Олейник Ю.Н.
Важным и актуальным направлением современных историко-психологических разработок является проведение сопоставительного исследования развития психологии в разных социо-культурных условиях. Именно такой акцент в рассмотрении истории мировой психологии в полной мере позволяет выявить как общие, так и специфические особенности развития психологического знания и получить представления о вариациях реализованных сценариев ее развития. При этом важно то, что кросс-культурные исследования по истории психологии позволяют в значительной мере решать вопрос о так называемой национальной науке – самом факте ее существования и, при утвердительном ответе на этот вопрос, определять эту национальную специфику. Однако, несмотря на актуальность таких исследований, они не очень широко представлены в тематике современных отечественных историко-психологических разработок. Об этом, в частности, свидетельствует библиометрический анализ материалов конференций «История отечественной и мировой психологической мысли (Московские встречи по истории психологии)» (Чердакова М.М., Костригин А.А., 2017). Представляется, что это в значительной мере связано с недостаточной разработанностью теоретико-методологических оснований подобных исследований. Что могло бы выступить в качестве таких оснований? С нашей точки зрения при проведении подобных исследований необходимо ориентироваться на несколько идей:
- Рассмотрение психологических знаний с позиций дисциплинарного подхода в анализе научного знания. При этом можно было бы ориентироваться на анализ компонентов истории психологии как научной дисциплины – когнитивного, популятивного, коммуникативного, социально-организационного. Эти компоненты могли бы выступить универсальными индикаторами, позволяющими сравнивать характеристик психологии в разных социо-культурных условиях. Кроме того, этот подход позволял бы фиксировать и динамику дисциплинарного статуса психологии, в том числе и степень ее институционализации в обществе.
- Выявление таких периодов для сравнения, которые наиболее полно выявляют именно роль социальных факторов в динамике изменений в психологических знаниях. Например, одним из таких периодов мог бы выступить период Второй мировой войны. Именно в этот период развитие науки, в том числе и психологии в разных странах, было детерминировано единым фактором – ситуацией военного времени, но его воздействие было опосредовано спецификой предшествующих этапов истории психологии в этих странах, стоящими перед обществом задачами, культуральными и ментальными особенностями научного сообщества.
- Ориентация на проблемологический подход в историко-психологических исследованиях. Выявление фиксированного числа универсальных научных проблем давало бы возможность при константности самой проблемы как таковой, выявлять специфический вариант ее постановки и разработки в зависимости от социо-культурных условий развития психологии в той или иной стране. Ориентация на эти идеи позволяет разработать теоретическую модель изучения развития психологии в разных странах и на ее основе провести комплексное и полномасштабное сопоставительное исследование.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках выполнения научного проекта № 18-513-18017
Комментарии
Добавить комментарий