автор выделил стадии развития данной способности [5]. Первые три стадии развития социального познания приходятся на младший школьный возраст и начало подросткового. В этот период происходит интенсивное развитие социального интеллекта: разделение своих собственных и чужих чувств, желаний, мотивов поведения; начинает развиваться самосознание, эмоциональное взаимоПонимание, эмпатия; формируется личная ответственность. В структуре социального интеллекта важную роль играют положительные личные качества человека. И, напротив, чувство неполноценности, комплексы могут только помешать успешным межличностным взаимоотношениям и эффективной адаптации в обществе. Примечательно, что автор считал высокое развитие академического интеллекта желательным, но не обязательным условием для высокого развития социального интеллекта.
Значимой в рамках изучения развития социального интеллекта представляется концепция нравственного мышления Л. Колберга. Исследователь изучал социальное мышление в области нравственных норм через ответы, получаемые в результате предъявлений так называемых «дилемм Колберга», в которых описывались разные социальные ситуации. Автор полагал, что человек социально развивается благодаря собственным размышлениям, то есть, с помощью механизма рефлексии. Социальный же опыт только способствует этому развитию, стимулируя «ментальные способности», но не определяет его. Для младшего школьного возраста характерны вторая и третья стадии развития по Л. Колбергу. Дети понимают и принимают чужие чувства, мнения, поступки, учатся договариваться с близкими людьми для получения нужного результата, постепенно осознают ценности семьи и общества в целом [2].
Развитие детской эмоциональной сферы достаточно подробно изучал в своих работах Г. Дюпон. [1: с. 31-33]. По мнению автора, в младшем школьном возрасте формируется децентрация эмоциональных переживаний, когда дети способны сотрудничать со сверстниками, оценивая их проявление эмоций.
Отечественные психологи, исследуя развитие личности, первоначально пытались определить условия или факторы ступени или стадии, через которые проходит каждый человек в своем развитии.
В советской психологии авторами исследованы и детально описаны социальные условия, способствующие развитию гармоничной личности. Показана зависимость варианта развития личности от конкретно-исторических условий жизни и социальной обстановки, в которой осуществляется обучение и воспитание [7].
развитие личности по А.В. Петровскому связано с вхождением личности в социальную среду. Ученый выделил три фазы становления человека как личности: адаптация, индивидуализация, Интеграция. Для младшего школьника новая социальная среда – это переход из детского сада (или семейного воспитания) в школу. На первом этапе ребенок приспосабливается к новому социальному окружению и усваивает специальные нормы и правила. При этом он утрачивает некоторые свои индивидуальные отличия для того, чтобы максимально адаптироваться к обществу. Дальнейшее развитие опосредуется отношениями «учитель – ученик», так как учитель регулирует отношения ребенка с родителями и сверстниками. Ученик старается получать хорошие оценки, быть «отличником», иметь «хорошее» поведение. Если же референтная группа не принимает ребенка, то это способствует развитию таких качеств, как негативизм, агрессивность, неадекватная самооценка и т.д. [3].
Анализ зарубежных и отечественных исследований показал, что социальный интеллект – это сложный, динамично развивающийся феномен, который формируется в процессе социализации личности. У младшего школьника социальный интеллект вступает в активную фазу развития. В период обучения и воспитания формируются новые социальные понятия, усваиваются нормы и правила поведения в обществе, формулируются планы собственных действий, развивается рефлексия. Особую роль также приобретает готовность детей к коллективной работе со сверстниками, в процессе которой они учатся взаимодействовать друг с другом, учитывать разные точки зрения на одну и ту же проблему и эффективно решать возникающие конфликтные ситуации.
Все эти знания и, что наиболее важно, умение применять их на практике, то есть, социальный интеллект, способствуют более успешной реализации ребенка в отношениях с окружающими людьми и с самим собой.
Список литературы
- Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
- Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. – 1984. – №4. – С. 19-25.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. – СПб.: Питер, 2003. – 192 с.
- Реан А.А. Психология личности в трудах зарубежных психологов: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.
- Савенков А.И. Педагогическая психология: В 2-х т. – Т. 2. – М.: Академия, 2009. – 240 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6-20.
Комментарии
Добавить комментарий