Некоторые аспекты психологических детерминантов экодобровольческой деятельности

Разделы психологии: 

Есина Е.А. ООО «Центр системных исследований», Москва, Россия

Аннотация. В статье обсуждаются особенности мотивов волонтерской деятельности на примере экодобровольческой деятельности. Исследуется социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере: «альтруизм - эгоизм» и «процесс - результата».

Ключевые слова: экологическое добровольчество, психологические детерминанты.

SOME ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF ECO-VOLUNTARY ACTIVITIES

Esina E.A. Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Abstract. The article discusses the features of the motives of volunteer activity on the example of volunteer activity. The author studies the socio-psychological attitudes of the individual in the motivational-need sphere: «altruism-egoism» and «process-result».

Keywords: environmental volunteering, psychological determinants.

На современном этапе развитии общества все более популярной становится волонтерская деятельность, которая является одним из важнейших факторов социального развития в таких сферах, как охрана окружающей среды, помощь нуждающимся категориям населения.

2018 год был объявлен Годом добровольца. Эксперты считают, что данное решение поспособствовало развитию добровольческого движения в стране, а также помогло наладить диалог между активистами и органами власти.

Занятие волонтерской деятельностью позволяет сохранять и укреплять человеческие ценности; способствует личностному росту и развитию социальных связей; формирует гражданскую позицию и социальную ответственность. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (разработан Минэкономразвития России) [1], предусматривает в числе приоритетных направлений социальной и молодежной политики содействие развитию волонтерского движения.

Одним из факторов активизации становления волонтерского движения способны выступить общественные организации, которые в интересах реализации своих уставных целей способны вовлекать в, свою деятельность широкие массы добровольцев. Модуль развития социальной активности населения представляет собой логически завершенную последовательность этапов личностного роста волонтеров.

Все это приводит к возникновению целого ряда противоречивых тенденций в сфере формирования и развития общественных, внутригрупповых и межличностных отношений в рамках волонтерского движения. Преодолению данных затруднений во многом может способствовать выявление и учет определенных социально-психологических факторов, которые обусловливают, взаимодействие общественных объединений и движений, как с другими социальными группами, так и с отдельными личностями. В виду этого организация в массовом масштабе добровольческой активности граждан посредством их вовлечения в бескорыстную деятельность силами общественных организаций настоятельно требует специального исследования.

В настоящее время активно изучаются мотивы, которые побуждают человека к занятию волонтерской деятельностью. Волонтерская деятельность, как и любая другая, может побуждаться различными мотивами.

Чтобы обеспечить условия, мотивирующие добровольческую работу людей, лидеры и члены общественных организаций должны создавать ситуации, в которых добровольцы, выполняя необходимую работу, могут в то же время удовлетворить эти потребности [2].

Е.С. Азарова и М.С. Яницкий выделяют следующие психологические детерминанты добровольческой деятельности:

- личностные (система мотивов, потребность в заботливости, эмпатия, ценностносмысловая система, эмоциональные особенности, склонность к деятельности, направленность, свойства личности, самооценка);
- коммуникативно-деятельные (успешность деятельности, стиль общения, содержание и процесс обучении, стратегическое планирование и руководство);
- социально-психологические (система поощрения, влияние общественного внимания, общественное признание, содержание добровольческой деятельности, социальнопсихологический климат добровольческой деятельности) [3].

По мнению этих авторов, внутренней (собственно психологической) основой добровольческой деятельности являются: потребности, мотив, цель, личностный смысл, задача, действие, результат для личности, результат для общества. Для волонтеров наиболее важны мотивы самореализации, мотив личностного роста, расширения, социальных контактов, выгоды, компенсаторные (улучшение самооценки, преодоление чувства одиночества), идеалистические мотивы (польза для общественного благополучия) [3].

Согласно данным А.Б. Купрейченко, эгоистические мотивы направлены на личную выгоду того, кто оказывает помощь: вознаграждение, карьерные успехи, улучшение собственной самооценки и пр. Альтруистические мотивы связаны с улучшением морального или материального благополучия другого человека, иногда даже в ущерб собственному благополучию [4].

В работе была поставлена следующая цель исследования: изучение особенностей волонтерской деятельности; состояния потребностно-мотивационной сферы волонтеров; их личностных особенностей (эмпатийности) (на примере волонтерских организаций СанктПетербурга и Московской области).

Исследование охватило несколько взаимосвязанных этапов:

На первом этапе изучалась философская и психолого-педагогическая литература, анализировался отечественный и опыт работы волонтеров. Проводился констатирующий этап эксперимента по определению состояния проблемы и выявлению возможностей и перспектив ее решения в условиях волонтерского движения.

На втором этапе была организована опытно-экспериментальная работа, проведен формирующий эксперимент.

На третьем этапе осуществлялась итоговая диагностика, систематизировались и обобщались полученные результаты, уточнялись выводы и практические рекомендации.

Исследование особенностей проявления социально-психологических условий процесса вовлечения населения в природоохранную деятельность волонтерской общности проходило на базе двух волонтерских организаций. В исследовании учувствовало 20 человек.

В экспериментальную группу вошло 10 респондентов в возрасте 18-44 лет (Ассоциация в сфере экологии и защиты окружающей среды «РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР»)

Контрольная группа - 10 человек. возраст респондентов - 19-65 лет. Общественное движение «НАРОДНЫЙ СОВЕТ».

  1. Ассоциация в сфере экологии и защиты окружающей среды «РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР» существует с 2015 года. Эта юридическое лицо в форме ассоциации группы активистов и волонтеров. Миссия: «Мы за развитие в России системы цивилизованного обращения с отходами. Мы против безудержного потребления, свалок и мусоросжигательных заводов. Мы за раздельный сбор отходов и их вторичную переработку».
  2. Общественное движение «НАРОДНЫЙ СОВЕТ» существует с 2016 года. Это общественное движение, к которому может присоединиться каждый человек, неравнодушный к проблемам экологии Московской области.

Миссия: «Нам небезразлична судьба детей, которым мы передадим нашу природу. Мы хотим, чтобы чиновники соблюдали 42 статью Конституции, изменить систему принятия решений и добиться того, чтобы объекты размещения отходов строились только с учетом местного населения».

Направления деятельности: Проект «Сергиев Посад не помойка». Задачей проекта: остановить строительство полигона по размещению отходов на территории водосборного бассейна реки Волги и исторических мест.

При этом «мобилизационная привлекательность» имиджа общественных организаций не совпадает со степенью их известности и зависит от уровня проявления таких «коммуникационных эффектов» как «интерес», «Понимание» и «вовлеченность», а степень типизации представлений аудитории волонтерского ресурса о волонтерской деятельности связана с уровнем готовности к поддержке добровольческих проектов. «Осознанная целеустремленность» трудовой деятельности зависит от уровня делового общения и степени представленности интересов благополучателя, что в итоге способствует выработке альтруистической направленности, которая при этом может находиться в определенной дисгармонии с другими качествами. «Управляемая организованность» внутригрупповых связей в волонтерской общности обусловлена типом реализуемых кэмп-лидером властных отношений, и выражается в создании определенной среды, способствующей или препятствующей проявлениям инициативы и ответственности со стороны волонтеров.

На первом этапе было проведено обследование респондентов экспериментальной и контрольной группы. Каждому испытуемому предлагалось заполнить бланки методик и ответить на вопросы Интервью. Исследование проводилось как в индивидуальной, так и в групповой форме. Следует отметить, что в контрольной группе не проводилось интервьюирование, касающееся мотивов волонтерской деятельности.

На втором этапе осуществлялась обработка полученных данных, заполнение сводных протоколов, подсчет результатов с последующей интерпретацией.

На основании полученных анализа данных, можно сделать вывод о том, что среди волонтеров контрольной группы большинство испытуемых, в основном принимали участие те, кто находится в возрасте 31-50 лет - 47,5%. так же находится в этом возрасте - 38%.

В экспериментальной группе довольно большой процент участников находится в возрасте до 25% лет - 20,8% волонтеров и 35% не волонтеров. Чаще всего - это студенты.

На основании анализа данных, с точки зрения образования и наличия детей, можно сделать вывод о том, что у 38,3% волонтеров уже имеется высшее образование, 25,8% в данный момент еще обучаются в высшем учебном заведении и у 35,5% только среднеспециальное образование. В контрольной группе высшее образование имеется у 45%, средне-специальное - у 24% и незаконченное высшее - у 31% респондентов.

Таким образом, можно следующим образом охарактеризовать выборку волонтеров: это женщины, средний возраст, которых 30,64 лет, имеющие средне-специальное (35,8%) или высшее (38,3%) образование и имеющие 1-2 ребенка (33%).

Контрольную группу можно охарактеризовать следующий образом: это женщины, средний возраст, которых 27,91 лет, имеющие высшее (45%) образование, и имеющие детей (62,5%).

Можно сделать вывод о том, что группы похожи с позиции социальнодемографической характеристики. На основании анализа данных, можно сделать вывод о том, что среди волонтеров общественного движения больше всего тех, кто обладает средним уровнем проявления эмпатии - 43%. Эти респонденты эмоции стараются держать под контролем и не показывают их перед посторонними.

При этом, испытуемые способны видеть поведение партнеров, действовать в условиях нехватки объективной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Они умеют создавать атмосферу открытости и доверительности способны понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера.

У 52% респондентов Ассоциации «РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР» отмечается низкий уровень проявления эмпатии. Эти люди предпочитают эгоистические стратегии взаимодействия с другими, включающие использование окружающих в собственных целях и ухудшающие общение и взаимодействие между людьми. Такой человек не способен к эмоциональному отклику на переживания других, что не приводит к актуализации отношений теплоты, доверия, заботы, открытости, поддержки в адрес объекта эмпатии, то эмпатия скорее отражает негативное отношение к другому.

Для усиления «осознанной, целеустремленности» необходимо обеспечить участие волонтеров в социально направленных волонтерских проектах природоохранной направленности, в ходе которых активизировать непосредственное общение; волонтеров с благополучателем. Исследование показало что волонтеры, которые реализуют добровольческие усилия социальной направленности в ходе непосредственного общения; с благополучателем, проявляют повышенную склонность к альтруизму. При этом возрастание показателей альтруизма и снижение уровня эгоизма не являются линейно зависимыми процессами. Каждая из этих форм; отношения человека к миру имеет свои механизмы функционирования и преобразованиями их взаимовлияние не осуществляется автоматически.

Структурированное Интервью «Мотивы волонтерской деятельности», применялось для выявления мотивов волонтерской деятельности.

Вопросы Интервью позволили определить основную направленность деятельности волонтеров, затрачиваемое на помощь время, мотивы, побуждающие к волонтерству.

Выводы: среди людей, занимающихся волонтерской деятельностью в общественном движении (контрольная группа), альтруизм доминирует над эгоизмом у 87%. Эти люди способны помогать другим иногда в ущерб своим собственным потребностям и интересам, умеют жить ради других.

Среди членов ассоциации (экспериментальная группа), наоборот, эгоизм доминирует над альтруизмом 64%. Можно предположить, что эти люди склонны ставить свои интересы превыше других. Все, что делается на благо других с их стороны, как правило, только взамен на что-то. В основе любых их действий лежат корыстные мотивы. Подобные данные могут быть обусловлены тем, что практически каждому человеку в большей или меньшей степени присущ эгоизм, как способ выживания и защиты от внешних воздействий. При этом необходимо уметь управлять уровнем его проявления.

Степень одобрения со стороны близких людей и окружения той работы, которую ведут волонтеры, оказывает влияние на то, как долго они будут планировать заниматься волонтерской деятельностью, с какой уверенностью в своих силах подходить к оказанию помощи. Таким образом, были определены доминирующие у волонтеров социальнопсихологические установки (альтруизм - эгоизм, процесс - результат).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Анализ научной литературы показал, что на современном этапе развития науки попрежнему малоизученным остаются психологические особенности волонтеров, к которым можно отнести состояние мотивационно-потребностной сферы, их эмпатийность, Направленность личности и мотивы добровольческой деятельности.
  2. альтруизм проявляется у волонтеров и людей, не занимающихся волонтерской деятельностью в том случае, когда миссия имеет более выраженную установку на результат, связанный с защитой конкретного поселка и не имеет тенденций к глобализации.
  3. В интересах более эффективной организации процесса вовлечения волонтеров в общественно-полезную деятельность целесообразно использовать такую форму объединения как общественное движение, способную обеспечить более полную реализацию выявленных социально-психологических условий процесса вовлечения волонтеров в деятельность общественных организаций. В этом случае, для анализа динамики социальнопсихологических условий в рамках общественного движения, может быть использовано понятие социокультурной среды, как фактора, который типизирует его развитие личности.
  4. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что существуют различия потребностей и мотивов у людей занимающихся волонтерской деятельностью для собственного пиара и занимающихся волонтерской деятельностью для решения конкретных проблем.

Список литературы

  1. Азарова Е.С., Яницкий М.С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности // Вестник Томского Государственного Университета. 2008. № 306. С.120-125.
  2. Юсупов И.М., Верняева Т.А., Тарасов С.Г. Диагностика эмпатии: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. 2-е изд., доп. и перераб.СПб.: 2003.
  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312165 (дата обращения: 25.01.2020).
  4. Купрейченко А.Б. Проблема изучения мотивов и психологических барьеров волонтерской активности молодежи. URL:http://www.hse.ru/pubs/ share/direct/document/ 109433689. (дата обращения: 25.01.2020).
  5. Михайлова С.В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации. URL: http://studyspu.ru. (дата обращения: 25.01.2020)
  6. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» от 05.02.2018 N 15-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289772/ (дата обращения: 25.01.2020)

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 фев 2020

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Есина Е.А. Некоторые аспекты психологических детерминантов экодобровольческой деятельности // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сб. научных статей / отв. ред. В.И. Панов. – М.: ПИРАО; Курск: Университетская книга, 2020. – С. 38-43.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки