Индивидуально-типические особенности одаренных дошкольников

Е.С. Белова Учреждение РАО «Психологический институт», г. Москва

В современной психологии изучение проблем выявления и развития способностей, одаренности детей начиная с дошкольного возраста является одним из перспективных и значимых направлений исследований. Дошкольное детство рассматривается как один из важных периодов в развитии детских дарований. Вместе с тем специфика развития неординарных детей дошкольного возраста исследована недостаточно, ее изучение составляет одну из актуальных проблем психологии способностей и одаренности. Сложность и дискуссионность проблем определения и развития одаренности не только отмечалась на начальном этапе ее исследования в первые десятилетия прошлого века, но, к сожалению, составляет характерную особенность современной психологии одаренности.

Борис Михайлович Теплов, выдающийся отечественный психолог, с чьим именем связаны значительные достижения в разработке проблем индивидуальных различий, способностей и одаренности, писал: «Общая теория должна создаваться в результате большой работы по изучению конкретных фактов и частных закономерностей» (Теплов, 1985, с. 15). И в качестве одной из первоочередных задач отечественной психологии он рассматривал серьезное фактическое изучение отдельных видов одаренности, при этом подчеркивая важность качественного подхода в исследованиях способностей и одаренности.

Ученый высказывался против ранжирования людей по способностям и талантам, считая наиболее важным изучение индивидуально-типического своеобразия способностей.

Одаренность рассматривалась Б.М. Тепловым как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» (Теплов, 1985, с. 22).

В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное психологическое явление, включающее личность в целом; наряду с высоким уровнем развития интеллекта важным фактором считается творчество.

Данное исследование основывалось на концептуальном понимании высокого творческого потенциала как основы творческой одаренности (А.М. Матюшкин), ядро развития которой составляют интеллектуальная, потребностноэмоциональная, волевая сферы (Матюшкин, 1989). Учитывалось, что в дошкольном детстве одаренность во многом носит условный и вероятностный характер.

Интеллектуальные и творческие показатели развития детей отражают разные структурные компоненты детской одаренности. В дошкольном возрасте ее проявления отличаются сложностью и многогранностью.

Цель нашего исследования состояла в изучении индивидуально-типических особенностей одаренных дошкольников.

В ходе эксперимента было обследовано 300 дошкольников, из них 150 детей пятилетнего возраста и 150 детей шести лет. Количество мальчиков и девочек было одинаковым.

Для определения творческого потенциала использовался фигурный тест П. Торренса на творческое мышление, адаптированный для дошкольников 5–6 лет Е.С. Беловой и Е.И. Щеблановой. Кроме того, изучались данные наблюдений за детьми в процессе занятий и игр, результаты опроса родителей, преподавателей, данные анализа творческих работ (рисунки, поделки и т.п.). Установление уровня интеллектуального развития детей осуществлялось с помощью Интеллектуальной шкалы Стенфорд–Бине (адаптация для дошкольников Е.С. Беловой, И.П. Ищенко, перевод с английского Е.В. Татаринской, Е.Г. Тищенко под редакцией А.М. Матюшкина). Главным показателем теста является коэффициент интеллектуального развития – IQ.

При обсуждении критериев одаренности некоторые исследователи отдают предпочтение интеллектуальным диагностическим методикам, объясняя это трудностями в определении и анализе творческих возможностей. Однако выделение креативности как особой психологической характеристики, не сводимой к общему интеллекту, предполагает выявление ее особенностей при диагностике одаренности.

Использование в эксперименте творческого критерия одаренности (суммарный Т-показатель, равный или превышающий 60 баллов по тесту П. Торренса) и интеллектуального (IQ>130 по Интеллектуальной шкале Стенфорд–Бине) позволило выделить две группы дошкольников с признаками одаренности:

А) дети с высоким творческим потенциалом составляли 12,7% от выборки;
Б) дети с высоким интеллектуальным потенциалом – 12,3% от выборки;

Если отдельно рассматривать эти группы, то в группе А дошкольников с высоким творческим потенциалом 21,1% из них имеют высокие показатели интеллекта, 44,7% – на уровне выше среднего и 34,2% – в пределах средней нормы. В группе Б детей с высоким интеллектуальным потенциалом 21,6% отличаются высокими творческими возможностями, 45,9% – имеют творческий потенциал выше среднего уровня и 32,5% обладают творческими возможностями в пределах средней нормы.

Дети, получившие высокие итоговые оценки по двум тестам, составили 2,7% от всей выборки дошкольников 5–6 лет. Они продемонстрировали высокий уровень логического мышления, образных представлений. Выполняли тесты внимательно и четко, точно следовали инструкциям. Успели выполнить за ограниченное время много заданий творческого теста. Для всех этих детей была характерна высокая продуктивность творческого поиска: среднегрупповая оценка продуктивности – 67 баллов (критерием высокого уровня выступало значение показателя креативности равное или превышающее 60 баллов), при этом решения отличались разнообразием предложенных вариантов (средняя по группе оценка гибкости – 64 балла). В отношении оригинальности предложенных ими идей, решений складывалась более сложная картина: отмечались значительные ее колебания (в пределах 32 баллов), поэтому в целом по группе средняя оценка оригинальности (57 баллов) ниже, чем оценки других творческих показателей. Неоднозначная картина складывалась и в отношении разработанности идей: у некоторых детей оценки ее были очень высокие, у других – относились к средней норме, разброс составил 30 баллов, но среднегрупповое значение данного показателя получилось высоким – 62 балла.

Беседы с родителями, воспитателями, анализ творческих работ этих детей, наблюдения за ними на занятиях и в процессе свободной игры подтвердили сложившееся в процессе тестирования представление о данных детях как неординарных, очень способных, сообразительных и творческих. Их дарования ярко проявились уже в дошкольном возрасте.

При выявлении одаренности дошкольников, как показало проведенное исследование, могут быть информативны результаты разных диагностических методик, выявляющие особенности развития разных сторон детских дарований.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 ноя 2011

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Белова Е.С. Индивидуально-типические особенности одаренных дошкольников // Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: Материалы конфер., посвященной 115-летию со дня рождения Б.М. Теплова, 10–11 ноября 2011 г. / Под ред. М.К. Кабардова. – М.: Смысл, 2011. – С. 71-73.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки