Разделы психологии:
Деева Наталья Александровна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России, доцент кафедры общей и социальной педагогики Кубанского государственного университета, г. Краснодар
Ключевые слова: жизненная успешность, акме, культурно-исторические и философские предпосылки.
CULTURAL-HISTORICAL AND PHILOSOPHICAL BACKGROUND OF DESIGNING THE PHENOMENON OF LIFE SUCCESSFULNESS OF A PERSONALITY AS A COMPLEX INDICATOR OF ACME
Deeva N.A. - candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogics, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Associate Professor of the Department of General and Social Pedagogy of the Kuban State University, Krasnodar.
Keywords: life successfulness, acme, cultural, historical and philosophical premises.
Феномен жизненной успешности имеет историческую обусловленность и по сути является порождением социокультурной реальности. При этом исторические эпохи оставляют свой след в опыте человечества, его ценностно-смысловой архитектонике[2]. На всем протяжении своего становления общество обращалось к данной проблематике, однако понятие «успех» как эксплицитное впервые появляется в эпоху индустриализации. В историческом развитии жизненная успешность приобретала статус интегративного метаресурса личности, позволяющего ей продуктивно осуществлять свою жизнь посредством рефлексивного соотнесения жизненных целей с результатами субъектной активности в пространстве ценностно-смыслового поля с учетом актуальных социокультурных условий (Деева Н.А., 2017). Исходя из этого, суть феномена жизненной успешности невозможно в полной мере представить вне культурно-исторического анализа (Н.С. Головчанова, 2009; М.Я. Дворецкая, 2016; Е.В. Кархарян, 2010; С.Ю. Ключников, 2003 и др.). Феноменология жизненной успешности прослеживается в образе жизни, мировоззрении людей соответствующей исторической эпохи, а также достижениях науки и искусства, особенностях религиозных взглядов и социально-экономических процессов. Особое значение в данном случае приобретают достижения философской мысли, подтверждающее высказывание е Г. Гегеля о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью». В выдающихся философских произведениях, дошедших до наших дней содержится квинтэссенция проблем, заботящих общество, где явно очерчивается и проблематика жизненной успешности. Жизненная успешность постепенно оформляется как отдельный феномен, выражающий основные ценностные тенденции и устремления личности и общества, имеющий ресурсный потенциал для реализации процессов саморегуляции личности и достижения акме.
Первые модели жизненной успешности представлены во взглядах представителей различных философских школ античности, которые осуществляли попытки указать человеку дорогу к счастью и правильной жизни. К наиболее существенным характеристикам успешного человека в зависимости от принадлежности к той или иной философской школе относили такие как: трудолюбие, способности, благочестие, аскетичность, мудрость, разумность, добродетельность, справедливость, благородство, великодушие, уравновешенность, скромность, высокая степень адаптивности (приспособления к внешней ситуации), гибкость в общении. При этом к основным способам достижения основных жизненных целей являются такие как: умение отстраниться от ситуации; умение управлять своими страстями и сохранять внутреннюю гармонию вне зависимости от ситуации и материального положения; умение познавать и развиваться; знание своих способностей и благ и умение их правильно использовать; умение приспособиться к любым обстоятельствам; умение быть счастливым и получать удовольствия, которые не влекут за собой страдания [1].
В эпоху Средневековья оформились такие образцы жизненной успешности, которые были тесно связаны с сословными требованиями и достаточно четко определяли наличие тех или иных качеств личности, являющихся показателями наивысшего ее расцвета. Например, в рамках рыцарской культуры идеалом считался человек знатного происхождения, храбрый, благородный, стремящийся к подвигам и славе, твердым принципом жизни которого является честь. При этом, рыцарь верен своему сеньору и богу, а также воспевает женскую красоту (покланяется прекрасной даме). В рамках христианства начинают оформляться такие проблемы как соотношение фатализма и воли человека, материального богатства и духовной чистоты, божественной благодати и нравственности человека. В культуре простолюдинов (крестьянской культуре) формировались антагонистические настроения по отношению к образцам успешности высших сословий, на фоне чего возникла карнавальная или «смеховая» культура, которая имела выраженные антифеодальные и антирелигиозные черты.
В период Возрождения закладываются ценностно-смысловые основания жизненной успешности как сложной системы координат новых тенденций и прежних образцов успешности. С одной стороны, это свободная индивидуальность, субъектность и пересмотр сложившихся религиозных и классовых стереотипов, а с другой – классовая и материальная обусловленность. В рамках этих противоречий формируется идея индивидуального успеха (чувство успеха, воля к личному отличию, славе, известности [3]), варианты воплощения которой отражены в трудах выдающихся мыслителей, писателей, ученых, художников того времени. Жизненная успешность в большей степени становится плодом субъектной активности индивида, когда каждый человек может выстроить для себя траекторию, выбрать ценностные приоритеты с учетом своих интеллектуальных и социально-экономических возможностей. Успешным в равной степени может считаться и мудрец, и привилегированный вельможа, и успешный торговец, и хитроумный крестьянин, и ремесленник, и даже шут и пройдоха. При этом ведущими ценностными ориентирами в достижении успеха могут выступать и духовные, и материальные. Такая возможность выбора ценностно-смысловых оснований, с одной стороны, давала возможность выражению и построению собственной индивидуальности, а, с другой, порождала внутриличностные конфликты. Это способствовало возведению проблемы жизненной успешности в контекст экзистенциальности и связывало ее с проблемой смысла жизни человека, в рамках которой существует дискурс между уникальностью и ненужностью человека в мире.
В эпоху Просвещения закладывается концепция жизненной успешности как идея о естественном, разумном существовании человека в пространстве основополагающих ценностей: права, свободы, ответственности и морали. Доступность жизненной успешности провозглашается для различных кругов общества, имеются реальные примеры такого рода самореализации отдельных личностей. Однако, данная идея на практике подвержена трансформации благодаря реально действующим установкам и стереотипам общества, которые несмотря на их критику, остаются весьма весомыми: социальное происхождение, классовая принадлежность, материальное положение, и даже расовая принадлежность. Двойственность концепции жизненной успешности как раз-таки прослеживается в конфликте: ее провозглашаемой доступности и реальных возможностей человека; индивидуальной траектории самореализации и соответствия общественным стереотипам; индивидуального счастья и морального долга. Благодаря этой конфликтности и двойственности жизненная успешность приобретает не только концептуальное, но и этическое значение в определении предназначения жизни человека вообще: служение миру людей с опорой на разум и мораль либо, достижение личного счастья как собственного интереса.
В индустриальном обществе осуществляются попытки наиболее прицельного обращения к проблемам успеха и жизненной успешности личности, описания ее сущности и механизмов с различных мировоззренческих позиций. Отчетливо выделяются конфликтные смыслы жизненной успешности, которые лежат в пространстве противоречий между моралью и личным счастьем, социальным и индивидуальным, материальным и духовным, где основополагающим источником конфликтности лежит соотношения стереотипных шаблонов успешности промышленного общества и поиском личностью собственной индивидуальности. Человек в таком поликонфликтном пространстве своего бытия пытается найти наиболее устойчивые основания успешности жизни, балансируя между прагматически-утилитарной и романтически-трансцендентальной парадигмами. Данные парадигмы не всегда являются взаимоисключающими для личности, чаще всего их соотношение рождает разнообразные вариации примирения, либо еще большего обострения конфликтных смыслов. Вопрос о жизненной успешности становится в один ряд с вопросами смысла жизни и морально-нравственного самоопределения.
Бурный ХХ век заставляет задумываться человечество об определении своих ценностно-смысловых оснований, определении и сохранении своей субъектности. В пространстве быстро изменяющейся реальности, человеку становится необходимым осознавать свои возможности как субъекта, проявлять преобразующую активность, воздействовать и управлять реальностью, складывающимися обстоятельствами, то есть обозначать себя в этом мире и границы взаимодействия с ним. Феномен успеха и успешности как раз-таки выполняет функцию данного обозначения. Успех как достижение результата представляет собой некую границу, соприкасаясь с которой человек на уровне когниций и аффектов осознает свои способности, возможности, себя как субъекта и дотрагивается до смысла своего существования. Проблематику жизненной успешности можно представить двумя полярными позициями: либо поиск смысла и ориентация на его реализацию в социуме или же уход от социума; либо уход в форму и внутренняя опустошенность, отчуждение (потребление, вещизм внешняя атрибутика). Данные позиции могут давать множество сочетаний различной степени целостности и гармоничности. Отсюда и многообразие способов достижения успеха, качеств и состояний, характеризующих успешность.
Проблематика жизненной успешности в ХХI веке определяется основными процессами, происходящими в современном обществе, все эти процессы имею культурную обусловленность и, в основном, связаны с глобализацией. Современный мир характеризуется стремительной изменчивостью и то, «что еще вчера казалось явной глупостью и «неумением жить», сегодня уже не выглядит столь однозначно неумным и ненужным, и, весьма вероятно, в измененной форме может быть востребованным как, если не единственный, то один из немногих реальных путей развития всего мирового социума» [6]. В этом нестабильном и быстро изменяющемся мире ярко выражен эффект «временного дисхроноза», когда «в одном обществе сосуществуют люди, фактически живущие в разных темпомирах» [4] Состояние культурного шока «вызывает обостренное ощущение утрачиваемых ценностей, подчас сопровождаемое ностальгией по прежнему миропорядку» [5]. Решается вопрос по поискам координат жизненной успешности в условиях неопределенности, где человеку самому необходимо найти точки опоры среди соотношения материального и духовного, массового и индивидуального, естественного и искусственного и определить наиболее уместные качества своей личности и механизмы успешности, понять, что же такое успех для себя, встраивая его в свой жизненный проект. В современном обществе встречаются различные проекты жизненной успешности. Так, имеет место быть ситуация культурного «временного дисхроноза», когда наряду с ценностями информационного общества, сохраняются ценности индустриального общества, традиционно характерные для ХХ века. При этом, велико влияние пропаганды образцов жизненной успешности со стороны массовой культуры, где преобладают материальные и эгоистически направленные ценности. Однако, мы можем отметить наличие тенденции духовности в понимании жизненной успешности, когда наиболее эффективным считается либо ориентация на духовное, либо ориентация на материальное, но через призму духовности. Данная тенденция помогает человеку осмыслить себя и свою жизнь, реализовать подлинные цели.
Литература
- Деева Н.А. (Краснодар, Россия) Ценностно-смысловые основания имплицитных моделей жизненной успешности человека в период античности // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXIV Международного симпозиума / Отв.ред.: Г.А. Вайзер, Т.А. Попова, Н.В. Кисельникова. - М.: ФГБНУ ≪Психологический институт РАО≫, 2019 - С. 87-90.
- Доценко Е.Л. Историческое измерение смысловой архитектоники личности // Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili: Материалы международной научно-практической конференции 17–18 декабря 2018 / Под ред. Е.Ю. Патяевой, Е.И. Шлягиной. — М.: смысл, 2018. — С. 17-20.
- Караханян Е.В. Социально-философская концепция успеха. Дис. … канд. филос. наук. Уфа, 2010. 135с.
- Кравченко С.А. Сложный социум: востребованность поворотов в социологии // Социологические исследования. 2012. № 5. С. 19-28. С. 22.
- Неклесса А. И. Введение. Реквием ХХ веку // Глобальное сообщество: картография постсовременного мира / отв. ред. А.И. Неклесса; Московская школа геоэкономических и социальных исследований. М.: Восточная литература, 2002. Вып. 2. С. 6-14. С.14.
- Ополев П.В. Культурные угрозы в условиях глобализации // Манускрипт. 2016. №4-2 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-ugrozy-v-usloviyah-globaliza... (дата обращения: 13.12.2019).
Комментарии
Добавить комментарий