Г.У. Солдатова, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
А.Е. Вишнева, ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации» ДЗМ, Москва, Россия
А.Г. Кошевая, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Ключевые слова: многозадачность, медиамногозадачность, когнитивные функции, развитие когнитивной сферы, дети, подростки, эффективность.
В условиях пандемии образовательный процесс практически полностью перешел в онлайн-формат, тем самым ускорив процесс цифровизации образования. Цифровизация образовательного процесса, в свою очередь, еще более распространила среди школьников и так популярный формат медиамногозадачности (ММЗ). Результаты исследований показывают, что эффективность работы в формате медиамногозадачности повышается с возрастом (Courage et al., 2015), причем существует «сензитивный период» целенаправленной многозадачности в возрасте 11–13 лет, когда дети делают первые попытки выработки оптимальной стратегии деятельности в формате ММЗ (Солдатова, Рассказова, 2021). Под целенаправленной многозадачностью понимается эффективность выполнения заданий, оговоренных в инструкции и требующих целенаправленного переключения внимания; под нецеленаправленной многозадачностью — эффективность выполнения заданий, которые в инструкции оговорены не были (Там же).
Несмотря на то что связь между эффективностью ММЗ и возрастом была установлена уже достаточно давно (Courage et al., 2015), до сих пор не существует исследований, которые бы позволили однозначно сказать, какие именно нейрокогнитивные особенности позволяют подросткам начать регулировать свою деятельность таким образом, чтобы преуспевать в формате ММЗ.
Цель данной работы — выявление нейрокогнитивных особенностей, определяющих эффективность целенаправленной и нецеленаправленной многозадачности.
выборка. В исследовании приняли участие 148 школьников (49% девочек и 51% мальчиков), из которых 50 младших школьников в возрасте 7–10 лет (55% девочек, 45% мальчиков), 52 младших подростка в возрасте 11–13 лет (47% девочек, 53% мальчиков) и 46 старших подростков 14–16 лет (46% девочек, 54% мальчиков). Все дети — учащиеся московских школ. Трудностей в обучении не было зафиксировано ни у одного ребенка.
- Квазиэксперимент на ММЗ, в ходе которого ребенку было необходимо выполнить ряд задач (онлайн-поиск для определения неизвестного слова; решение нескольких арифметических примеров и задачанаграмм; чтение текста (притчи) онлайн; просмотр короткого развлекательного видео; участие в смс-переписке (ответы на три вопроса, отправленных на мобильный телефон участника во время эксперимента)). Задания были предъявлены одновременно на экране компьютера в четырех окнах, параллельно раз в 2 минуты приходила смс на телефон респондента, а также фоном звучало 5 музыкальных фрагментов (квакающие лягушки, барабаны, гитара, хор из детской песни, звук прибоя). В инструкции не сообщалось о наличии фоновой музыки, о необходимости запомнить определение неизвестного слова и о том, что будут заданы вопросы о некоторых деталях видео.
- Для оценки нейрокогнитивных функций был взят нейропсихологический блок методик, предложенный Т.В. Ахутиной (2016).
- С целью изучения управляющих функций и когнитивного контроля использовался компьютерный тест «Dots: Hearts & Flowers» в модификации Т.В. Ахутиной, А.А. Корнеева и А.Н. Гусева (Korneev et al., 2018).
- Для диагностики вербального интеллекта подростков (11–16 лет) были использованы субтесты «Осведомленность» и «Понятливость» детского варианта теста Векслера (WISC).
Результаты. В младшем школьном возрасте эффективность выполнения заданий, требующих целенаправленного переключения внимания (целенаправленная многозадачность), тем выше, чем более развита у детей функция программирования и контроля (r = −0,285, p < 0,05). Эффективность выполнения заданий, не оговоренных в инструкции (нецеленаправленная многозадачность), в данном возрасте не имеет связей с нейропсихологическими параметрами.
В возрасте 11–13 лет эффективнее в целенаправленной многозадачности были подростки с более развитыми способностями серийной организации (r = −0,466, p < 0,01) и с меньшей утомляемостью (r = −0,279, p < 0,05). Также чем выше целенаправленная многозадачность в данном возрасте, тем лучше выполнялась компьютерная методика «Точки» (больше правильных ответов и меньше ошибок в первом (p < 0,01), втором (p < 0,01) и третьем (p < 0,05) субтестах компьютерной методики «Точки»), что указывает на высокую концентрацию внимания и эффективное выполнение заданий в условиях ограниченного времени. Нецеленаправленная многозадачность тем выше, чем более у подростков данного возраста развиты аналитические (левополушарные) способности (r = −0,302, p < 0,05) и способность быстро ориентироваться в условиях нового задания (у них было меньше пропусков в первом субтесте методики «Точки» (p < 0,01)).
В старшем подростковом возрасте (14–16 лет) целенаправленная многозадачность тем лучше, чем выше показатели нейродинамики (меньше утомляемость) (r = −0,321, p < 0,05) и выше баллы по субтесту «Понятливость» (r = 0,376, p < 0,05). Нецеленаправленная многозадачность в данном возрасте, так же, как и в младшем школьном возрасте, не имеет корреляционных связей с нейрокогнитивными особенностями. Но подростки с более высокими баллами по нецеленаправленной многозадачности меньше пропускали ответов в третьем подходе теста «Точки», то есть быстрее и эффективнее действовали при выполнении сложных задач, требующих быстрого переключения.
Таким образом, целенаправленная многозадачность — продуктивность выполнения заданий, данных в инструкции квазиэксперимента на ММЗ, связана с развитием управляющих функций, особенно в младшем школьном и в младшем подростковом возрастах, что обусловлено активным развитием управляющих функций именно в данном возрастном периоде. В старшем подростковом возрасте целенаправленная многозадачность тем лучше, чем выше работоспособность и меньше утомляемость (устойчивая нейродинамика), а также выше способность моделировать собственное поведение в различных социальных ситуациях (выше баллы по субтесту «Понятливость»). Нецеленаправленная многозадачность в младшем школьном возрасте не связана с нейрокогнитивными особенностями, что можно объяснить большим влиянием в данном возрасте внешних факторов (например, качества предъявляемого материала, или личной заинтересованности ребенка в задании) на эффективность выполнения не заданных инструкцией заданий. В младшем подростковом возрасте более эффективное запоминание фоновых стимулов обусловлено развитием аналитических способностей и логического мышления как важных новообразований данного возраста, а также умением быстро включаться в новые задания. В старшем же подростковом возрасте умение эффективно выполнять сложные задания в условиях ограниченного времени является залогом распределения внимания и на фоновые элементы заданий, не оговоренных в инструкции.
Полученные данные позволяют расширить понимание феномена многозадачности и механизмов эффективного функционирования детей и подростков в медиамногозадачной среде.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-29-14181.
Литература
- Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет: коллективная монография / под общ. редакцией Т.В. Ахутиной. М.: В. Секачев, 2016. 280 с.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Эффективность медиамногозадачности у детей и подростков в разные возрастные периоды // Вопросы психологии. 2021. № 3. С. 55–63.
- Courage M.L., Bakhtiar A., Fitzpatrick C. et al. Growing up multitasking: The costs and benefits for cognitive development // Developmental Review. 2015. Vol. 35. P. 5–41.
- Korneev A., Akhutina T., Gusev A., Kremlev A., Matveeva E. Computerized neuropsychological assessment in 6–9 years-old children // KnE Life Sciences. 2018. P. 495–506
Комментарии
Добавить комментарий