Бахтина Светлана Владимировна, Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Ягодарова Наталья Александровна, студент 3 курс ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Ключевые слова: агрессивность, агрессия, темперамент, подросток младшего возраста, вид агрессивности, отклоняющее поведение.
Keywords: aggressiveness, aggression, temperament, young teenager, type of aggressiveness, deviant behavior.
По мнению многих исследователей, в частности Г.Ю. Айзенка, критическая, малоустойчивая обстановка, сложившаяся в данный момент в нашем обществе, вызывает повышение уровня различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения [1]. А.В. Батаршев обращает внимание на прогрессирующую отчужденность, повышенную тревожность, духовную опустошенность, цинизм, жестокость, агрессивность детей. Наиболее явственно этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте [2]. Современные научно-практические изыскания исследователей направлены на установление взаимосвязи агрессивности с психофизиологическими особенностями; на то, что является причиной, а что следствием агрессивного поведения людей. Волнение и тревога педагогов и родителей связываются с проблематикой агрессивности подростков.
Для начала определимся, что такое агрессивное поведение. М.В. Гамезо отмечает, что под агрессивным поведением чаще всего понимаются внешние действия, которые нарушают правила и стандарт сосуществования, наносящие убыток и мучения людям [3]. Необходимо держать в голове, что агрессивность в разумных границах важна любому человеку. агрессивность может быть приемом самозащиты, удовлетворения желаний и достижения цели. Ю.Б. Гиппенрейтер утверждает, что выраженная в оптимальной форме, агрессивность играет немалую роль в способности ребенка подстраиваться к обстановке, изучать новое, стремиться успеха [4]. Продолжая данную мысль, Л.М. Семенюк отмечает, что агрессивность в форме враждебности и ненависти может нанести вред, сформировать те черты характера, которые являются нежелательными – либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое оставляет плохой след на чувствах ребенка, а в чрезвычайных обстоятельствах может привести к злокачественным действиям даже в отношении людей, которых ребенок любит [5].
Первый тип агрессивности желателен, нередко необходим для завоевания успеха.
Второй тип иногда тоже может быть нужным для адаптации.
Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:
- физическую – проявляется в реальных вещественных деяний, которые направлены против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы)
- вербальную – выражается в форме выражения (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других)
- косвенную – обходная агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников)
- аутоагрессию – при усмирении демонстрации агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена на себя (человек наносит сам себе вред, обкусывания ногти, выдирая волосы) [4; 5].
Я. Стреляу считает, что интенсивность и уровень проявления агрессивного поведения в какой-то степени зависит и от типа темперамента, которым обладает тот или иной человек [7]. Под темпераментом понимаются индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека [2;3;4]. Данные свойства определяются сензитивностью, реактивностью, активностью, темпом реакций, пластичностью, экстраверсией и интроверсией личности.
Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня агрессивности и типов темперамента проходило на базе МОБУ «Азановская СОШ». В нем принимали участие учащиеся 6-х классов. Для определения типа темперамента школьников нами был применен личностный опросник Г. Айзенка. Анализ полученных данных показал, что по 19% обучающих имеют меланхолический и сангвинический типы темперамента. Ребята- меланхолики трудно переносят огорчения и обиды, хотя внешне это не всегда проявляется. Они стараются избегать знакомства с новыми людьми, так как чувствуют себя неловко. В привычной спокойной обстановке ребята работают очень продуктивно. Сангвиники же легко сходятся с другими людьми, могут быстро переключаться с одной работы на другую, не терпят однообразия. Они умеют контролировать свои эмоции. У них преобладает хорошее настроение.
У 24% шестиклассников преобладает холерический тип темперамента. Эти ребята возбудимы и быстры. У них выразительная мимика и резкие движения. Их чувства моментально возникают и ярко проявляются. Ребята с увлечением приступает к делу, преодолевая трудности. В общении с одноклассниками они могут быть резки, что нередко приводит к конфликтным ситуациям. Преобладание флегматического типа оказалось у 38% шестиклассников. Эти ребята неторопливы и уравновешенны. Они стараются доводить начатое дело до конца. Их нелегко вывести из себя. Они имеют предрасположенность к планомерной работе и могут сосредоточиться на задаче, которая стоить на первом месте.
Для определения уровня агрессивности нами был использован опросник А. Басса и А. Дарки. Согласно данным, распределение уровня агрессивности приняло следующий вид: 9,5% шестиклассников имеют низкий уровень агрессивности. Это чревато плохими последствиями: приводит к пассивности, ведомости детей. Среди них больше половины ребят имеют сангвистический темперамент, четверть опрошенных являются флегматиками.
18,5% – школьники с уровнем агрессивности выше нормы. У этих ребят выражена предрасположенность к конфликтности, что часто препятствует достижению ими поставленных целей. Из них 43% имеют преобладание холерического типа темперамента, 27% – меланхолического.
У большинства шестиклассников (72%) уровень агрессивности в пределах нормы. Они редко прибегают к агрессивным действиям в общении с одноклассниками, в достижении своих целей и преодолении препятствий. Среди них 41% имеют флегматический тип темперамента, 25% – сангвиники.
Анализ данных исследования показал, что уровень агрессивности и тип темперамента взаимосвязаны, хотя и другие индивидуально-типологические особенности личности играют определенную роль в проявлении или сдерживании агрессивности в подростковом возрасте.
Литература:
- Айзенк Г.Ю. Структура личности / Г.Ю. Айзенк. – СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999. – 464 с.
- Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типологии личности / А.В. Батаршев. – М.: Владос, 2000. – 312 с.
- Гамезо М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко – М.: Просвещение, 2004. – 276 с.
- Гиппенрейтер Ю.Г. Психология индивидуальных различий / Ю.Г. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд. Московского Университета, 2013. – 489 с.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк – М.: МПСИ, 2003. – 93 с.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу – И.: Прогресс, 1982. – 231 с.
Комментарии
Добавить комментарий