Разделы психологии:
Боева Яна Викторовна — магистрант НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», направление: консультативная психология, г. Москва.
Ключевые слова: ценности, смыслы, профессиональный стресс, преодоление профессионального стресса, цифровизация.
THE ROLE OF PERSONAL VALUES AND MEANINGS IN OVERCOMING OCCUPATIONAL STRESS IN THE DIGITAL AGE
Boeva Yana Viktorovna — master's student of the Moscow Institute of Psychoanalysis, program: counseling psychology, Moscow.
Keywords: values, meanings, occupational stress, overcoming occupational stress, digitalization.
Современное общество впечатляющими темпами вступает в цифровую, высокотехнологичную эпоху. С каждым годом все больше профессий в различных сферах поддаются требованиям новой среды — финансы и банки, торговля, производство, образование, медицина, транспорт, сфера услуг и многие другие. Может показаться, что среда вокруг нас практически полностью претерпела изменения, но это только начало. Сегодня трудно представить себе человека, который не использует информационные технологии в профессиональной или личной жизни. Общество в целом, претерпевает изменения [7]. Так проявляется «цифровизация», или «цифровая трансформация». Стоит отметить, что этот термин охватывает целое поле понятий и имеет множество определений. Если обобщить в рамках глобальных процессов, согласно Стратегии развития информационного общества в России на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203: Цифровизация — это переход к цифровой экономике.
Цифровая экономика — это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [12].
Если же рассматривать цифровизацию более локально, то, исследуя разные термины и описания, можно определить ее следующим образом:
Цифровизация — это преобразование информации в цифровую форму из аналоговой, подразумевающее повышение гибкости, эффективности, качества, безопасности и надежности производственных и иных процессов за счет использования цифровых технологий.
Возникновение новых и трансформация существующих специальностей подразумевает как получение новых знаний, навыков и умений, так и столкновение с рядом трудностей, связанных с профессионализацией. Например, в связи с необходимостью постоянно соответствовать и повышать или изменять специализацию, адаптироваться к новым формам управления и коммуникации, постоянно работать в виртуализированной, опосредованной реальности возникает вопрос об опережающем образовании, а также размытии границ между личной и трудовой жизнью. От человека сегодня требуется очень много усилий и времени для профессионализации и успешной адаптации в обществе, что приводит к разным видам трудового стресса. Ввиду специфики деятельности проявляется информационный стресс, описанный В.А. Бодровым [3]. Информационный стресс связан с обработкой информации, а именно — несоответствием трудовых задач психическим и физическим возможностям человека и целой группой подобных явлений. На данный момент уже не составляет труда представить ситуацию, в которой не технология подстраивается под человека, а человек вынужден подстраиваться под обилие технологий и цифровой информации вокруг.
Профессионализация и трудовая жизнь человека все чаще ставятся во главу угла как инструмент достижения благополучия, самореализации, принятия и одобрения социумом, то есть, личных целей. Таким образом, изменяется сам стиль и темп жизни человека и общества, что порождается, в том числе, новыми индивидуальными смыслами и ценностями. Анализ литературы, описывающей различные подходы к изучению стресса, в том числе, профессионального, позволяет сделать вывод о ключевой значимости ценностно-смысловой сферы в оценке и исходе стрессовой ситуации [6, с. 371]. Также состояние ценностно-смысловой сферы считается одним из главных факторов психологического здоровья специалиста [11], [15]. Конечно, мы не можем игнорировать физиологический аспект влияния стресса на организм. Но если сфокусироваться на когнитивной составляющей, на структуре мотивов и целей, на экзистенциальном опыте человека, которые детерминируют профессиональное поведение, то можно наблюдать, как даже негативная, разрушительная ситуация может трансформироваться в точку роста, открытия новых возможностей. Существует и обратная ситуация: отношение к работе, ее расположение в иерархии ценностей, субъективная оценка условий труда и субъективный смысл ситуации могут приводить к напряженности, утомлению, стрессу и выгоранию [4]. В целом, ценностные ориентации человека могут либо привностить баланс, способствовать гомеостазу (и тогда стрессоустойчивость возрастает), либо наоборот. Также, по мнению В.Э. Чудновского, смысл жизни – не всегда благо, иерархия смыслов и ценностей может как придавать устойчивость человеку, так и дестабилизировать его, жестко не соответствовать реальной ситуации [14]. О таком разном восприятии опыта, уникальной ценностной значимости говорил не только В. Франкл в рамках логотерапии, но и сторонники научного регуляторного подхода к стрессу, например, современные отечественные авторы: А.Б. Леонова, Л.Г. Дикая. Современное изучение человека в его функциональном, работоспособном состоянии подразумевает не только психофизиологический и когнитивный аспекты, но и трансцендентные, где важно наполнение профессиональной деятельности — его личностные смыслы и побуждения [13],[9],[5]. То есть, ценностно-смысловая сфера является точкой отсчета, определяет направление развертывания профессиональной деятельности, общее развитие событий, выборы и ощущение себя как субъекта труда. Все это необходимо для формирования компетентности специалиста. Следовательно, в работе с ценностно-смысловой сферой специалиста кроется решение многих проблем профессионализации и сопутствующего ей стресса, и это мнение подтверждается исследованиями Д.А. Леонтьева. Он считает, что существуют связанные между собой психологические особенности личности, способствующие успешной адаптации специалиста в обществе и профессии, которые составляют некую структуру – адаптационный потенциал личности и личностный самоактуализационный потенциал, основанный на ценностях самоактуализации, который определяет способность к преодолению стресса и резистентности к выгоранию [10], [8].
В параллель адаптационному и самоактуализационному потенциалу личности хочется упомянуть еще один феномен, в котором задействованы ценности и смыслы в контексте преодоления стресса — это жизнестойкость. Понятие рассматривается под различными углами в зависимости от трактовки и подхода:
– С. Мадди: жизнестойкость — это система убеждений, мотивов и копинг-стратегий, которая придает смысл и ценность жизни человека в любой жизненной ситуации;
– Д.А. Леонтьев: жизнестойкость как ресурсная интегративная характеристика личности человека, помогающая преодолевать трудности;
– Л.А. Александрова: жизнестойкость — способность личности преодолевать трудности, центральным аспектом которой является смысл жизни [1].
Также в контексте образования будущих специалистов существует такое интересное понятие как «преАдаптивность», предложенное А.Г. Асмоловым. В наш век преобразований, изменений и, соответственно, неопределенности, невозможно рассчитывать только на отдельно взятый навык, одно образование, конкретный диплом. Мир меняется настолько быстро, что, как утверждает А.Г. Асмолов, у нас есть только собственный потенциал и ресурс, мы живем в мире, в котором человек создает сам себя. И очень важно стремиться ориентировать будущих профессионалов на преАдаптивность, т.е. способность воспринимать неопределенность и стресс как возможность [2].
Сейчас перед нами разворачивается новая реальность — с одной стороны, она богата технологиями, которые упрощают жизнь и привносят разнообразие, а с другой стороны, мы можем наблюдать эпидемию профессионального стресса и особенно нуждаемся в понимании собственных смыслов и самотрансценденции. Именно поэтому исследования ценностно-смысловых аспектов специалистов, в том числе, в инновационных профессиональных сферах, которые, в первую очередь, сталкиваются с различными сторонами нарастающей цифровизации, имеет особую социальную значимость.
Литература
- Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня. 2004. С. 82-90.
- Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен / Под общ. ред. А. Асмолова. М.: Издательский Дом ЯСК, 2018. С. 13–23.
- Бодров В А. Психологический стресс. Развитие и преодоление. Учебное пособие. – Пер Сэ, 2012. 302 с.
- Ветрова И.И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / Под. ред. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 179–196;
- Дикая Л.Г. Социально-психологические и личностные аспекты саморегуляции функционального состояния человека // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. 2012. Т. 4. С. 163-181.
- Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте // М.: Институт психологии РАН. 2011. 512 с.
- Исаев А.П., Наумов В.Н., Саблина Ю.В. О стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 гг // Евразийская Интеграция: экономика, право, политика. 2018. №. 1 (23), С. 84-86.
- Наличаева С.А. Личностный самоактуализационный потенциал как детерминанта резистентности к профессиональному выгоранию // Психологическое обеспечения деятельности силовых структур. 2017. С. 120–123.
- Леонова А.Б. Комплексные психологические технологии управления стрессом и оценка индивидуальной стресс-резистентности: опыт интеграции различных исследовательских парадигм //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. №. 3., С. 63–69.
- Леонтьев Д.А. [и др.] Личностный потенциал. Структура и диагностика : монография под ред. Д.А. Леонтьева. М.: смысл, 2011. 675 с.
- Сокольская М.В. Личностное здоровье в становлении профессионала // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2010. №. 5. С. 65–70.
- Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы // [Электронный ресурс] http://kremlin.ru/acts/bank/41919
- Франкл В. воля к смыслу. М.: Альпина Паблишер, 2018. 232 с.
- Чудновский В.Э. [и др.] Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2004. Т. 25. №. 1. С. 15-24.
- Шляпникова О.А., Медведева Ю.С. Акмеологические аспекты профессиональной идентичности // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 017. №. 1. С. 95-98.
Комментарии
Добавить комментарий