Имплицитные концепции личностной зрелости как фактор саморазвития личности

Разделы психологии: 

Скворцова Лариса Леонидовна - старший преподаватель, Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»; Гродно, Ожешко, 22,

Аннотация В статье представлены результаты эмпирического обоснования взаимосвязи имплицитных концепций личностной зрелости и саморазвития. Выявлено, что наибольшее влияние на интенсивность саморазвития оказывают представления о социальной реализованности зрелой личности.

Ключевые слова: личностная зрелость, зрелая личность, имплицитные концепции, саморазвитие, инициатива к личностному росту

PERSONAL MATURITY IMPLICIT CONCEPTS AS A FACTOR OF SELF-DEVELOPMENT

Skvortsova Larisa Leonidovna – Senior Lecturer,YankaKupala State University of Grodno, Grodno,Ozheshko street, 22,

Abstract The results of an empirical study of the relationship of personal maturity implicit concepts and self-development are presented. It has been revealed that the greatest influence on the intensity of self-development is exerted by representation about the social realization of a mature person.

Keywords: maturityof personality; mature person, implicit concepts; personal growth initiative, self-development

С позиции акмеологического подхода личностная зрелость определяется как вершина развития личности, такой уровень развития всех личностных подструктур, который позволяет обеспечивать продуктивное выполнение общественных функций в различных сферах жизнедеятельности. В связи с этим многие исследователи подчеркивают эталонный характер личностной зрелости. Как отмечает В.М. Русалов, истинная зрелость наступает тогда, когда «человек не только достигает вершины в своем развитии, но и приобретает способность передать плоды своего развития другому человеку, становится образцом, эталоном, своего рода идеалом, достойным подражания и тиражирования посредством обучения» [1, c.33].

Практически во всех исследованиях, посвященных зрелой личности, важным ее показателем является способность к саморазвитию. Открытость для новых возможностей и личностного роста, способность и готовность зрелой личности к самореализации, самоактуализации, саморазвитию и самосовершенствованию выделяется как в работах известных персонологов-классиков (К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта, Э. Фромма), так и отечественных исследователей (Е.Е. Сапоговой, В.М. Русалова, М.А. Щукиной и др.).

Для понимания личностной зрелости категория саморазвития, по мнению М.А. Щукиной, имеет первостепенное значение, так как одновременно обозначает и специфический механизм достижения зрелости, и ряд критериальных ее характеристик. В свою очередь категория зрелости задает цель и определяет вектор саморазвития личности [4, с.11].

С позиции культурно-исторического подхода личностная зрелость трактуется как идеальная форма развития взрослого человека, исторически выработанный, культурно специфический образец развитости человеческих свойств и способностей. И, следовательно, образ зрелой личности, формирующийся в сознании человека, играет роль формообразующей структуры, позволяющей с помощью осознанной работы над собой приводить свои свойства и способности к заданному идеальной формой качественному состоянию и количественному уровню.

В обыденном сознании идеальные формы культуры представлены в виде имплицитных концепций – неявных теорий, с помощью которых ее носители познают и интерпретируют личность (собственную или другого). В результате социального познания в обыденном сознании хранится целый спектр различных социальных эталонов. И наряду с представлениями о зрелой личности, в нем сосуществуют представления о личности успешной, реализованной, компетентной, профессиональной, нравственной, физически совершенной и многие другие эталоны личности. И в этом случае большой интерес представляет вопрос, при каких условиях имплицитные концепции личности приобретают для человека важный смысл и становятся значимыми критериями оценки для определения соответствия себя социальному эталону, запускают процессы движения к его достижению? То есть речь идет о выявлении механизмов функционирования имплицитных концепций и их влиянии на саморазвитие личности.

Следует отметить, что современные исследования имплицитных концепций личности в большей степени сосредоточены на определении их содержательных и структурных аспектов. Что касается представлений о регуляторных аспектах имплицитных теорий личности, то таких исследований крайне мало, а в случае с личностной зрелостью, их просто не было.

В настоящем исследовании была поставлена задача эмпирически обосновать наличие и определить характер взаимосвязи между имплицитными концепциями личностной зрелости (далее ИКЛЗ) и осознанным стремлением к саморазвитию.

Имплицитные концепции личностной зрелости можно определить как совокупность неявных представлений о содержательных критериях, структуре и функциях личностной зрелости, на основе которых индивид формирует и описывает образ зрелой личности, интерпретирует собственное и чужое поведение. Как было показано в наших предыдущих исследованиях, существенной особенностью ИКЛЗ, как психологического явления, выступает их полифункциональность. Базовыми функциями ИКЛЗ являются отражательная и регуляторная функции, состоящие из целого ряда частных подфункций, обладающих определенными закономерностями и имеющих разное значение для решения жизненных задач и инициирования процесса саморазвития личности. В случае, когда личностная зрелость занимает значимое место в иерархии терминальных или инструментальных ценностей индивида, ИКЛЗ приобретают статус личностного идеала, тем самым реализуя побуждающая функцию. Достижение личностной зрелости становится для индивида мотивационно привлекательной жизненной задачей и может инициировать процесс саморазвития в данном направлении.

Как показывают результаты пилотажного этапа нашего исследования, проведённого на выборке 251 человек в возрасте от 18 до 45 лет, где степень собственного желания стать личностно зрелым человеком участники оценивали по 100 балльной шкале, личностная зрелость является желаемым уровнем развития личности (М=88,36,S=12,44).

В результате основного этапа исследования нами был эмпирически обоснован механизм реализации побуждающей и направляющей функции ИКЛЗ. Нашла подтверждение гипотеза о том, что структурно-содержательные особенности имплицитных концепций личностной зрелости являются фактором саморазвития личности. выборка исследования: В исследовании на добровольной безвозмездной основе приняли участие 321 испытуемый (из них 63% - женщины, 37%- мужчины) в возрасте от 17 до 50 лет (М =25,SD =8,37).

Для сбора эмпирических данных использовались следующие методики: авторский специализированный личностный дифференциал, предъявляемый испытуемым с инструкцией представить личностно зрелого человека и отметить, насколько для него характерны представленные в СЛД проявления; русскоязычная модификация Шкалы инициативы к личностному росту К. Робичек PGIS-II, представляющая собой опросник, с иерархической структурой, в котором интегральный показатель, отражающий уровень выраженности инициативы к личностному росту вычисляется как сумма баллов, набранных испытуемым по двум шкалам - «Осознанность саморазвития» и «Преднамеренное поведение» [2].

На предыдущих этапах исследования нами была выявлена четырехфакторная структурная модель личностной зрелости, содержательно описываемая следующими интегральными проявлениями: духовность, автономия, саморегуляция и социальная реализованность [3]. На данном этапе для обоснования связи между структурно- содержательными компонентами ИКЛЗ и уровнем инициативы к личностному росту был проведен корреляционный анализ. Полученные результаты обнаружили наличие слабых и умеренных положительных корреляционных связей (Духовность: r= 0,17,p ≤ 0,05; автономия: r= 0,25,p ≤ 0,001; Социальная реализованность: r= 0,30,p ≤ 0,001; Саморегуляция: r= 0,15, p ≤ 0,01).

Следовательно, чем более значимыми в представлениях о зрелой личности являются проявления указанных параметров, тем выше индивидуальный уровень осознанности саморазвития и интенсивность преднамеренных действий по развитию собственной личности. При этом наиболее тесно связаны с интенсивностью проявления инициативы к личностному росту представления об автономии и социальной реализованности зрелой личности.

Таким образом, наличие в индивидуальном сознании образа автономной, независимой, вовлеченной в собственную жизнь и получающей от этого удовлетворение зрелой личности может способствовать повышению готовности индивида к личностным изменениям. Оно может быть ориентиром в разработке направлений для изменения и побуждать к осуществлению действий, приводящих к саморазвитию качеств зрелой личности.

Обусловленность уровня инициативы к личностному росту ИКЛЗ проверялась с помощью метода множественной регрессии. Набор предикторов был представлен параметрами ИКЛЗ, а в качестве зависимой переменной был выбран интегральный уровень инициативы к личностному росту. Было обнаружено, что наиболее значимыми предикторами инициативы к личностному росту являются представления о зрелой личности, как духовной (β= 0,11; t =2,06; p=0,04),автономной (β= 0,13; t =2,3; p=0,02),и социально реализованной (β= 0,24; t =4,04; p=0,00001). В наибольшей степени на уровень инициативы к личностному росту влияют представления о зрелой личности, как социально реализованной. То есть, чем больше в индивидуальном сознании личностная зрелость ассоциируется с высокой активностью, увлеченностью, общительностью, успешностью, тем больше усилий предпринимает индивид по работе над собой.

Таким образом, выявлено, что представления о зрелой личности, востребованной в социуме и максимально влияющей на продуктивность собственной жизнедеятельности, побуждают к саморазвитию и задают ориентиры для него.

Литература

  1. Русалов В.М. зрелость: эмоциональная, нравственная, личностная, интеллектуальная, социальная, биологическая. Единая или множественная характеристика?// Феномен и категория зрелости в психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 29─46.
  2. Скворцова Л.Л. Психометрическая разработка русскоязычной модификации шкалы инициативы к личностному росту – II //Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. Вып. 18. В 3 ч. Ч. 3./ ред. кол.: В.А. Гайсенок, В.Ф. Берков, Г.Я. Голенченко, и др.. Минск : РИВШ, 2018 . С.54─63.
  3. Скворцова Л.Л Структура имплицитных концепций личностной зрелости у белорусов// Личность в эпоху перемен: mobilisinmobili : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 17-18 декабря 2018 / ред. Е.Ю. Патяевой, Е.И. Шлягиной. М. : смысл, 2018. С.242─244.
  4. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: монография. СПб.: Из-во С.-Петербургского ун-та, 2015. 348 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Скворцова Л.Л. Имплицитные концепции личностной зрелости как фактор саморазвития личности // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 64-67.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки