Специфика работы учителя-логопеда общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования

Разделы психологии: 

Склярова Инесса Васильевна, учитель-логопед, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24», Энгельс, Саратовская область

Статья посвящена актуальной проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Рассматриваются особенности коррекционной логопедической работы с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Показана система работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ, имеющими речевые нарушения, представлены направления, методы и приемы коррекционной работы. Значительное внимание уделяется вопросам реализации условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития данной категории детей. Описываются механизмы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Затрагиваются вопросы особого отношения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии их способностей, достижении успехов в школе. В статье обобщается практический опыт учителя-логопеда.

Ключевые слова: инклюзия, образование, речь, логопед, коррекция.

ВВЕДЕНИЕ

Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Оно подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (обычно развивающихся учеников и детей с ограниченными возможностями здоровья), признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифференцированный подход, которые ведут наиболее подходящим для каждого ребенка способом.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное ко всем отношение, она поддерживает детей с ОВЗ в обучении и достижении успеха.

Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей с ОВЗ, занятостью родителей и отсутствием возможности работать над проблемой своего ребенка вместе со специалистами, отдаленностью специализированного образовательного учреждения от места проживания.

В системе социальных отношений школа является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество, поэтому она обязана дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал. Каждый ребенок с ОВЗ должен быть обеспечен психологической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь лучших результатов в учебе.

Рассматривая процесс инклюзии, важно отработать механизмы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Совместная деятельность разных специалистов общеобразовательного учреждения должна носить системный характер и способствовать накоплению информационной базы для обеспечения возможности проведения качественного анализа дальнейших результатов.

Большинство школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности. У многих из них отмечается недостаточный уровень речевого развития и познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, наблюдается повышенная утомляемость. Одним из важных направлений в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекционная логопедическая работа. Ведь хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психологическое развитие.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Предупреждение и преодоление речевых нарушений – целостный процесс, который предполагает создание единых педагогических позиций по отношению к таким детям, использование всех положительных возможностей школы и семьи.

Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования заключается в оказании помощи разным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья. Логопедическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями имеет ряд особенностей:

- в силу того, что нарушения речи детей с ОВЗ носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с обычными детьми;
- ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи.

Главной задачей учителя-логопеда в рамках инклюзии является построение системы, которая удовлетворит потребности каждого ученика и даст возможность детям овладеть речевыми навыками. Учителю-логопеду необходимо вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность и создать условия, в которых дети с особыми потребностями ощущали бы себя полноценными в среде сверстников. Такие ученики должны обеспечиваться поддержкой, которая позволит им добиваться успехов, детям очень важно ощущать свою индивидуальность, ценность совместного пребывания в коллективе. Необходимым средством повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса становится поиск и применение активных форм, методов и приемов обучения.

Прежде, чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, должен путем тщательного специального обследования выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей учащегося и его потенциальных возможностей. Важным для учителя-логопеда является правильное определение причины, лежащей в основе нарушения речи, поскольку от этого зависят выбор методов и приемов логопедического воздействия, продолжительность коррекционной работы.

Наряду с этим, необходимым является получение информации от родителей и специалистов дошкольного образовательного учреждения, что позволит дать более полную характеристику актуального уровня развития и потенциальных возможностей ребенка. Немаловажным является также анализ ситуации обучения и развития «особого» ребенка учителем-логопедом совместно с учителями школы. На основе диагностики, учитывая особенности ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на логопедическом пункте осуществляется в соответствии с индивидуальными программами с учетом психофизических и индивидуальных особенностей каждого ученика. Периодичность и продолжительность логопедических занятий определяется сложностью речевого дефекта, зависит от вида речевой патологии и этапа коррекции. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.

На коррекционных занятиях применяются наглядные методы и игровые приемы работы, предусматриваются артикуляционные, голосовые, дыхательные, физические упражнения; включаются упражнения для развития мелкой моторики рук, на развитие координации движения, релаксационные упражнения. В коррекционную работу могут включаться нейропсихологические приемы и упражнения на развитие кинестетического и кинетического праксиса, произвольной регуляции и зрительно-моторной координации. Специфика применения логопедических приѐмов и методов создаѐтся за счет особой подачи и формы коррекционных заданий, цель которых активизация речевой и умственной деятельности ребенка.

Учитель-логопед на занятиях систематически проводит необходимую работу по совершенствованию звукопроизношения, уделяет особое внимание преодолению ошибок звукового состава слова, занимается развитием слухоречевого внимания и памяти. В ходе занятий значительное место отводится работе по формированию лексико-грамматической стороны речи, построению связного высказывания.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволяет:

- тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
- оптимальное распределение времени на каждый этап работы;
- компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
- применение разнообразных форм и методов логопедического воздействия.

Поскольку дети с ограниченными возможностями здоровья овладевают грамотой значительно труднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, учителю-логопеду необходимо вызвать и сохранить у таких детей желание совершенствовать свою речь. С этой целью необходимо применять в работе как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая эмоциональный и интеллектуальный опыт ребенка, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Применение компьютерных технологий помогает усовершенствовать и разнообразить традиционные формы подачи и усвоения учебного материала, способствует более высокому уровню осмысления языкового материала, поддерживает мотивацию детей. Использование ИКТ на логопедических занятиях стимулирует интерес к обучению, обеспечивает каждому возможность работы в оптимальном для него темпе, повышает самооценку учащихся, ребенок получает ощущение самостоятельного управления деятельностью.

Технология диалогового обучения способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера, выражать свои мысли и отвечать на вопросы правильно построенными предложениями.

Здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, дают возможность изменить эмоциональное отношение ребенка к трудной для него работе над речью.

Технология игрового обучения позволяет осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия по исправлению звукопроизношения, групповые занятия по коррекции нарушений чтения и письма. Гибкое сочетание индивидуальных и групповых занятий позволяет ребенку с ОВЗ выработать стратегии поведения в процессе общения и в разных видах деятельности.

Основными направлениями коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются:

- совершенствование движений и сенсомоторного развития;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности;
- развитие различных видов мышления;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, которое включает в себя:
- развитие фонематических процессов;
- развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания;
- постановка и автоматизация дефектных звуков;
- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
-формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение задач инклюзивного обучения детей со специальными образовательными потребностями невозможно без привлечения к работе их родителей. Учителю-логопеду необходимо осуществлять анкетирование родителей, проводить консультационные мероприятия, мастер-классы и семинары, логопедические тренинги с участием детей и родителей. Очень важно систематически выступать на родительских собраниях. Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает также издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, создание информационных листов. Родители могут принимать участие в групповых, и, в отдельных случаях, индивидуальных занятиях, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка.

Таким образом, целенаправленная логопедическая работа в системе взаимодействия с педагогическим коллективом школы и родителями оказывает существенное влияние на качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Она позволяет преодолеть речевые нарушения, способствует успешному освоению школьной программы, повышает потенциал личности, что влияет на успешность и дальнейшую судьбу ученика.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Сборник статей - М., 2008
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе - М., 2005
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов - М., 1991.
  4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте - М., 1991.
  5. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону, 2001

SPECIFICITY OF SPEECH THERAPIST WORK IN A COMPREHENSIVE SCHOOL UNDER CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Sklyarova Inessa, speech therapist of top qualification cathegory, municipal budget educational institution «Secondary sсhool №24», Engels municipal district, Saratov region

The article is devoted to the topical problem of educating disabled children under conditions of inclusive education. In the current article are considered main features of corrective speech therapy work with disabled children on the basis of logopaedics – post in educational institution. The article shows the system of speech therapist work with disabled children, who suffers from speech impediment and presents main directions, methods and strategies of remediation. Much attention is paid to the problems of socialization and associated difficulties in development in terms of speech, psychomotor, emotional and social features of studied children group. Furthermore the machineries for interaction among all the participants of educational process are described, where a child is meant to be a central feature. The present article covers issues related to specific treatment and support of disabled children in developing their opportunities to reach success in school. The article generalizes practical experience of speech therapist.

Keywords: inclusion, eduction, speech, logopedist, correction.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 янв 2015

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Склярова И.В. Специфика работы учителя-логопеда общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования // Социокультурная интеграция и специальное образование. Сборник научных статей. – М.: Перо, 2015. – 552 с. – С. 393-399.