Ценностное отношение к собственному здоровью как показатель психологического благополучия личности

Разделы психологии: 

Шмойлова Наталья Александровна – соискатель кафедры психологии Института психологии и педагогики Алтайского государственного педагогического университета, начальник отела по реабилитации и архивной информационного центра Главного управления МВД России по Алтайскому краю, г. Барнаул, ул. Молодежная. 59,

Аннотация Представлены результаты исследования взаимосвязи ценностного отношения к здоровью и психологического благополучия личности. Выявлена и проанализирована структура ценностного отношения к здоровью. Установлено, что у личности с высоким уровнем ценностного отношения к здоровью преобладает преимущественно положительный эмоциональный тонус, чувство единства со всеми сферами своей жизни, высокая удовлетворенность отношениями в семье, с друзьями, в группе и жизнью в целом.

Ключевые слова: здоровье, ценностное отношение к здоровью, компоненты ценностного отношения к здоровью, психологическое благополучие личности.

VALUE ATTITUDE TO ONE'S OWN HEALTH AS AN INDICATOR OF THE PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF THE INDIVIDUAL

Shmoylova Natalya Aleksandrovna – candidate of the Department of psychology, Institute of psychology and pedagogy of Altai state pedagogical University, head of calving rehabilitation and archival information center of the Main Directorate of the Ministry of internal Affairs of Russia in Altai edge, Barnaul, Molodezhnaya str. 59,

Abstraсt The results of the study of the relationship between the value attitude to health and the psychological well-being of the individual are presented. The structure of the value attitude to health is revealed and analyzed. It is established that a person with a high level of value attitude to health is dominated by a predominantly positive emotional tone, a sense of unity with all areas of his life, high satisfaction with relationships in the family, with friends, in the group and life in general.

Keywords: health, value attitude to health, components

Вопросы здоровья человека на протяжении многих десятилетий вызывают интерес ученых различных отраслей науки, но, прежде всего, медицины и психологии. Медицинский аспект проблемы здоровья заключается в изучении состояния организма человека. По данным ученых, при хорошем здоровье функции всех органов и систем человека уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Сказанное отражено в известном определении Всемирной организации здравоохранения, согласно которому, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов [7]. Как следует из приведенного определения, одним из критериев здоровья названо личное благополучие человека.

В последнее время психологическое благополучие все активнее становится предметом исследований ученых-психологов, поскольку возрастает психоэмоциональная нагрузка на человека, что приводит к появлению хронического стресса и депрессивных состояний [2]. По мнению К. Рифф, Э. Динера и др. в основе психологического благополучия лежит самооценка личностью своих достижений, самореализации, личностного роста [Цит. по 2]. Для представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт и др.) психологическое благополучие связано с полнотой самореализации и личностным ростом [4], [6]. По мнению ряда отечественных исследователей [1], [8], [9] психологическое благополучие можно использовать в качестве обобщающего понятия в описании здоровой, гармоничной личности, однако в науке до сих пор не сложилось единого мнения в понимании его сути [8].

Взаимосвязь психологического благополучия личности и состояния здоровья человека вполне очевидна: более высокий уровень психологического благополучия и удовлетворенности жизнью, как правило, испытывают люди, не имеющие проблем со здоровьем, в сравнении с теми, кто болен. Данный факт является настолько очевидным, что не требует какого-то эмпирического подтверждения, хотя оно, безусловно, может быть обнаружено в исследовании. Однако, если ввести в дизайн исследования субъективные нотки, как и положено психологу, и в качестве независимой переменной рассматривать не состояние здоровья как объективный показатель, а отношение человека к своему здоровью, связь этой переменной с психологическим благополучием личности станет уже не столько очевидной. Следует также заметить, что исследования этих связей в психологии являются практически неизученными. По нашим данным [3], в иерархии ценностей человека здоровье довольно часто занимает одно первых ранговых мест, однако субъективные оценки данной ценности для каждой личности, зачастую, сильно расходятся. При этом в исследованиях не представлена именно эта сторона вопроса: как соотносятся между собой отношение человека к здоровью и психологическое благополучие личности. Наше исследованием было направлено на изучение этой связи.

Перед тем как представить результаты проведенной работы, отметим, что под ценностным отношением к здоровью мы понимаем сложное системное образование, выполняющее функцию сохранения здоровья, в основе которого лежит высокая субъективная значимость здоровья и Осознание его как важного условия самоактуализации личности, реализации жизненного потенциала [10]. Г.С. Никифоров к основным составляющим любого отношения к здоровью относит когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты. Эмоциональный компонент ценностного отношения к здоровью – это отношение к здоровью как к ценности. Когнитивный компонент ценностного отношения к здоровью заключается в осознании состояния собственного здоровья. Данный компонент был дополнен нами наличием знаний о способах сохранения и укрепления здоровья. Поведенческий компонент – реализация активности человека, направленной на сохранение здоровья [5].

Под психологическим благополучием в нашей работе понимается гармоничность личности, ее целостность, наличие целей и ресурсов для их достижения, успешности от их достижения, положительный эмоциональный фон и удовлетворенность своей жизнью [1]. В основу исследования положено предположение о том, что личность с высоким уровнем ценностного отношения к собственному здоровью является психологически более благополучной, то есть имеет оптимальный эмоциональный фон, целостность и гармоничность, в сравнении с личностью с низким ценностным отношением к своему здоровью. Выборку составили учащиеся 10 класса лицея в возрасте 16-18 лет (N=112), обучающиеся в КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей-интернат».

Методы исследования: методика диагностики системы ценностей KVS-3 Д.В. Каширского [3], шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и Т.П. Фесенко [9], анкеты «Ваш образ жизни», «Субъективная оценка здоровья», «Знания о способах сохранения и укрепления здоровья» [10]. В качестве статистического метода использовался корреляционный анализ Ч. Спирмена.

Согласно полученным данным по методике К. Рифф 16% респондентов показали низкий уровень психологического благополучия; 54% – средний уровень психологического благополучия; 30% – высокий уровень. С помощью методики диагностики системы ценностей KVS-3 установлено, что 64,2% респондентов включили «здоровье» в перечень наиболее значимых ценностей. Наряду со здоровьем в качестве ценностных приоритетов были названы: самореализация (64,8%), любовь (53,2%), общение (24,1%).

Установлены положительные корреляции между значимостью ценности здоровья по методике KVS-3 (эмоциональный компонент ценностного отношения к здоровью) и интегральным показателем теста Рифф (rs=0,612, p≤0,01), а также такими шкалами, как «Самопринятие» (rs=0,54, p≤0,01), «Цель в жизни» (rs=0,504, p≤0,01), «Личностный рост» (rs=0,404, p≤0,01). Полученный результат свидетельствует о том, что личность, высоко оценивающая для себя значимость здоровья, нацелена на саморазвитие и достижение поставленных целей, характеризуется высоким уровнем самопринятия, имеет высокий уровень психологического благополучия. Результаты по методике «Субъективная оценка здоровья» показали, что большинство испытуемых оценили свое здоровье как хорошее (53,6%) и отличное (25,0%), 20,5% респондентов оценили свое здоровье как удовлетворительное, 0,9% – неудовлетворительное. Такие высокие показатели, скорее всего, связаны с тем, что в исследовании приняли участие молодые люди в возрасте 16-18 лет.

Статистический анализ показал, что самооценка здоровья по методике «Субъективная оценка здоровья» (когнитивный компонент ценностного отношения к здоровью) имеет положительные корреляции с интегральным показателем по тесту Рифф (rs=0,505, p≤0,01), шкалой «Личностный рост» (rs= 0,505, p≤0,01) и шкалой «Самопринятие» (rs=0,56, p≤0,01). Этот результат свидетельствует о том, что для респондентов, высоко оценивающих состояние своего здоровья, характерно ощущение психологического благополучия в целом, а также выраженное стремление к саморазвитию, самореализации, позитивное отношение к себе. По результатам методики «Знания о способах сохранения и укрепления здоровья» (когнитивный компонент ценностного отношения к здоровью) мы выяснили, что 54,5% респондентов имеют средний уровень знаний о способах сохранения и укрепления своего здоровья, 33,0% – высокий, 12,5% – низкий. В целом можно сказать, что респонденты обладают знаниями в достаточном объеме, необходимом для сохранения здоровья, осознают значение физической активности, полноценного и разнообразного питания, высоко оценивают важность здорового образа жизни.

Между знаниями о способах сохранения и укрепления здоровья и шкалами теста Рифф корреляционная связь не установлена, что указывает на то, что знаниями о способах сохранения и укрепления здоровья личность обладает независимо от уровня ее психологического благополучия.

Результаты анкеты «Ваш образ жизни» показали, что 42,0% респондентов оценили активность, направленную на сохранение здоровья, как высокую, 38,4% – как среднюю, 19,6% – указали на низкую активность.

По данным корреляционного анализа установлено, что высокая степень активности, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья, стремление к здоровому образу жизни, измеряемые с помощью анкеты «Ваш образ жизни» (поведенческий компонент ценностного отношения к здоровью) соответствует высоким показателям испытуемых по итоговому показателю теста Рифф (rs=0,504, p≤0,01), а также с таким шкалам, как «Автономия» (rs=0,604, p≤0,01), «Управление окружением» (rs=0,512, p≤0,01), «Личностный рост» (rs=0,506, p≤0,01). Полученный результат свидетельствует о том, что респонденты, имеющие высокую активность с целью сохранения своего здоровья, независимы, самостоятельно выстраивают линию своего поведения, компетентны во взаимодействии с окружающей действительностью и стремятся к реализации внутреннего потенциала.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.

  1. Личность с высоким уровнем ценностного отношения к здоровью стремится к постоянному развитию, самореализации, открыта новому опыту, проявляет активность при установлении новых контактов.
  2. Личность, у которой отмечена согласованность всех компонентов ценностного отношения к здоровью (когнитивного, эмоционального, поведенческого), – является психологически благополучной в сравнении с личностью с не балансированной структурой ценностного отношения. Это проявляется в постоянном стремлении такой личности к развитию, наличии целей в жизни и четкого следования к ним, позитивного отношения к себе, принятия себя в целом, включая недостатки.
  3. Личность с низким уровнем ценностного отношения к здоровью ощущает неспособность устанавливать новые контакты, испытывает трудности с самореализацией, характеризуется отсутствием четкой цели в жизни, проявляет недовольство собой и качеством своей жизнью.
  4. Личность, проявляющая высокую степень активности, направленной на сохранение и укрепление здоровья в реальной жизнедеятельности, а также стремление к здоровому образу жизни, имеет высокий уровень психологического благополучия. Личность с меньшей степенью активности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, отличает низкий уровень психологического благополучия. 
  5. Знаниями о способах сохранения и укрепления здоровья личность обладает независимо от уровня ее психологического благополучия.

Литература

  1. Аверьянова О.Ю., Шавшаева Л.В. Психологическое благополучие личности // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология /материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 2015. С. 10-15.
  2. Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного университета. 2011. №1. С. 128-134.
  3. Каширский Д.В. Психология личностных ценностей: дисс. … д-ра психол. наук. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2014. 550 c.
  4. Маслоу А. мотивация и личность. СПб: Евразия, 1999. 478 с.
  5. Психология здоровья: Учебник для ВУЗов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 290.
  6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Общ. ред. Е.И. Есениной. М.: Прогресс; Универс, 1994. – 480 с.
  7. Смирнов И.Н. Здоровье человека как философская проблема // Вопросы философии. 1985. №7. С. 83-93.
  8. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. дисс... канд. психол. наук. М., 2005. 206 с.
  9. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. №3. С. 95-129.
  10. Шмойлова Н.А. Ценностное отношение к собственному здоровью как показатель психологической гармонии личности // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 5. С. 287-289.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Шмойлова Н.А. Ценностное отношение к собственному здоровью как показатель психологического благополучия личности // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 83-87

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки