Павлютин Д.Э. Аспирант, кафедра «Лингводидактика и зарубежная филология» Севастопольский государственный университет Россия, г. Севастополь
Pavlyutin D.E. Graduate student, Department of “Linguadidactics and foreign philology” Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR TEACHERS ON REALIZATION OF ELEARNING IN UNIVERSITIES
Аннотация В данной статье автор предлагает ряд методических рекомендаций преподавателям высших учебных заведений направленных на помощь в процессе реализации онлайн обучения в высшей школе. В статье рассмотрены следующие аспекты: структурирование учебного материала курса, предоставление инструкций студентам, а также оценивание проделанной работы.
Abstract In this article author suggest a range of methodological recommendations for university teachers designed to help during the process of realization of e-learning in universities. In the article following aspects are examined: structuring of the material, providing instructions for students and evaluation of the work done.
Ключевые слова: онлайн обучение, онлайн курс, структура курса, критерии оценки результатов, инструкции к курсу
Keywords: e-learning, online course, course structure, results evaluation criteria, course instructions.
Структурирование учебного материала онлайн курса
Прежде всего, при составлении курса, его автор должен определиться с формой и содержанием контроля, проводимого в конце каждого модуля курса, и лишь затем преступить к разработке теории.
Подобный алгоритм упрощает весь процесс подготовки, исключает неудобства связанные с продумыванием формы контроля после создания онлайн курса. Как правило, в модуль необходимо объединить темы, которые сходны по содержанию. После окончания студентом логического модуля удобно будет провести этап контроля.
Зачастую модулю свойственно наличие следующих составляющих:
- цели обучения;
- содержание модуля;
- план изучения материала студентом и план выполнения заданий;
- список источников;
- текстовая часть с иллюстрациями;
- практикумы;
- тренажёры и лаборатории с виртуальным доступом;
- задания на развитие профессиональных умений и навыков студентов;
- задания на самоконтроль;
- дополнительные материалы;
- глоссарии и т.п. [2, c. 46]
Таков наиболее широкий список компонентов модуля, конечная структура будет зависеть от конкретной дисциплины. Как правило, один модель не содержит более половины элементов из данного списка. Реализуя структуру курса его разработчику необходимо тщательно подходить к подбору содержания, оно должно быть приведено в подходящий для восприятия студентами вид и сопровождаться иллюстрационным материалом.
Структура онлайн курса часто зависит от пользователя, для которого она предназначена. Последним этапом разработки курса можно считать апробацию.
Обычно при проведении курса задействуются следующие сотрудники:
- удалённый преподаватель (проведение самих занятий);
- менеджер курса (принимает заявки, формирует группы, работает с документами и решает возникающие по ходу обучения вопросы);
- системный администратор (обеспечение доступа и должной работы курса) [7, c. 211].
Структура онлайн курса подчинена его цели. В курсе, как правило, выделяются следующие структурные компоненты:
- вводный модуль (аннотация, программа, срок обучения, требования и цели);
- административный модуль (объявления, регистрация, расписание и распределение по группам, планы и график);
- модуль представления (называются авторы курса, ведущий преподаватель, системный администратор, студенты знакомятся с ними);
- академический модуль (теоретическое обучение);
- интерактивный модуль (чаты, форумы, блоги, видеоконференции);
- контрольный модуль (КР, ПР, тесты);
- библиотека (место, где аккумулированы все материалы для занятий);
- рефлексия (анкетирование студентов на входе и выходе из курса) [1, c. 18].
Качество разработанного курса – это персональная и профессиональная ответственность каждого из имеющихся авторов.
На данный момент существует несколько современных тенденций, применяемых при подготовке онлайн курса:
- В процессе обучения студент должен уметь проводить анализ, синтез и оценку информации, а также уметь применять её на практике.
- При проектировании курса необходимо представить компетенции по всем вышеперечисленным умениями и спроектировать задания, который будут направлены на развитие данных умений.
- После завершения разработки заданий необходимо подобрать теорию (минимум, необходимый для выполнения заданий). Крайне важно изложить материал теории кратко и доступно, снабдив его иллюстрациями.
- Необходимо ориентировать студента на результат, получение продукта, который в итоге будет оценен и полученные баллы будут учтены при аттестации по курсу. Нужно начинать формировать логику курса с выдвижения списка умений, который будут сформированы у студента к концу курса. Далее преподавателем формируются компетенции соответствующие каждому умению. Следом идёт этап составления самих заданий, нацеленных на проработку выбранных компетенций. Лишь после окончания разработки заданий необходимо переходить к подбору теоретического материала, необходимого для успешного выполнения заданий. Наилучший вариант здесь – помимо текстового материала, привлекать также и иллюстрационный [5, c. 33].
Инструктирование обучающихся на онлайн курсах
Преподавателю необходимо составить инструкцию по обучению на курсе в самом его начале. Подобную инструкцию лучше составлять, избегая научной терминологии и включая следующие элементы:
- главное в курсе;
- порядок его изучения;
- роль и место курса в образовании студента;
- содержание курса;
- режим работы над ним;
- сроки, когда задания должны быть выполнены;
- адрес для отправки заданий;
- формы контроля, использующиеся в курсе;
- критерии, по которым оценивается успех работы;
- условия исправления или пересдачи материала;
- контакты для связи с преподавателями [3, с. 181].
На подобную инструкцию можно впоследствии ссылаться, если возникают организационные трудности - пропуск дедлайнов, отправка заданий на неверный адрес и т.п.
Оценка онлайн курса и корректировка учебных материалов
После окончания подготовки курса необходимо произвести оценку по некоторым критериям. Критерии оценки курса:
- учебные материалы были рецензированы другими преподавателями или соответствующими специалистами, произошло обсуждение на методическом заседании и т.д.
- были проведены отдельные семинары, лекции со студентами из данного курса, а результаты были предметом обсуждения на заседании методического объединения или семинаре [4].
Необходимо тщательно подходить к рассмотрению следующих критериев при оценке курса:
- насколько правильно сформулированы учебные цели у каждого модуля;
- имеются ли ошибки при изложении учебных материалов;
- насколько актуальны материалы примеров;
- точность формулировок и следование стандартам;
- своевременность упражнений и практических занятий;
- наличие пояснения и ответов для заданий;
- насколько доступно изложен материал для студентов; наличие иллюстраций;
- насколько практическая часть курса и его содержание соответствует академическим целям курса;
- насколько хорошо налажена связь с преподавателем [6, с. 27].
Подобные требования можно оформить в качестве таблицы. Для каждого критерия возможно присвоение определённого количества баллов. Во время семинара можно провести обсуждение разработанных курсов и произвести выставление баллов. Так будет произведено составление рейтинга онлайн курсов согласно внутренней оценке, на основе таких оценок авторы курсов могут быть премированы авторы курсов.
Использованные источники
- Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2017 – 121 c.
- Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. / Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал. Ростов–на–Дону: «Мысль», 2011. – 368 с.
- Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения.– СПб.: Астерион, 2015. – 347 c.
- Канаво В. «Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через интернет». [Электронный ресурс]. URL: http://www.curator.ru/method.html#1.
- Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат.– М.: Академия, 2009. – 52 c.
- Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии. // Компьютерра.– 2008. – № 36. – C. 26–30.
- Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. / Н.М. Шахмаев. М. – «Знание», 2010. – 276 с.
Комментарии
Добавить комментарий