Леонов Н.И., Хасан Х.Ф.Х.
Возрастающий интерес к теме иностранных студентов и создания для них благоприятной образовательный среды в России пробуждает исследовательский интерес в отношении изучения особенностей адаптации студентов к совершенно новым условиям проживания, обучения и выявлению их ресурсов. Анализ работ в этой области проблемы показывает, что авторы чаще придерживаются эксплицитного подхода к изучению проблемы освоения окружающей среды субъектом. Важно, с нашей точки зрения, рассмотреть эту проблему с позиции самого преодолевающего эту ситуацию, где показателем успешности освоения среды является умение совладать с этой жизненной ситуацией и проявлять адекватные способы поведения. В среднем адаптация к вузу происходит в течении двух лет, студент сталкивается с неадекватной психической и физической нагрузкой, т.к. происходят значительные изменения вследствие попадания в новую для него среду. Здесь важно выдержать баланс ресурсных возможностей, так как организм и среда находятся в динамическом равновесии, а их соотношения меняются постоянно. Психологическое назначение преодолевающего поведения состоит в том, чтобы наилучшим образом адаптировать человека к требованиям ситуации путем овладения, смягчения или ослабления этих требований и тем самым понизить стрессовое воздействие ситуации.
Понятие преодоления охватывает широкий спектр человеческой активности, включая в себя все виды взаимодействия субъекта с внутренними и внешними условиями, т.е. характеризующими психологические особенности субъекта и специфику решаемой им задачи. Большинство исследователей считают, что ситуации, требующие совладания, традиционно определяются как более сложные, требующие от человека задействовать свои потенциальные ресурсы. Поведение человека в таких ситуациях обусловлено наличием у него целым спектром копинг-ресурсов. Т.Л. Крюкова и Е.В. Куфтяк определяют совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий (Крюкова, 2010). Следовательно, новая жизненная ситуация становится условием реализации уже имеющихся моделей поведения и проявления стратегий совладания, с одной стороны, с другой стороны, актуализируется проблема запуска всех имеющихся ресурсных возможностей личности, среди которых социально-психологические, с нашей точки зрения, будут приоритетными. Поиск этих дополнительных ресурсов и составляет наш исследовательский интерес. Э. Фромм, рассматривая проблему преодоления трудных жизненных ситуаций, выделяет надежду как ресурс, способствующий сохранению душевного равновесия в таких ситуациях. «Надеяться, – говорит Фромм, – значит в каждый момент времени быть готовым к тому, что еще не появилось на свет, и, несмотря ни на что, не отчаиваться, если на том или ином участке жизненного пути это рождение не произошло» (Фромм, 1993, с.281). Мы считаем, что Надежда включена в систему отношений личности с миром и другими людьми и является функциональным явлением. Надежда выступает здесь в качестве дополнительного психологического ресурса, помогая преодолевать трудности. В качестве ресурса может выступать когнитивная картина мира, включающая в себя набор имплицитных представлений личности об окружающем мире, собственном «Я», способах взаимодействия личности с миром. Иностранные студенты, обучающиеся в Ижевске, убеждены, что им созданы условия безопасной образовательный среды и можно доверять этому окружающему миру. Можно выделять целый спектр компонентов личности, среди которых ценности, конфликтоустойчивость, могут выступать в качестве предикторов совладания с жизненной ситуацией.
Таким образом, расширяется поле поиска ресурсов личности по преодолению трудных жизненных ситуаций в разных сферах ее жизнедеятельности. Они выполняют не только роль внутреннего регулятора поведения и деятельности, но и антиципирующую функцию, помогающую субъекту определять последствия и целесообразность своих действий.
Комментарии
Добавить комментарий