Личностные особенности мужчин и женщин, психологически готовых и не готовых к браку

Разделы психологии: 

М.Л. Белановская (Минск) - к. психол. н., преподаватель кафедры клинической и консультативной психологии БГПУ им. М. Танка

На современном этапе развития общества семейные взаимоотношения претерпевают глубинные изменения, испытывая влияние различных факторов, обусловленных трансформацией социальной среды (Лисовский, 2003; Олифирович, 2017). В условиях переживания современной семьей кризисных явлений большую значимость приобретает проблема психологической готовности молодых людей к браку и семейной жизни, определяющей последующее брачное поведение личности.

Конструкт «психологическая готовность к браку» можно рассматривать как личностное новообразование, как структуру, определяющую готовность к определенному брачному поведению личности на фазе ее подготовки к семейной жизни (Жолудева, 2009). Психологическая готовность к браку, в нашем понимании, дает ответ на вопрос о процессе формирования готовности к определенному поведенческому акту – к вступлению людей в брак или отказу от такового.

Проведенный анализ различных исследований, посвященных проблеме психологической готовности к браку, дает возможность отметить, что изучаемый конструкт является многофакторным личностным образованием, которое опосредуется особенностями его структурных компонентов. В качестве наиболее значимых структурных компонентов психологической готовности к браку мы выделяем мотивы вступления в брак, ценности, потребности, брачносемейные установки, самооценку готовности к браку, гендерную и ролевую идентичность.

Цель исследования – выделение личностных особенностей мужчин и женщин, психологически готовых и не готовых к браку.

Гипотезой выступило предположение о том, что содержание компонентов психологической готовности к браку у готовых и неготовых к супружеству мужчин и женщин будет различным. Задачей первого этапа выступало изучение всех выделенных компонентов психологической готовности к браку у мужчин и женщин в добрачный период. Задачей второго этапа исследования являлось выделение интегральных характеристик личности мужчин и женщин, психологически готовых и не готовых к браку. В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики: «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е. Б. Фанталова); «Методика полового дифференциала» (В.Е. Каган); «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири, модификация Ю.А. Решетник и Г.С. Васильченко); «Метод парных сравнений» (В.В. Скворцов); «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская); авторские полуструктурированные самоотчеты «Мотивы вступления в брак» и «Самооценка готовности к браку». выборка исследования включала 110 мужчин и женщин, не состоящих в браке в возрасте ранней взрослости (20–30 лет). В качестве математических методов, применявшихся при анализе данных, выступили U-критерий Манна–Уитни, φ*-критерий Фишера, χ2 Пирсона.

Результаты исследования позволяют отметить, что в добрачный период в качестве общей для мужчин и женщин тенденции отмечаются: высокая значимость ценности счастливой семейной жизни при низкой ее достижимости; низкая потребность в близких контактах с Другими; положительное отношение к романтической любви и детям в сочетании с негативным отношением к людям. Высокая тенденция к андрогинии в структуре гендерной идентичности при большой степени сходства Я-образа и образа будущего брачного партнера с одновременным преобладанием доминирования, дружелюбия и альтруизма приводит к стиранию различий в представлениях о себе и Другом, что ведет к трудностям в построении партнерских взаимоотношений. При высоком сходстве основных компонентов психологической готовности к браку у мужчин и женщин их содержательные характеристики различаются иерархией ценностей, доминирующими потребностями, самооценкой готовности к браку и мотивами вступления в брак (р≤0,05).

Для выявления значимости различий по всем изученным параметрам психологической готовности к браку у мужчин и у женщин с высокой и низкой общей самооценкой готовности к браку был проведен статистический анализ при помощи U-критерия Манна–Уитни. Выявленные достоверные различия компонентов психологической готовности к браку у респондентов с разным уровнем ее общей самооценки являются основанием для построения интегративных характеристик субъективно психологически готовых и неготовых к браку мужчин и женщин. Выявлено, что субъективно психологически готовые и неготовые к браку женщины имеют значимые различия по таким параметрам, как мотивы вступления в брак (U=237,0, р≤0,05), самооценка готовности к семейной жизни (U=146,0, р≤0,05) самооценка готовности к регистрации отношений в ЗАГС (U=66,5, р≤0,05), самооценка готовности к рождению детей (U=58,0, р≤0,05), самооценка готовности к воспитанию детей (U=114,0, р≤0,05), самооценка материальной готовности к семейной жизни (U=129,0, р≤0,05), самооценка готовности к выполнению хозяйственно-бытовых обязанностей (U=92,5, р≤0,05), самооценка готовности к совместному досугу (U=113,5, р≤0,05), самооценка готовности к заботе о семье и близких (U=112,0, р≤0,05), самооценка уровня коммуникативных навыков (U=191,0, р≤0,05), самооценка готовности к удовлетворению сексуальных потребностей супруга (U=219,5, р≤0,05), мнение, что каждый должен вступить в брак (U=221,0, р≤0,05), самооценка желания вступить в брак в настоящий момент (U=141,0, р≤0,05), значимость ценности счастливой семейной жизни (U=252,5, р≤0,05), значимость потребности развивать свои силы и способности (U=234,5, р≤0,05).

Исходя из полученных данных, можно утверждать, что субъективно психологически готовые к браку женщины обладают внутренними мотивами вступления в брак, оценивают себя как имеющих все необходимые компетенции в области брака, с высокой значимостью ценности счастливой семейной жизни при низком уровне потребности развивать свои силы и способности. В свою очередь, субъективно неготовые к брачным отношениям женщины не имеют доминирующих внутренних мотивов к вступлению в брак (внутренние, внешние и смешанные мотивы проявлены практически в равной степени). У данной группы респондентов значимо ниже проявлены все компоненты самооценки готовности к браку, отмечается более низкая значимость ценности счастливой семейной жизни и более высокая потребность в развитии своих сил и способностей.

Сравнительный анализ субъективно психологически готовых и неготовых к браку мужчин показал наличие значимых различий по таким параметрам, как мотивы вступления в брак (U=155,0, р≤0,05), самооценка готовности к семейной жизни (U=39,0, р≤0,05), самооценка готовности к регистрации отношений в ЗАГСе (U=43,0, р≤0,05), самооценка готовности к рождению детей (U=54,5, р≤0,05), самооценка готовности к воспитанию детей (U=107,0, р≤0,05), самооценка материальной готовности к семейной жизни (U=103,5, р≤0,05), самооценка готовности к выполнению хозяйственно-бытовых обязанностей (U=65,0, р≤0,05), самооценка готовности к совместному досугу (U=114,0, р≤0,05), самооценка готовности к заботе о семье и близких (U=137,0, р≤0,05), самооценка готовности к удовлетворению сексуальных потребностей супруга (U=175,0, р≤0,05), самооценка желания вступить в брак в настоящий момент (U=143,0, р≤0,05), значимость ценности интересной работы (U=180,5, р<0,05), уровень соответствия персональной гендерной идентичности (U=160,0, р≤0,05). Полученные данные позволяют утверждать, что субъективно психологически готовые к браку мужчины обладают внутренними мотивами вступления в брак, оценивают себя как готовых к выполнению большинства необходимых компетенций в области брака (кроме коммуникативных умений), имеют более низкую значимость ценности интересной работы, а также характеризуются высоким соответствием персональной гендерной идентичности своему полу. В свою очередь, мужчины, субъективно неготовые к брачным отношениям, не имеют доминирующих мотивов к вступлению в брак (внутренние, внешние и смешанные мотивы проявлены в равной степени). У данной группы респондентов значимо ниже проявлено большинство компонентов самооценки готовности к браку, отмечается высокая значимость ценности интересной работы и более высокий уровень несоответствия персональной гендерной идентичности своему полу.

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы: у психологически готовых и неготовых к браку мужчин и женщин отмечаются различия в структуре компонентов психологической готовности к браку. Выявлено, что в возрасте ранней взрослости психологически готовые к браку женщины обладают внутренними мотивами вступления в брак, высоко оценивают свои компетенции в области брака, имеют высокую значимость ценности счастливой семейной жизни при низком уровне потребности развиваться во внесемейном контексте. Психологически готовые к браку мужчины в возрасте ранней взрослости также обладают внутренними мотивами вступления в брак, высоко оценивают уровень необходимых компетенций в области брачно-семейных отношений, имеют низкую значимость ценности интересной работы, а также характеризуются высоким уровнем маскулинной персональной гендерной идентичности.

Литература

  1. Жолудева С.В. Психологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости: Дис. … канд. психол. наук. Ростов-н/Д., 2009.
  2. Лисовский В. Т. Молодежь: любовь, брак, семья. СПб.: Наука, 2003.
  3. Олифирович Н.И. Теория семейной психотерапии: системно-аналитический подход. М.: Академический проект, 2017.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 ноя 2017

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Белановская М.Л. Личностные особенности мужчин и женщин, психологически готовых и не готовых к браку // Психология - наука будущего: Материалы VII Междунар. конф. молодых ученых "Психология - наука будущего". Москва, 14-15 ноября 2017 г. – М.: Ип РАН, 2017. – С. 93-96. – 0,15 п.л.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки