Разделы психологии:
Виноградов П.Н. ФГБОУ ВПО Российский государственный университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00835 А «Психологические предпосылки этического выбора в решении задач социоприродного взаимодействия».
Ключевые слова: экологическое сознание, нравственный выбор, социальноэкологическое мышление, социоприродное взаимодействие.
MORAL REGULATION OF CITY RESIDENTS ENVIROMENTAL AKTIVITY
Vinogradov P.N. Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia
Keywords: environmental consciousness, moral choice, socio-ecological thinking, social and natural interaction.
Запрос на выяснение особенностей отношения человека и социума к природному окружению с особой актуальностью созрел в общественном сознании как задача по его научному исследованию. Особое значение в последние годы приобретает вопрос о том, что природный фактор осознан как ключевой в выстраивании отношений между людьми и социальными группами, насколько они встраиваются в систему ценностей устойчивого развития, которые координируют экологические, социальные и экономические связи в современном обществе. Названные проблемы нашли свое отражение в исследованиях известных отечественных исследователей С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина [8], В.И. Панова и Э.В. Лидской [7] и др. Отношения между людьми регулируются этическими нормами поведения, среди которых потребительская позиция ее психологическое содержание и отношение к ней в связи с природными объектами приобретает высокую степень значимости. Следовательно, готовность человека и общества к пониманию социоприродного взаимодействия как нравственноэтической проблемы является актуальным.
Объектом нашего исследования выступили жители города. Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев и др., В.Н. Носуленко считают, что именно эта категория людей характеризуется особенностями сенсорно-перцептивной организации и снижением чувствительности к природному компоненту окружающей жизненной среды. Для них наиболее важен потребительский контекст социоприродных отношений. Эта группа включена в интенсивные социальные связи. В понимании экологических проблем, постановке и решении задач существования научное сообщество разделилось на сторонников различных позиций. Подобная неопределенность присутствует и в обществе. В настоящее время эксперты, к которым обращен социальный запрос, испытывают трудности в наличии аргументированных оснований и верифицированного научного инструментария в оценке заявленной проблемы. Регуляция экологической активности человека - комплексный процесс в котором задействован целый ряд личностных структур и психических процессов: социально-экологическое мышление, ценности, отношения, нравственные позиции и оценки. Они вошли в поле нашей работы.
В исследовании использовались следующие психодиагностические методики: «Натуралфил»; вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»; методика диагностики мотивации взаимодействия с природой «Альтернатива»; проективные методики «Истории с завершением» и «Незаконченные предложения»; методика изучения ценностей личности Ш. Шварца. Математическая обработка данных проводилась посредством статистического пакета SPSS Statistics 20.0.
В поисковом процессе нами были выявлены важные факторы осознания человеком проблемы выбора средств во взаимодействии человека и природы как проблемы этической. Среди них выделены внутренние и внешние условия. Мы выяснили насколько важно то, как человек осознает объекты природы, действия и эмоции, включает ли в этот процесс нравственные оценки. Охарактеризовано психологическое содержание потребительской и сберегающей позиций человека и их роль во взаимодействии с природой. Насколько уровень развития мышления человека позволяет ему увидеть и оценить различные позиции. Как велика роль ответственности, которую человек готов взять на себя в отношениях с природой. Появилась возможность оценить роль представителя новой и перспективной профессии – экопроповедника в осуществлении человеком оптимального этического выбора. Его тактичный сопровождающий стиль в принятии человеком решений в процессе экологического просвещения. Важное место в организации нашего исследования отводится и поиску новых методов получения и обработки материала. Так, были созданы и верифицированы методики незаконченных предложений и незавершенных условий, методика исследования социальноэкологического мышления. Особая роль отводилась и снижению субъективности в позиции исследования. Для решения этой проблемы мы обратились к разработке метода исследования группового экологического сознания средствами дистрибутивной семантики через анализ группового экологического дискурса. Начало такой работы положено П.Н. Кирилловым и П.А. Яркиным [5]
Методы исследования носят междисциплинарный характер и идут не столько от психологии, сколько от более широкой области - когнитивной науки. Благодаря использованию информационных технологий появляется возможность быстро обрабатывать большие объемы текстов. А тексты, которые создают люди - это очень интересный и важный для исследования продукт. Благодаря анализу текстов мы можем охарактеризовать типичные особенности отношения людей к природе и в целом экологический дискурс. В нашей работе использовались тексты эссе на тему «Что может позволить себе человека отношении с природой.
Анализ текстов проводился в двух направлениях: 1) частотный анализ и 2) анализ значений. Частотный анализ основан на ранжированных таблицах использованных слов. Подсчитывалось общее количество слов и количество текстов, в которых это Слово было использовано. Позволили оценить непродуктивность потребительской позиции респондентов и перспективность сберегающей позиции в выборе способов и средств взаимодействия человека с природой. Дали основания для понимания того, что в выборке участников нашего исследования оказалось малозначительна роль этического фактора в осознании отношений человека и природы. Посредством психолингвистического анализа эссе П.Н. Виноградовым и П.А. Яркиным [3], [4] было установлено, что у респондентов доминирует антропоцентрический компонент экологического сознания представленный противоречием природных категорий в группе существительных с одновременным преобладанием глаголов, выражающих ведущую активность человека. В дискурсе ограниченно представлены категории, выявляющие взаимодействие природных и социальных структур действительности. Также выявлено, что нравственно-оценочный компонент экологического сознания представлен фрагментарно (17% текстов), он характеризуется низкой частотой использования этических категорий и ограниченностью субъектов - носителей. Нравственно-экологический компонент сознания функционирует на синкретическом уровне. В исследовании П.Н. Виноградова и И.А. Ефимовой [2] показано, что в процессе решения ситуационных экологических задач респонденты продемонстрировали три группы установок на взаимодействие с природными объектами потребительские (26%), сберегающие (22%) и контекстно-ситуационные (52%). И если в первых двух группах можно однозначно оценить установки как негативные и оптимальные, то в третьей группе выбор декларируемой установки связан с неоднозначностью выбора вариантов поведения в зависимости от контекста и содержания ситуации и личностных особенностей. Первоначально мы провели факторный анализ данных, характеризующих респондентов, отнесенных к группам с потребительской и сберегающей позициями, осуществляемыми в нравственном выборе. Представленные характеристики обследуемых позволяют говорить о больших противоречиях, складывающихся в позиции потребителя между ценностями, декларируемыми на уровне нормативных убеждений, и реально действующими на уровне индивидуальных приоритетов. Скорее всего, это человек, некритически следующий требованиям ближайшего окружения. Отсюда и безразличие к среде жизнедеятельности как городской, так и природной, прагматическая доминанта в мотивации, отрицательное отношение к сберегающей деятельности и переживание недостатка власти в выстраивании отношений с Миром. В характеристике человека, проявляющего сберегающую направленность, соотношение между ценностями на уровне убеждений и индивидуальных приоритетов более сбалансированы. Выражена активность на уровне поступка, заинтересованность в наличии информации, позволяющей своевременно включить деятельность, направленную на сбережение окружающей природной среды.
Еще одним фактором осуществления этического выбора становится уровень интеллектуальной активности обучающихся. В исследовании П.Н. Виноградова [1] выявлена тенденция взаимосвязи между показателями, полученными при использовании проективной методики, направленной на изучение особенностей социально-экологического мышления, и показателями уровня знаний и эрудиции в области гуманитарных и естественных науки. Это позволяет предположить, что у учащихся уровень понимания причин возникновения экологических проблем, видения этих проблем и способов их решения связан с определенным уровнем показателей умственного развития. Результатами измерения показателей исследования по методике «Эрудит» и показателей исследования по «проективной методике, направленной на изучение особенностей социально-экологического мышления», установлено, что у детей с меньшим уровнем знаний и эрудиции отмечается меньшее количество сформулированных проблем и способов их решения. У учащихся со средними и высокими уровнями интеллектуального развития различий в наличии таких связей не обнаружено. Показано, что в нашей выборке более существенный вклад в экологическое образование привносят общественные и гуманитарные науки.
Исследование степени выраженности ответственности при осуществлении выбора типа взаимодействия взаимодействии с природными объектами изучалось в работе М.А. Мамбреян и П.Н. Виноградова [6]. Полученные данные демонстрируют, что повышение интенсивности отношения к природным объектам у подростков имеющих животных более интенсивно проявляются в характеристиках практического и поступочного компонентов, что говорит о готовности к осуществлению позитивного нравственного выбора и стремлении к практическому взаимодействию с животными школьников, которые имеют животных. Исследование уровня субъектификации природных объектов показало, что желание иметь животных у школьников не владеющими ими, является важным показателем желания, но не свидетельствует о готовности к практической деятельности по уходу за животными. Ответственность в понимании подростков, которые имеют животных, связана с конкретными поступками, а также проявлением более широкого перечня характеристик связанных с доверием, принятием обязанностей и готовностью совершенствовать свои навыки сопровождения жизни животных. У школьников, которые не имеют животных, ответственность, в первую очередь связана с характеристикой принципа подхода деятельности деловых людей.
Исследуя предпосылки становления нравственного выбора в процессе социоприродного взаимодействия, мы проясняли главные факторы, влияющие на его осуществление, среди которых весомая роль отводится источнику экологической информации. В настоящее время стало понятным, что информация, которая поступает к человеку из отчужденных источников, порождает в нем страх, переживание опасности и неблагополучия и приводит к отчуждению, уходу от осознанного нравственно подкрепленного выбора. Совокупность перечисленных проблем создает характеристику определенного профессионального поля, в котором актуализируется такой современный тренд – рост требований к экологичности.
В настоящее время разработана перспективная группа новых профессий, которые актуальны для рынка труда, среди них профессия – экопроповедник. В работах целого ряда философов и психологов установлено, что одним из ведущих условий, побуждающих человека к сберегающему поведению природных ресурсов, является высокий уровень нравственности. Существует, по крайней мере, два проявления нравственно регулируемого поведения: принятие представителей природного мира, как наших «братьев меньших», что регулируется механизмами субъектификации, а также Понимание того, что природный ресурс – общенародное достояние и его сокращение может привести к ухудшению качества жизни и гибели человечества. Важной задачей экопроповедника и является Понимание психологических механизмов и овладение средствами влияния на поведение человека. Деятельность профессионала с группами людей, стремящихся осознать степень соблюдения этики в своем поведение в природе, основывается на принципах фасилитации. Работа экопроповедника является одной из предпосылок осуществления нравственного выбора человека в решении задач оптимизации социоприродного взаимодействия.
Список литературы
- Виноградов П.Н. Социально-экологическое мышление как условие осуществления выбора способа решения экологических проблем //Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Психологическое и социальное благополучие детей, подростков и молодежи. СПб. 2019. С. 65-75.
- Виноградов П.Н., Ефимова И.А. Соотношение экологических установок и ценностей подростков. В сб.: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 40-47.
- Виноградов П.Н., Яркин П.А. Исследование этических оснований отношения человека к природным объектам // Герценовский чтения: // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании: Материалы 2 Международной научно-практической конференции (10-11 октября 2019 г., Санкт-Петербург) / Под общей редакцией Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 789-297
- Виноградов П.Н., Яркин П.А. Исследование коллективного экологического сознания посредством анализа композиционно свободных текстов Письма в Эмиссия. Оффлайн, №3, 2019 art. 2713 [Электронный ресурс] URL: http://emissia.org/offline/2019/2713.htm (дата обращения 11.09.2019).
- Кириллов П.Н., Яркин П.А. Детская экологическая сказка как отражение коллективного экологического сознания //Экопсихологические исследования–2: к 15-летию лаборатории экопсихологии развития. М.: Нестор-История, 2011. С. 126-139
- Мамбреян М.А., Виноградов П.Н. Представление об ответственности у подростков с разным уровнем отношения к природным объектам как предпосылка этического выбора в социоприродном взаимодействии // Актуальные воопросы психологии в исследованиях студентов и аспирантов. М.: СВИВТ, 2019. С. 38-45.
- Панов В.И., Лидская Э.В. Концепция устойчивого развития: экологическое мышление, сознание, ответственность// Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социальноэкологические технологии. 2012.- № 1. - С 38-50.
- Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: смысл, 2000. – 456 с.
Комментарии
Добавить комментарий