Г.В. Вержибок Минский государственный лингвистический университет, г. Минск (Беларусь)
Форма и способ отношения к требованиям и нормам социума, пластичность и гибкость приспособления к ним индивида своеобразно выявляют общие и индивидуальные различия. Разрешение проблем дифференциальной психологии, таких как: понимание целостности человека в русле гуманистической персонологии (В. Штерн), детерминация, комплексность и системность психики (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), преемственность между биологическим и социальным, динамичность развития (Б.М. Теплов) при исследовании интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин), позволяет управлять механизмами индивидуального поведения и разрабатывать новые способы его изучения.
Модификация методики «Полоролевые портреты» (Н.М. Романова, Т.В. Румянцева), составленной на основе теста «Рисунок человека» (Ф. Гудинаф, К. Маховер) для изучения идентичности и восприятия человеком самого себя через бессознательную проекцию образа тела, осуществлена в виде четко заданной алгоритмизации при изменении шкал и обработки данных. Процесс рисования человеческой фигуры является идентификационным, где проявляется феномен самопроекции как субъективное неосознаваемое переживание, связанное с творческим опытом и личностью рисующего.
Считается, что в символике и графической экспрессии рисунка проявляется неосознаваемая реальность, определяющая поведение и самочувствие индивида, будучи безотчетно воспринимаемой им, но не всегда выражаемая вербально. Рисунок раскрывает то, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как относится к жизни, к другим, к себе, в нем проецируются символические ценности (Румянцева, 2006). Большинство рисунков включают элементы самооценки как на сознательном, так и на бессознательном уровнях самораскрытия. Изображение человеческой фигуры может быть проекцией образа идеального «Я», отношения человека к значимой личности из его окружения, выражением привычных действий. Графические презентации обрабатываются методом контент-анализа, систематизированной фиксации единиц содержания, выявляющих случайные и неслучайные элементы. Параметрами содержательного анализа (там же) могут быть: личностные аспекты – отображение в рисунке признаков пола, возраста, самооценки, эмоционального состояния, особенностей контакта с окружающим миром; уровень и специфика графического исполнения рисунка – расположение и размер рисунка на листе, наклон и поза фигуры, наличие частей тела, нажим и штриховка, использование фоновых эффектов, внесение изменений и пр.
Идентичность является сложным личностным образованием, имеющим многоуровневую структуру, и включает различные виды, компоненты и показатели. Признаками внешнего облика выступают телесные формы (голова, тело, конечности), определяемые заданными цифровыми значениями. Шкала анализа идентификационных характеристик представлена в виде модусов оценивания (когнитивный – как понимание себя, эмоциональный – как принятие себя, поведенческий – как принятие других), определяющих суммарное значение «актуального Я».
Описание и выраженность признаков внешнего облика на основе иной системы оценивания (целостность – как полнота отражения и частота встречаемости, стереотипность – как степень соответствия своему полу в соответствии с признанными нормативами, окрашенность – как эмоциональность и направленность оценки) может характеризовать «физическое Я». Здесь включены уже и общие, и частные особенности – это телесные, символические и атрибутивные черты, локализация и оформленность самого рисунка.
Значимость рассмотрения физического компонента идентичности определяется ролью физических данных в субъективном мире людей молодого возраста, для которых внешность является одним из главных объектов заботы и внимания, первым «фильтром» при выборе партнера (Кратохвил, 1991). Обозначение своей физической идентичности имеет прямое отношение к расширению человеком границ осознаваемого внутреннего мира, поскольку границы между «Я» и «не-Я» первоначально проходят по физическим границам собственного тела. Именно Осознание своего тела является ведущим фактором в системе самоосознания человека (Румянцева, 2006). На основе рефлексии телесных ощущений и эмоциональных переживаний «физическое Я» дополняет полноту самовыражения.
Для выполнения теста необходимо иметь стандартный чистый лист бумаги формата А4 и простой карандаш средней мягкости. Время выполнения рисунка не ограничивается, может отмечаться последовательность рисования фигур, характер эмоционального сопровождения. Оценивание осуществляется на основании заданных критериев (1–2–3 балла) и производится с учетом их наличия/ отсутствия и суммарного подсчета (по вертикали и горизонтали) каждого из обозначенных показателей, образуя степень выраженности «актуального Я» и «физического Я». Это позволяет выявить уровень осознания и признания себя как представителя определенного пола, определить эмоциональное состояние и изучить диапазон предполагаемого (реального) поведенческого репертуара. Возможным становится установление динамики проявлений на предмет соответствия с нормативами возраста и психического развития, исследование эффектов стереотипизации и соотнесения собственного портрета с мужским и женским обликом, реального с идеальным, определяя степень сформированности (устойчивость/неустойчивость) идентичности как персонального плана, так и гендерной направленности. Для подтверждения результатов модификационных процедур осуществлена математико-статистическая обработка данных по суммарной выборке (466 человек, студенты столицы и региона, 1–3 курс) в виде факторной валидности и надежности («методом расщепления»), где определена высокая согласованность и однородность изучаемых признаков (от 0,6 до 0,9).
Данные, полученные в результате анализа проективного рисуночного теста «Полоролевые портреты», требуют своего дополнения и введения дополнительных методик. Это может быть самописание «Кто Я?» (Kun, McPartland, 1954; модиф. Вержибок, 2009), которое отражает субъективные представления о себе, выявляя степень восприятия человеком самого себя и характер соотнесения с образом Я или Я-концепцией. Оценивание и подсчет полученных данных осуществляются по аналогии с описанной ранее методикой. Выявленные характеристики распознавания на основе сравнения и категоризации устанавливают сходство с одними людьми и отличие от других, что лежит в основе регуляции поведения, определяя индивидуальность и дифференцированность, целостность и устойчивость, непрерывность и развитие личности.
Комментарии
Добавить комментарий