Особенности личностной сферы математичекси одаренных детей

Разделы психологии: 

Мержвинская Анна Анатольевна, Магистр Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

Аннотация: Проблема диагностики и развития одаренности на сегодняшний день стала предметом исследований многих психологов. Развитие заключается не только в совершенствовании способностей ученика, но и развитии личностных качеств для достижения больших успехов. В данной статье рассматриваются личностные особенности математически одаренных детей, особенности обучения, факторы развития личностных проблем, что позволяет наметить проблемные блоки для работы с данной группой детей.

Ключевые слова: одаренность, математическая одаренность, личностная сфера, интеллектуальная одаренность, особенности работы, личностные проблемы, особенности личности.
Keywords: giftedness, mathematical giftedness, personal sphere, intellectual giftedness, work peculiarities, personality problems, personality traits.

На сегодняшний день существует большое количество определений термина «одаренность». С одной стороны, её рассматривают как способность или переплетение способностей, с другой как Талант. Д.В. Ушаков четко разграничивает эти понятия, говоря о том, что одаренность- потенциальный Талант, а Талант в свою очередь- реализованная одаренность. Существует и разногласие в оценке количества одаренных людей на планете, его освещает А. Зиглер в своем исследовании. Л. Термен в 1925 году считал, что всего 1% населения являются одаренными, Н.М. Робинсон, Л.Дж. Броди и Дж. К. Стенли в 2005 определяли 1-3% населения одаренными, в этом же году Ф. Ганье говорил о 10 %, Э.В. Гордон, Б.Л. Бридглал о 15%, Дж. Рензулли о 15-20%. В настоящее время психологи считают, что одаренных детей от 1-2% до 15-20% от общего количества детей. в России около 7% общего числа людей считаются одаренными, 30% потенциально одаренными. Данные могут варьироваться на 10% в большую и меньшую сторону, так как существует проблема распознавания и диагностики одаренности.

Основываясь на определениях исследователей, мы может сказать, что одаренность- прежде всего качество психики, способное к развитию в течении всей жизни, позволяющее достигать более высоких результатов в той или иной сфере по сравнению с остальными людьми.

Нас интересует именно познавательная одаренность, так как испытуемые являются детьми с математической одаренностью, которую относят к познавательной (академической).

Математическую одаренность изучал психолог А.В. Крутецкий, им была выделена структура математических способностей:

  1. Понимание математической информации- способность к восприятию математической информации, усвоение структуры задачи;
  2. процесс обработки математической информации- способность к логическому мышлению в области числовых и объемных отношений, символики; к мышлению с помощью математических знаков; способность к обобщению математических объектов, отношений, действий; умение математически рассуждать; способность к осуществлению гибких математических процессов; способность к четкому представлению решений; способность к быстрому переключению с одного мыслительного процесса на другой при осуществлении математических решений.
  3. хранение математической информации- математическая память выступает в роли общей памяти для математических отношений, схем рассуждений и доказательств, методов решения задач и подходов к ним;
  4. общий обобщающий элемент - математическая ориентация мышления.

В статье О.А. Кирилловой рассмотрены особенности работы с математически одаренными детьми, которые направлены на оптимизации процесса обучения. К ним относятся: а) данная группа детей быстро усваивает теоретический материал, включающий теоремы, правила, схемы и методы решений. Исходя из этого, можно сказать, что здесь возможен междисциплинарный подход; б) способность рассуждать, выдвигать гипотезы, обосновывать решения, исходя из своей математической базы знаний, развита на высоком уровне. Развитие данных особенностей позволит выйти на новый уровень; в) ученики испытывают интерес к новому и готовы сосредотачиваться на нем, поэтому данная потребность удовлетворяется в самостоятельных заданиях; г) дети испытывают тревожность по поводу своей непохожести с другими детьми, поэтому необходимо внедрение эмоционального компонента в обучение, что позволит им понять и принять себя; д) для данной группы учеников необходимы нестандартные методы обучения. К ним можно отнести метод «обогащения», который делится на вертикальный и горизонтальный. К вертикальному относится ускоренное обогащение математических способностей. К горизонтальному- разнообразие развивающих функций урока (создание олимпиад, конкурсов, специальных заданий и программ); е) школьник должен выступать не объектом обучения, а субъектом, пропуская через себя все знания, даваемые учителем, тем самым самостоятельно приходя к решениям, методам.

Личностные особенности математически одарённых детей рассмотрены в статье В.Ю. Шадрина. Автор отмечает, что ученик с высоким уровнем интеллекта склонен к конфликтным отношениям. Проявляется это в ссорах в отношениях со сверстниками по причине неумения слушать, завышенной самооценки. В отношении со взрослыми из-за излишней любознательности может требовать слишком большого количества внимания. Данные особенности приводят к трудностям в понимании со стороны взрослых и сверстников, что нарушает процесс психосоциальной адаптации. Отсюда следуют чувство неполноценности, низкая самооценка, эмоциональная холодность, трудности в коммуникации, формирование негативной «Я-концепции».

Математическая деятельность является сложной и предъявляет большие требования к ребенку. Изучаемая нами группа детей относится к интеллектуально одаренным, что означает весомую роль личного отношения к выполняемой деятельности, мотивации и целеустремленности в успешности в области математики. Поэтому необходима не только работа, направленная на рост уровня математических способностей, но и работа с личностной сферой учеников.

Литература:

  1. Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей [ Текст] : программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н.В. Алексеева – Волгоград : Учитель, 2011. – 182 с.
  2. Монина Г.Б., Рузина М. С. Ох, уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность [Текст] / Г.Б. Монина, М.С. Рузина. – Санкт-Петербург: Речь, 2016. – 128.
  3. Суворова Г.А., Прохорова Л.А. Познавательные процессы в структуре способностей к математике. Молодой ученый. 2018; № 37 (223): 138 – 141.
  4. Суходимцева А.П. Создание окружной системы сопровождения развития одаренных детей / А.П. Суходимцева // Вестн. Всерос. олимпиады школьников. - 2012. - № 2. - С. 9-14. - Подпроект "Виртуальная мастерская". Сопоставление содержания работы с одаренными детьми в реальной практике школ с целями окружного проекта "Окружной системы сопровождения развития одаренных детей".
  5. Шустова О.А. Работа с одаренными и мотивированными детьми / О.А. Шустова // Образование в соврем. шк. - 2015. - № 7. - С. 8-13. - Проект окружной целевой программы "Одаренные дети Москвы. Западный округ".

Автор(ы): 

Дата публикации: 

15 янв 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

Для цитирования: 

Мержвинская А.А. Особенности личностной сферы математичекси одаренных детей // Инновации. Наука. Образование. – 2021 – № 26. – С. 519-521.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки