В статье предлагается теоретическая модель концепции позиции субъекта учения. Позиция субъекта учения рассматривается как феномен единства процесса и результата в согласованной системе психолого-педагогических критериев эффективности обучения. При анализе этого феномена можно понять процесс, а через процесс предвидеть результат. Позиция субъекта учения имеет системный характер и должна изучаться как системный объект. Структура этого объекта и система критериев ее анализа и оценки определяется через три основных составляющих: когнитивной, регуляторной и личностносмысловой. Критерии и конкретные показатели этих составляющих позиции субъекта учения могут использоваться не только для анализа ее своеобразия, но и для определения круга условий развивающего обучения, при отсутствии жесткого и прямого управления им. В работе делается попытка схематизации концепции с помощью метода структурного моделирования, т.е. моделирование структурными уравнениями (SEM). Описаны этапы применения метода структурного моделирования и основные задачи каждого этапа. Рассмотрены проблемы обоснования причинно-следственных связей.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект №15-06-10023).
Введение
Особое психологическое образование - позиции субъекта учения, по терминологии Л.С. Выготского, представляет собой психологическую систему, формирующуюся под влиянием возникновения и развития ряда образований, закрепления или изменения связей между ними. Развитие таких образований, как метазнания, рефлексия, саморегуляция в учении, избирательность и эмоциональная оценка собственных достижений, определяет согласованность линий развития когнитивной и личностной сферы «встреча аффекта и интеллекта» (метафора Л.С. Выготского).
Субъект учения - школьник и/или студент осваивает учебные навыки и знания, соотносит эти знания, умения с содержанием собственного опыта, накопленного спонтанно в жизненной практике и с знаниями, сформированными на предшествующих этапах учебного процесса. Такой способ обучения приводит к индивидуальным интерпретациям, к возникновению избирательного отношения к учебным предметам и к более глубокому пониманию учебного материала.
Субъективная активность школьника, действующего в строго регламентируемых учебных рамках (программы, режима обучения, методов преподавания и т.д.), проявляется в эмоциональном отношении к учебному процессу, в вопросах к преподавателю, в поиске своих приемов учебной работы, в предпочитаемых видах учебной деятельности.
Избирательность в отношении разных областей знания может стимулировать потребность самостоятельного нахождения и использования новых способов переработки учебного материала, их преобразования, контроля и коррекции. При этом регуляция познавательной деятельности возможна только на основе рефлексии ее процесса и результата.
В данном исследовании динамическая система позиции субъекта учения, разработанная Е.Д. Божович, использовалась в качестве исходной для SEM [Божович, 2013].
Структурная модель концепции позиции субъекта учения
Структурное моделирование, или SEM (Structural equation modeling - Моделирование структурными уравнениями), как статистический метод анализа эмпирических данных является комбинацией множества известных методов: факторный анализ, корреляция, дисперсионный и ковариационный анализ, множественная регрессия.
Методология SEM предусматривает, во-первых, предварительное построение структурной модели с направленными, ненаправленными связями между изучаемыми конструктами, во-вторых, проверку на соответствие эмпирическим данным и коррекции. Программное обеспечение позволяет оценить степень соответствия модели исходным данным и параметры модели (регрессионные и корреляционные коэффициенты). Модель признается состоятельной (подтверждающей исходные гипотезы), если она по принятым критериям соответствует исходным данным, а параметры модели являются статистически достоверными [Наследов, 2013].
В работе делается попытка схематизации концепции позиции субъекта учения с помощью метода структурного моделирования (рис. 1). Факторами модели являются компоненты концепции («когнитивный компонент», «регуляторный компонент», «личностносмысловой компонент»).