З.З. Жамбеева Учреждение РАО «Психологический институт», г. Москва
На сегодняшний день жизнь предъявляет к человеку высокие требования к пониманию эмоций других людей и правильному реагированию на них в условиях совместной деятельности. Распознавание эмоций по мимике лица является важным процессом, выявляющим эмоциональное состояние человека. Точность распознавания эмоций других людей играет важную роль в процессе общения во многих сферах жизнедеятельности, благоприятствуя эффективности общения, успешности во многих видах профессиональной деятельности, быстрой адаптации в незнакомой обстановке и т.д.
Одним из основных средств невербального общения является лицевая экспрессия: с ее помощью передается важная информация об эмоциях и эмоциональных состояниях человека. Исследование механизмов распознавания эмоциональных состояний является центральной проблемой психологии. Она помогает объяснить природу возникновения групп и групповой динамики, причину неспособности людей поддерживать адекватные отношения с другими людьми.
Исследованием механизмов распознавания эмоциональных состояний психологи занимаются давно. Обнаружены существенные индивидуальные различия по точности распознавания эмоциональных состояний. Причем по особенностям межиндивидуальной вариативности точности распознавания эмоций можно предположить существование двух базовых систем ориентации: на других (при высокой точности распознавания – сопереживания) или на себя (при низкой точности распознавания – понимания). По-видимому, именно из этих противопоставлений и возникает такое фундаментальное измерение как степень осознанности (произвольности–непроизвольности) эмоциональных проявлений в процессе установления (доверия–недоверия) и поддержания (доминирования– зависимости) межличностных отношений (Мюллюниеми, 1982).
Для получения доказательства существования конструкта понимания, сопереживания и эмпирических мер его измерения нами была использована модифицированная методика изучения эмоционального и познавательного компонентов коммуникативных способностей (Аминов, Кабардов, Жамбеева, 2007). В эксперименте мы использовали девять масок с лицами, выражающими различные эмоции (выражения эмоций движениями бровей и рта, по Тайеру и Шиффу), и пять слов, выражающих различные состояния. Методика включает четыре субтеста, в которых предлагалось оценивать поочередно маски и слова по 10-балльной графической шкале по базовому критерию «приятных» (удовольствие) или «неприятных» (неудовольствие).
Исследование проводилось на выборке, которую составили 72 студента в возрасте от 18 до 22 лет. Для проверки гипотезы первичные данные шкалирования подвергались нормированию, корреляционному и факторному анализу.
Результаты корреляционного и факторного анализа по результатам шкалирования данных распознавания мимических схем лица и их словесных эквивалентов по степени удовольствия–неудовольствия дали сходные результаты. Как мимические схемы, так и их словесные значения легко идентифицировать по оси «удовольствие–неудовольствие». Однако при попытке оценить точность идентификации «схем» мимики лица и их словесных эквивалентов обнаружены резкие индивидуальные различия по эффекту семантической и перцептивной организации ассоциативных пространств.
Данное исследование проводилось со студентами, обучающимися на факультете психологии, способность к распознаванию эмоционального состояния человека для которых является профессиональной необходимостью.
Для валидизации и стандартизации методики «Точность распознавания и осознания эмоциональных состояний» было проведено исследование студентов экономических специальностей. В исследовании приняли участие 143 студента, в возрасте от 18 до 20 лет, Кабардино-Балкарского института бизнеса.
Таким образом, поскольку, во-первых, существуют индивидуальные различия в точности распознавания эмоций, во-вторых, специфика профессии в большей или меньшей степени предполагает умение эффективно общаться с людьми, можно предположить, что у студентов-психологов точность распознавания должна быть выше, чем у студентов-экономистов.
Для анализа межгрупповых различий по точности распознавания эмоций у студентов-экономистов и студентов-психологов был использован метод оценки групповых различий по t-критерию Стьюдента.
Для проверки нашего предположения в сравнительном анализе участвовало 40 студентов-психологов и 54 студента-экономиста по специальностям: «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит». Данный анализ проводился по методикам: «Точность распознавания и осознания эмоциональных состояний» и методике Дж. Холланда для определения профессионального типа личности.
Статистическая оценка различий между средними величинами психологических показателей для групп студентов-психологов и студентов-экономистов по точности распознавания эмоций подтвердила наши предположения, что студенты психологи лучше распознают эмоции. Так, наиболее значимые различия были обнаружены: 1) по показателям узнавания эмоций; 2) по степени соответствия эмоции и состояния (выявление точности распознавания); и 3) по индексу непосредственного распознавания (при высоком значении –преобладание уровня распознавания эмоции по мимике; и, наоборот, при низком значении – преобладание уровня распознавания по слову).
При определении точности (дифференцировки) эмоций у психологов три показателя (p<0,001, p<0,022), у «экономистов» – один (p<0,001). По степени соответствия мимики лица и слова, выражающего данное эмоциональное состояние, то есть по точности распознавания, получены значимые показатели: у психологов эти показатели выше, чем у экономистов (при p<0,001). Индекс непосредственного распознавания, то есть точность распознавания эмоций по мимике лица, выше у психологов (p<0,001, p<0,010).
По методике Дж. Холланда у психологов оказались выше показатели профессиональной направленности по интеллектуальному типу (ориентируются на решение интеллектуальных творческих задач; характерны аналитический ум, оригинальность суждений; чаще выбирают научные профессии) и по артистическому типу (независимость в принятии решений; оригинальность мышления; предпочитают занятия творческого характера). Для группы экономистов характерны большая выраженность по конвенциональному типу (отдают предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции; у них имеются способности к переработке конкретной, рутинной информации, наиболее предпочтительны специальности бухгалтера, финансиста) и по предприимчивому типу (выбирают цели и задачи, позволяющие проявить энергию, энтузиазм, стремятся к лидерству; могут реализоваться в таких профессиях, как дипломат, менеджер, брокер).
В обеих выборках были обнаружены различия в распознавании как положительных, так и отрицательных эмоций. Оказалось, что отрицательные эмоции распознаются лучше, чем положительные. Исходя из оценки групповых различий, можно сделать вывод, что точность распознавания эмоциональных состояний у студентов-психологов выше, чем у студентов-экономистов, что свидетельствует о профессионально важном качестве способности распознавания эмоций и соответствующих им обозначений – вербальных и схематических изображений (масок).
Обнаружено и у психологов, и у экономистов соответствие, с одной стороны, между профессиональной направленностью (по Дж. Холланду) и выбранной специальностью; а с другой стороны, значимостью способности распознавания эмоций как профессионально важного качества в сфере социального сервиса.
Комментарии
Добавить комментарий