Современное общество предъявляет к человеку требования быстрой и качественной ориентировки в условиях различного рода задач, зачастую неопределенных, не имеющих одного способа решения.
Качество такой ориентировки и успешность деятельности зависят от целого ряда психологических факторов - эмоционально-личностных особенностей человека, развития его познавательной сферы, опыта действия в сходных ситуациях.
Предмет исследования: Изучение характера и особенностей предвосхищения дошкольников.
В исследовании мы выдвигаем предположение, что при построении предположения развития ситуации дети 5 и 6 лет отличаются друг от друга по параметрам соответствия ситуации и реалистичности.
Предвосхищение рассматривается как способность человека представить возможный результат действия до его осуществления. Таким образом, сущность предвосхищения можно определить через противоречие между категориями возможного и действительного.
В данном исследовании использовалась методика «конфеты» под авторством И.Б. Шияна.
Методика направлена на выявление у испытуемого видения и выстраивания противоположностей через историю в картинках. (приложение №1).
Диагностика была проведена на детях 5 и 6 лет старшей и подготовительной группы.
Гипотеза исследования подтвердилась. Параметр реалистичности оказался самым показательным для проведения разницы. Все дети подготовительной группы придумывали окончание истории исходя из реальной ситуации, в то время как дети старшей группы придумывали истории включая в них разнообразных персонажей.
В параметре соответствие ситуации оказалось, что не смотря на предложенную инструкцию, дети старшей группе не видели целостного ряда в картинках, не понимали, что это история. В подготовительной группе все иначе.
Посмотрев на результаты обеих групп по параметру вариатив‑ ности и противоположности можно сделать вывод, что для детей 5 и 6 лет отличным является то, что сказано разными словами, то есть где идея одна.
Комментарии
Добавить комментарий