Ковалева Татьяна Алексеевна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9»; Рославль, 15 микрорайон, дом 33.
Ключевые слова: смысл жизни, «личностный фундамент», смысложизненные ориентации, младший школьный возраст, педагогическая профессия, личность ребенка, личность учителя.
VLIYANIYE LICHNOSTI UCHITELYA NA PROTSESS FORMIROVANIYE LICHNOSTI UCHENIKA
Kovaleva Tat'yana Alekseyevna - uchitel' nachal'nykh klassov, MBOU «Srednyaya obshcheobrazovatel'naya shkola № 9»; Roslavl', mikrorayon 15, stroyeniye 33.
Keywords: the meaning of life, personal foundation, life-meaning orientations, primary school age, teaching profession, child's personality, teacher's personality.
В современном обществе существует противоречие между задачами, стоящими перед школой как социальным институтом развития ребенка, и степенью их реализации в ходе учебно-воспитательного процесса. Далеко не решенной остается задача формирования личности школьника и создания условий для возникновения и реализации у него потребности в поиске смысла жизни, для становления представлений о смысле жизни человека и его «акме», то есть вершины в личностном и профессиональном развитии [2].
В.Э. Чудновский ввел понятие «личностный фундамент» смысла жизни, имея в виду определенную совокупность личностных свойств, взаимодействие которых создает основу, благоприятную психологическую почву для возникновения и развития смысложизненных ориентаций [9]. Смысложизненные ориентации – это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая Направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [1]. Проведено немало исследований по проблемам становления смысложизненных ориентаций в разные возрастные периоды жизни человека.
В своих работах В.Э. Чудновский утверждал, что формирование «принципов жизни» должно начинаться с детства. Но «как это ни парадоксально, мы недостаточно осознаем тот факт, что будущее человека (и общества) существенно зависит от того, что вносит в это будущее процесс образования, от того отрезка пути, в начале которого – наивный первоклашка, в конце – в основном, сформировавшаяся личность» [10, с. 67]. Дошкольный и младший школьный возраст он рассматривал как период становления «личностного фундамента» смысла жизни. Этот период является подготовительным для поиска человеком смысла своей жизни [7]. Школа, по его мнению, может и должна быть механизмом предопределенности судьбы человека. В.Э. Чудновский рассказывает об одной из таких школ - московской школе – гимназии №1567. Из устава школы: «Приоритетным в деятельности школы-гимназии является личность ученика, интересы ее развития» [8]
Младший школьный возраст является сенситивным для развития самосознания, самооценки, произвольности действий. Именно в связи с этим в данном возрасте необходимо активно развивать представление детей об общечеловеческих ценностях, их важности и значимости. В.А. Караковский полагал, что, опираясь на эти ценности, человек приобретает смысл жизни, испытывает добрые чувства, развивает в себе положительные качества, способен на высоконравственные поступки, становится счастливым [3]. Это тот самый возраст, когда основы жизненных установок закладываются в личности. От них зависит дальнейшее благополучное существование личности, уровень и качество дальнейшей жизнедеятельности.
Обсуждая проблемы образования, В.Э. Чудновский отмечал: «Стратегическая ошибка минувших десятилетий – недооценка значимости школы и учителя в судьбе человека и общества. Сегодня всерьез обсуждается перспектива замены учителя «образовательными машинами», которые будут в режиме «online» «прокачивать» большое количество людей… игнорируется важнейший и бесспорный факт непосредственного влияния личности учителя на становление личности взрослеющего человека» [8, с. 24]
Значительное число работ В.Э. Чудновского посвящено специфике профессии учителя. «Главное, ведущее звено работы школы, определяющее ее направленность, ее судьбу, ее атмосферу, в том числе нравственную атмосферу – Учитель (с большой буквы). Суть этого феномена – человечность высшей пробы. Особое отношение к школьнику как к человеку, личности: в школу приходит не просто ученик, но «строитель» своего будущего… Учитель приучает его проектировать собственную жизнь, превращать свои неудачи, слабости, просчеты, в стимулы совершенствования себя – побеждать себя, но оставаться при этом не побежденным, а победителем» [ 8, с. 24]
Психологи утверждают, что только личность может воспитать личность. Педагогическая профессия – профессия личностная. Педагог оказывает влияние на личность ребенка, «созидает его личность» прежде всего своей личностью, своей индивидуальностью [4] Учитель должен быть носителем высоких жизненных смыслов. Это человек, в общении с которым и возможно зарождение у младших школьников представлений о смысле жизни.
Учителю в процессе совместной деятельности с учеником важно осознавать особенности развития ребенка, положительно относиться к личности обучающегося, направлять свои силы на реализацию потенциала, заложенного в школьнике и отдавать себе отчет в той степени ответственности, которая возлагается на педагога в ходе взаимодействия с детьми [5]. В.Э. Чудновский считал, что подлинный смысл работы учителя - в отдаленных результатах, будущих делах тех, кого он сегодня учит и воспитывает. Поэтому профессия педагога – «одна из наиболее смыслообразующих» [7]
Помощь учащимся в становлении и развитии смысложизненных ориентаций – чрезвычайно важный (может быть, самый необходимый) аспект работы учителя [9]. В наших исследованиях были разработаны воспитательные программы духовно-нравственного содержания «Растить Человека» и «Дом добрых дел», играющие большую роль в развития смысложизненных ориентаций. Формой реализации являются конкретные дела (коллективно-творческие, социальные проекты) обучающихся. Каждому ребенку предоставляется возможность определить для себя роль, характер своего участия и ответственности. Это дела и цели самих детей, их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой учитель выступает как старший товарищ, действующий вместе с ними.
Личность ребенка формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой педагогом деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого. [6]. Каждую минуту учитель должен осознавать, что перед ним его ученики, которые смотрят на него, доверяют ему. Пока они еще дети, но скоро станут взрослыми и шагнут в новую жизнь. Какими они станут, во многом зависит от личности учителя.
Литература
- Акимова Н.Н. Динамика смысложизненных ориентаций студентов ВУЗа / Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 21-26.
- Вайзер ГА.. .Учитель о смысле жизни и акме человека в современном обществе //смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VIII - X симпозиумов / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А. Карповой, В.Э. Чуковского Часть 1 Москва: «смысл», 2004 С. 215–221.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., «Новая школа», 1993, 67 с.
- Митина Л.М. Психология труда и профессиональное развитие учителя: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 27 с.
- Пазухина С.В. Эмпирическое исследование процесса формирования ценностного отношения к личности воспитанника у будущих учителей начальных классов // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. № 1 (7). 2011. С. 113-122.
- Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. / К.Д. Ушинский. - М.-Л.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1948 1952. Т. 8: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч.1. 146 с.
- Чудновский В.Э. Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентаций учителя. //Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI – VIIсимпозиумов ПИ РАО / Под ред А.А. Бодалева, В.Э. Чудновского, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер. – Самара: Издательство «НТЦ», 2002. С. 177–185.
- Обращение В.Э. Чудновского к участникам симпозиума. (Вместо завещания) // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. С. 17–27. [Электронный ресурс] https//www.pirao.ru/images/labs/grol/XXI-simpozium.pdf (дата обращения 24.02.2021)
- В.Э. Чудновский. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психологический журнал, 2004, Т. 25, № 6. С. 5–11.
- В.Э. Чудновский . К вопросу о необходимости учебного курса формирования смысложизненных ориентаций старшеклассников. Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки 2015 / № 1, с .66 72.
Комментарии
Добавить комментарий