Разделы психологии:
Ключевые слова: концептуальный подход, движение педагогической мысли, педагогическая наука, педагогика любви и красоты.
A.A. Zharkova
CONCEPTUAL APPROACH TO THE MOVEMENT OF PEDAGOGICAL THOUGHT IN MODERN CONDITIONS
Keywords: conceptual approach, movement of pedagogical thought, pedagogical science, pedagogy of love and beauty.
В педагогике Концепция в педагогической науке – это «система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей. Концепция указывает способ построения системы средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов. В концепции особое внимание уделяется принципам как ориентирам для разработки стратегии педагогической деятельности. Концептуальные принципы определяют разработку соответствующих теорий» [4, с. 254].
Реализация каждой концепции обуславливает движение воспитательного процесса к цели как слагаемого в реальную картину. Цель раздвигает рамки воспитательного процесса.
Именно в педагогике собраны ведущие гуманистические идеи, идеалы, ценности, целеполагание.
Концепция в педагогике – собирательный образ различных видов и типов практической деятельности народа, его общественно-значимой активности, системы ценностей, морально-этических норм, регулирующих поведение людей.
Сегодня главное – это проблема смысла.
«В современной педагогике принято различать несколько смыслов понятия «воспитание»:
- широкий социальный смысл – своеобразное воспроизводство обществом самого себя, целенаправленная деятельность по передаче социально-культурного опыта от старших поколений к младшим;
- широкий педагогический смысл – управление развитием личности в условиях педагогически организованной игровой, познавательной, трудовой и художественной деятельности и общения воспитанников;
- узкий педагогический смысл процесс специально организованного педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников, обеспечивающий формирование необходимых социальных представлений, морально-волевых качеств; опыта поведения» [2, c. 24].
Основу воспитания составляет смысл, которой рассматривается как целенаправленное духовное питание при созданных для этого условиях, отборе средств, форм и методов интеллектуально-эмоционального воздействия на личность и аудиторию. В общем – это значит, что главное, чем мы подпитываем студентов, какие качества личности и прививаем все учебных занятий. А это пространство – время, где необходимы: нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, художественное, оказывают воспитательное воздействие на личность.
Вся история педагогики свидетельствует о том, что она во многом меняла мир и сама изменялась с новыми вызовами и потребностями мира.
На наш взгляд, что педагогика подарила миру огромное число ученых, практиков, беззаветно служивших высшим ценностям на земле – жизни человека вплоть до саможертвования.
Самый великий подвиг настоящей любви к жизни, своему служебному долгу, педагогической профессии в истории педагогики и образования совершил выдающийся Человек, польский педагог, писатель и врач Януш Корчак.
80 лет тому назад, когда фашистские варвары уничтожали Дом сирот в городе Варшава Януш Корчак со своими сотрудниками мужественно пошел на смерть ради жизни на Земле.
Взяв на руки двух самых маленьких детей, крепко прижав их к себе, чтобы отвлечь их от страха, стал рассказывать им сказки и вошел в газовую камеру.
Этот исторический факт потряс все прогрессивное человечество. Януш Корчак ведь имел все возможности, как свидетельствуют очевидцы избежать этой участи, спасти себе жизнь даже в этих реалиях.
Подвиг Януша Корчака свидетельство высшего уровня проявления любви и красоты педагога в действии, поступке, поведении, который своей жизнью заслужил взаимную любовь всех знавших его людей.
Самое трогательное здесь – то, что дети своими глазами увидели педагога – героя, которому они доверились как своему родному отцу. В самых трагических обстоятельствах они увидели своего Защитника, любящего все живое, что его окружает и не пожалевшего даже свою жизнь ради Жизни на Земле.
Подвиг Януша Корчака сродни подвигу Иисуса Христа, который также смертью попрал!
Особенно возрастает значение таких поступков в переломные эпохи истории, когда социокультурная ситуация в стране требует разработки утверждения и внедрения новых педагогических концепций, особенно в системе образования.
«Образование, как специально организованная система, этимологически связано со словом «образ»: образ Божий, человек как подобие Бога, совершенный образ человека («лик»), его личность. «Образование» – калька с немецкого слова Bildung. Корень bild обозначает «образ», «нечто неопределенное», суффикс ung указывает на процессуальность (становление образа, обретение образа). Принято считать, что в русский язык это слово пришло благодаря известному журналисту и просветителю второй половины XVIII века Н.И. Новикову. Некоторые историко-педагогические источники указывают на то, что понятие «Bildung» широко использовал в своих сочинениях И.Г. Песталоцци и переводчики его работ на русский язык применили эту кальку с немецкого. Так или иначе, но понятие «образование» получило широкое распространение в русской педагогической литературе с середины XIX века» [2, с. 19] – делает вывод Н.Ф. Голованова.
Неоценимое значение в связи с этим приобретает образование как целенаправленная система, способная наиболее эффективно в структуре общества решать проблему воспитания.
Образование – это не только сумма знаний, умений, навыков и практического опыта, но и приобретение ценностных ориентаций, адаптированных к конкретной исторической эпохи, в интересах общества, государства, страны.
«Ценности, с одной стороны, достаточно относительны, так как исторически меняются. Но с другой стороны, в рамках определенной социокультурной реальности многие ценности воспринимаются людьми как нечто абсолютное, вечное, общечеловеческое» [2, с. 67].
Один из выдающихся ученых и практиков Юрий Петрович Азаров, много лет проработавший заведующим кафедрой педагогики и психологии в трудные оды реформирования нашего общества проявил быстрое социально-педагогическое реагирование, написав новую педагогику «Педагогика Любви и Свободы».
«Разрабатывая Педагогику Свободы и Любви, я все больше и больше убеждаюсь в том, что основы этой педагогики могут быть универсальными в воспитании, ибо Свобода и Любовь есть Идеал общечеловеческий, социальный и культурный – этот идеал отвечает запросам Общества, Семьи, Личности» [1, с. 14].
Это та педагогика, которую автор относит к высшей отправной точке гуманистических спасательных способов воспитания, не требующая доказательств, ибо в основе ее лежит оптимизм и надежды на будущее.
Убеждена, что концепция педагогики Любви и Свободы будет способствовать сохранению потенциала, как ресурса развития педагогической мысли в современных условиях, поскольку она входит в иную диагностику, иную систему измерения.
Анализируя историю педагогики, Ю.П. Азаров пишет: «Из истории педагогической мысли я выбрал трех педагогов, которые, на мой взгляд, смело шли на Крест во имя Великой Педагогики Свободы и Любви. Ушинский и Спок шли, защищая Свободу и Любовь, Макаренко, как это ни странно, отрицая общечеловеческие ценности. И в этом единстве приятия и отрицания есть вечная борьба Добра и Зла, Любви и Нелюбви, Свободы и Рабства. Это единство всегда в наших душах, в душе каждого родителя, каким бы он совершенным ни был. Вот почему я отважился на критическую оценку столь замечательных педагогических личностей» [1, с. 14].
Раскрывая сущностные характеристики педагогики Любви и Свободы, автор подвергает критике многие теории, концепции и методы воспитания и образования, существующие в разных цивилизованных формациях. Обосновывает диалектическую взаимосвязь обоих составляющих, в том числе концепций и значение целеполагания.
Страстно отстаивая свою концепцию, доказывает, что «Только Любовь и Свобода могут стать целебными средствами для окончательного духовного выздоровления и детей, и родителей. Вот почему в качестве цели я выдвигаю диалектическое единство общечеловеческих ценностей Любви и Свободы!
воспитание в свободе и любви, через свободу и любовь, для свободы и любви – и есть истинное гармоническое воспитание, всестороннее и гуманистическое. Это воспитание есть цель жизни семьи, государства и общества» [1, с. 17].
Понять логику Ю.П. Азарова в разработке концепции педагогики Любви и Свободы легко каждому читателю интересующегося воспитанием своих детей, не говоря о профессионалах. В культурной традиции русского народа всегда семейное воспитание считалось народным делом.
В современной социокультурной ситуации, когда стремительно дискредитируется термин «свобода» и в новом обустройстве мира постоянно усиливается внимание к исследованию неразгаданных тайн таких таинств как любовь – красота, таинство власти, таинство обустройства мира и таинство потустороннего мира. А.Д. Жарков пытается развить учение Ю.П. Азарова, опираясь на фундаментальный посыл А. Эйнштейна «самое прекрасное, что мы можем испытать, – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким вопросом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты» [5, с. 3].
Прежде всего, в трудах А.Д. Жаркова востребована его научная концепция технологического процесса в учреждениях образования и культуры «о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу». Другая концепция, раскрывающая понятие «смысл жизни», как собирательную, основательную ценность, необходимую личности для жизни.
Схематически педагогическую концепцию А.Д. Жаркова можно изобразить следующим образом.
Все четыре вектора указывают смысловые направления, по которым выстраивает свой жизненный путь личность по закону креста, где смысл жизни в постижении таинств: обустройство мира, любви – красоты, власти и потустороннего мира.
В единстве этого процесса один из векторов указывает личности на вечные проблемы человечества: таинства любви и красоты. Даже в этих земных проблемах, где каждая личность считает, что она все в этой жизни поняла и знает, жизнь так устроена, что еще много непонятного и таинственного, что постоянно будоражит Сознание и вызывает подлинный интерес и страсть к познанию вышеперечисленных таинств.
Вектор, указывающий на таинство власти особенно важен для понимания во всех клеточках жизни личности и тем он сложен. Зарубежные ученые доказали, что в жизни людей потребность во власти занимает первую строчку и опережает даже потребности в любви и красоте. Потребность властвовать проявляется в природе у всего живого, как у животного, так и растительного мира. Желание властвовать, переходящее в страсть, становится все более распространенным явлением, затмевая Сознание, так, что человеку все труднее представить характеристики таинств современного «обустройства мира».
Постижение изложенных таинств во многом зависит от обстоятельств.
Дальнейший анализ концепции требует упоминания первичности появления человеческой культуры на Земле в ее конкретно-чувственном восприятии, на базе любви и красоты, что приводит личность в состояние радости и счастья жизни.
Концептуально концепция Любви и Красоты не в том, чтобы сразу избавиться от проблем, трудностей и напряжения, а в самой жизни при условии, что она наполняется активным взаимодействием личности с природой, миром, их ценностным содержанием. Педагогическая концепция Любви и Красоты позволяет расширить палитру картины счастья, а значит, влиять на все стороны нашей жизни – как главной ценности на Земле.
Литература
- Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. Москва: Топикал, 1994. 608 с.
- Голованова Н.Ф. Общая педагогика: учеб. пособие для вузов. Санкт-Петербург: Речь, 2005. 317 с.
- Жарков А.Д. Социально-культурная деятельность как фактор обеспечения безопасности страны // Антропологическая дидактика и воспитание. 2022. Т. 5. № 3. С. 10-24.
- Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2005. 720 с.
- Тайны ХХ века: сборник / сост. И.Н. Мосин. Москва: Вся Москва, Московский рабочий, 1990. 410 с.
Комментарии
Добавить комментарий