Толерантность к неопределенности у студентов-дизайнеров: дифференциально-психологический подход

В.С. Чернявская Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток

В настоящее «переходное» время творчество являет собой необходимый момент активного участия личности в происходящих социальных переменах. Интерес к дизайну сегодня объясняется не только его умением «побеждать и преобразовывать хаос». Круг компетенций дизайна стал стремительно расширяться: дизайнерские методы позитивным образом влияют на культуру и общество, привнося инновационную составляющую.

Признаки креативности, признаваемые большинством авторов у профессиональных дизайнеров, – это наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы. Для них характерны не только способность к созданию нового, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом.

В настоящее время особенно востребованными оказываются следующие дизайнерские компетенции: уникальное умение работать с «непараметризуемой», трудновербализируемой информацией. Особенно хорошо удается дизайнерам работа с так называемым tacit knowledge – «неявным знанием», которое трудно или невозможно формализовать, задокументировать, передать. Деятельность ди- зайнеров интегрирует в себе не только творческие, художественные, аналитические, но и мало формализованные, слабо структурируемые задачи.

В рамках профессионального образования дизайнеров, в частности, важно понимать, что особенности личности могут стать определенного рода импульсом или преградой для реализации потенциала, в то же время сильная личность может компенсировать недостаток того или иного свойства, качества.

В рамках теории свойств центральной нервной системы Б.М. Теплова, сочетание основных свойств нервной системы – силы и активированности – рассматривается как сила (слабость) и чувствительность регуляторного блока. В ряде отечественных исследований установлено существование зависимости между слабостью и лабильностью нервной системы и выраженностью способностей, предопределяющих легкость и быстроту формирования определенных умений и навыков.

Будущим дизайнерам в силу их профессиональной деятельности очень важно быть наиболее толерантными к неопределенности (ТН). В целом толерантная личность стала описываться как человек, приемлющий новизну и неопределенность ситуаций и способный продуктивно действовать в них, а интолерантная личность – как человек, не приемлющий новизну ситуаций и многообразие мира, испытывающий стресс при возможности множественной интерпретации стимулов.

В нашем исследовании проверялась гипотеза о взаимосвязи силы–слабости нервной системы студентов специальности «Дизайн» и характерологических особенностей – толерантности к неопределенности, склонности к риску. Предполагалось, что толерантность к неопределенности и склонность к риску могут зависеть от слабости–силы, подвижности–инертности нервной системы: студенты-дизайнеры, обладающие подвижной и более слабой нервной системой, то есть более чувствительные в большей степени склонны к риску и более толерантны к неопределенности. В исследовании приняли участие 80 студентовдизайнеров 1 и 2 курсов, в возрасте 18–20 лет.

В диагностический комплекс вошли следующие методики: 1) опросник Я. Стреляу; 2) «Теппинг-тест» в адаптации Е.П.Ильина; 3) эмпирическое исследование личностного выбора (создавалась ситуация выбора между знакомым занятием и неизвестным); 4) опросник НТН Т.В.Корниловой; 5) тест Шмелева на определение склонности к риску. Для обработки результатов и их статистического анализа использовались методы описательной статистики, корреляционного анализа Спирмена, U-критерий Манна–Уитни (программа Statistics).

Были обнаружены достоверные связи между высокой подвижностью нервных процессов и высокой толерантностью к неопределенности, склонностью к риску, предпочтению «неизвестности» (критерий r-Спирмена).

Анализ склонности к риску как черты характера имеет важное значение для психологического прогнозирования процессов принятия решения в ситуации неопределенности. Обнаружена положительная корреляция между показателями ТН и склонностью к риску. Считается, что личность, осуществляющая выбор «неизвестности» (будущего), как правило, более активно участвует в том, что происходит в жизни, может контролировать события и их последствия и готова учиться на собственных ошибках и извлекать из этого позитивный опыт. Проверялось предположение о взаимосвязи уровня (силы) процесса возбуждения и уровня ТН: оказалось, что корреляция между силой процесса возбуждения и ТН не достигает уровня статистической значимости (критерий r-Спирмена).

Выявлена положительная корреляция у студентов высоких показателей ТН с подвижностью нервных процессов. Студенты же с низкой ТН, менее вовлеченные в процесс своей жизни, считающие ее неподконтрольной их усилиям и стремящиеся к простому комфорту и безопасности, тяжелее воспринимающие неудачи, как оказалось, имеют менее подвижную нервную систему. Таким образом, уровень ТН достоверно связан именно с подвижностью и лабильностью нервной системы.

Эта связь выражается способностью нервной системы быстро перестраиваться с возбуждающих раздражителей на тормозные и наоборот. Подвижность нервных процессов формирует способность к быстрой перестройке реакций при столкновении с новыми ситуациями и выражается в готовности взаимодействовать с новыми предметами и явлениями, из этого следует стремление к изменениям, новизне и оригинальности, готовность идти непроторенными путями и предпочитать более сложные задачи, иметь возможность самостоятельности и выхода за рамки принятых ограничений.

Более толерантными оказались студенты-дизайнеры, имеющие слабую (чувствительную) подвижную и лабильную нервную систему, эти же студенты оказались более склонны к риску.

Студенты, имеющие более подвижную нервную систему, предпочитают сильную внешнюю стимуляцию для того, чтобы достигнуть оптимального уровня активации (на нашем примере это склонность к риску, выбор и принятие неизвестности). Большинство студентов-дизайнеров обследуемой группы (1–2 курс) показали средний и высокий уровень ТН и предпочли выбор неопределенности – это говорит о том, что будущим дизайнерам присущи качества, связанные с выбранной профессией, а видимые различия между ними носят скорее количественный, чем качественный характер.

Дизайн, как профессиональная деятельность, является мощным средством формирования не только товарного ассортимента высокого качества, но и способом создания выбора стилей жизни, форм социальной активности, концепций культуры и способом выражения мировоззрения и мироощущения людей, живущих в данную эпоху.

Представляется перспективным направление исследований, посвященных дифференциально-психологическим детерминантам, определяющим на основе индивидуально-типических особенностей способности будущего дизайнера.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Чернявская В.С. Толерантность к неопределенности у студентов-дизайнеров: дифференциально-психологический подход // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 340-342.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки