Экзистенциально-институциональных аспектов развития субъектности жизнетворчества С.Л. Рубинштейна и его научной школы

Игорь Никитович Семенов лауреат Премии Президента РФ в области образования, действительный член Академии психологических и социальных наук, доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ.

Аннотация. В статье дифференцированы экзистенциально-социокультурные аспекты социального и карьерного поведения ученого и эксплицированы исследовательские программы его научно-познавательной деятельности. На материале рефлексивно-методологического и биографо-культурологического изучения жизнедеятельности С.Л. Рубинштейна характеризуется жизнедеятельность С.Л. Рубинштейна как субъекта научного творчества. Показано воздействие его трудов и научной школы на развитие психологии

Ключевые слова: жизнедеятельность, научное творчество, экзистенциальная стратегия, программа, научная школа, советская психология, философия человекознания.

Reflection of existential-institutional aspects of the personality development of the subjektivness of the Rubinstein,s criativitу and his sinetific school

Semenov I.N. — D. PS., Professor, Winner of the Russian President’s award in the field of education academician of APSN , higher school of Economics National Research University “Higher School of Economics”;

Abstract. T Due to the 130th anniversary of the leader of Soviet psychology of the mid-twentieth century, S.L. Rubinstein, for the first time from the standpoint of the psychology-scientifical approach it is differentiated existential socio-cultural aspects for social and career related behaviors of the outstanding scientist, and also explicated research project related aspects of his creative research and development activities. Variety of these programs comprised L.S. Rubenstein’s works, as well as a broad variety of strategies developed during his creative life. Based on reflective methodological and biographical cultural contents of L.S. Rubenstein’s creative life, we characterized the interaction of those complementary programs and strategies, outlined schematic typology and briefly depicted implementation ways in his professional activities, as well as activities of participants of the science school that he created. As a finally, the philosophical-methodological, research and organizational-pedagogical activities of S.L. Rubinstein, are characterized. It is shown the influence of his works and scientific school on the development of the Soviet / Post-Soviet psychological science in the study of the cognitive processes of the individual, and also the history, theory, methodology of human knowledge.

Keywords: S.L. Rubinstein, livelihoods, scientific work, existential strategy, research program, scientific school, Soviet psychology, philosophy of human knowledge.

1. Актуальность и новизна изучения субъектности философско-психологического творчества С.Л. Рубинштейна

В историко-научной и теоретико-методологической традициях определения вклада выдающихся ученых в развитие психологии доминирует предметно-гносеологический подход (при абстрагировании от анализа субъектности жизнетворчества) — в виде характеристики концептуальных представлений о психических процессах и экспериментальных достижений в их изучении. В связи с указанным абстрагированием актуальным является изучение субъектности научного творчества, в том числе психологов. Одним из наиболее выдающихся среди советских философов-психологов является Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960), 130-летие со дня рождения которого отмечается психологической общественностью на методологическом семинаре в ПИ РАО. Его труды конструктивно используются в современной психологической науке. Фундаментальный вклад С.Л. Рубинштейна как лидера советской психологии середины ХХ в. в развитие ее теоретических основ и марксистской методологии разносторонне характеризовался в трудах прежде всего его учеников и последователей (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Е.А. Будилова, Е.В. Шорохова, М.Г. Ярошевский), а также историков психологии (Б.Г. Ананьев, С.А. Богданчиков, А.Н. Ждан, В.А. Кольцова, Т.Д. Марцинковская, А.В. Петровский, И.Н. Семенов, А.А. Смирнов, Е.Е. Соколова и др.). Примером компактной предметно-гносеологической характеристики психологического учения С.Л. Рубинштейна служат, например, обобщающие статьи ряда историков психологии (Брушлинский, 1990; Будилова, 1979; Семенов, 2009б; Cироткина, 1996; и др.). На этом достаточно изученном фоне важную проблему составляет науковедческое исследование таких недостаточно изученных аспектов жизнедеятельности выдающегося ученого (в данном случае С.Л. Рубинштейна), которые выражают формирование и развитие субъектности его научного творчества.

Развивая в науковедческом контексте теоретическое наследие С.Л. Рубинштейна, его ученик и мой учитель в сфере истории психологии М.Г. Ярошевский создал на рубеже 1960–1970-х гг. такое направление современного человекознания, как психология научного творчества (Н.Г. Алексеев, Я.А.Пономарев,И.Н. Семенов, Э.Г. Юдин, А.В. Юревич и др.). При этом он акцентировал изучение логики развития науки (на материале науковедения), индивидуальной психологии ученых (жизнетворчество И.М. Сеченова) и социальной психологии научных школ (дифференциальная пси- хофизиология Б.М. Теплова и др.). С учетом этого опыта нами разрабатывались историко-методологические предпосылки психолого-науковедческого изучения субъектности жизнетворчества ряда выдающихся ученых в сфере философии (В.А. Лефевр, Г.Г. Шпет, Э.Г. Юдин), методологии (Н.Г. Алексеев, А.А. Богданов,Г.П. Щедровицкий)_ психологии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев), акмеологии (А.А. Бодалев, А.А. Деркач), психофизиологии (В.М. Бехтерев, Н.Я. Пэрна, Б.М. Теплов), педагогики (П.П. Блонский, Н.К. Вентцель, Н.Ф. Талызина) и др.

Согласно выдвигаемой нами гипотезе, такими сущностными компонентами или психологическими механизмами жизнедеятельности, определяющими субъектность научного творчества, являются — c учетом знаменитой формулы детерминизма (Рубинштейн, 1957, б) — его внешние социокультурные причины институциональной эволюции науки в гражданском обществе, которые действуют через внутренние экзистенциально-персонологические условия субъектно-профессионального развития личности ученого. Новизна предлагаемой статьи состоит в том, что в ней — на материале изучения жизнетворчества С.Л. Рубинштейна (1929, 1973, 1994, 2003 и др.) — впервые нами эксплицируются и рефлексируются в индивидуально-социокультурном единстве психолого-науковедческого анализа жизнедеятельности выдающегося ученого ее экзистенциально-институциональные аспекты. Ибо они выражают феноменологию формирования персонологии его творческой индивидуальности и определяют механизмы ее психологической субъектности и социально-культурной самореализации в процессе жизненного пути в обществе и карьерного роста в профессиональной деятельности.

Этим определяется структура статьи: вначале кратко обоснованы ее актуальность, проблема, гипотеза и новизна, затем на материале периодизации жизненного пути С.Л. Рубинштейна характеризуются социокультурные детерминанты субъектности его жизнетворчества в экзистенциально-персонологическом и концептуально-методологическом единстве его предметно-познавательной мотивации как внутренних условий формирования субъектности ученого посредством профессионально-деятельностной самореализации в контексте институционально-карьерного роста в советском человекознании, а также дифференцируются основные этапы созданной им научной школы.

Автор с особой признательностью выражает глубокую благодарность участникам научной школы С.Л. Рубинштейна — академикам и почетным членам РАО К.А.Абульхановой-Славской, Л.И.Анцыферовой, Д.Б.Богоявленской, А.В. Брушлинскому, А.М. Матюшкину, М.Г. Ярошевскому, профессору В.Г. Асееву — за ценные сведения о жизнетворчестве их выдающегося учителя, а также за ряд фактов о его профессиональной деятельности — сотрудников ВНИИТЭ, МГУ, НИИП к. филос.н. Г.П. Щедровицкого, профессоров П.Я. Гальперина, З.А. Решетову, Н.И. Непомнящую, О.К. Тихомирова и члена-корреспондента РАО Н.Г. Алексеева, академиков РАН Б.М. Кедрова и В.А. Лекторского, академиков АПН А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова и РАО В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, Н.Ф. Талызину, почетного члена РАО Я.А. Пономарева.

2. Экзистенциально-субъектная периодизация жизнетворчества С.Л. Рубинштейна

Если обратиться к учебникам по истории психологии и к большинству трудов о наследии С.Л. Рубинштейна, то он предстает, прежде всего, как теоретик разработки ее предметно-концептуальных основ и системно-методологических принципов, в меньшей степени — как руководитель экспериментальных исследований познавательных процессов и историко-научных изысканий, а также вскользь — как организатор научных и образовательных учреждений. Однако проектирование институций и руководство ими создает конструктивные возможности для самореализации ученого как субъекта познавательно-творческой и организационно-управленческой деятельности. Ибо это усиливает возможности профессионально-познавательных изысканий в различных сферах человекознания, в том числе в философии, психологии, педагогике, как это характерно для творчества С.Л. Рубинштейна. Отсюда следует необходимость специального историко-науковедческого изучения индивидуальной субъектности институционально-карьерного роста С.Л. Рубинштейна и эволюции созданной им научной школы как коллективного субъекта и продолжателя развития его субъектно-деятельностного подхода в человекознании в социокультурном контексте становления философско-психологической науки советского времени.

Важно подчеркнуть, что институциональная эволюция науки служит лишь внешней детерминацией, создающей конкретные социокультурные возможности для формирования личности ученого в профессиональной деятельности и самореализации в ней субъектности его жизнетворчества. Отсюда следует необходимость специального экзистенциально-персонологического изучения перипетий жизненного пути ученого и его институционально-карьерного поведения в личностно значимых, проблемно-конфликтных и профессионально-научных ситуациях как интеллектуально-творческих поисков в информационно-мыслительном пространстве «ноосферы» (философско-психологической — как у С.Л. Рубинштейна), так и социально-ролевого функционирования в окружающем человека стартово-групповом и природно-экологическом мире. В этом пространстве происходит формирование и осуществление субъектности ученого в индивидуально значимых событиях, возникающих и происходящих в процессе его жизненного шествия: от рождения — через детство, юность, взросление, акме-самореализацию, геронтологическую адаптацию — вплоть до физической смерти. Становление индивидуальности юного С.Л. Рубинштейна реконструировано в книге (Абульханова-Славская 2009), научно-профессиональная эволюция — в ряде статей (Будилова 1979; Семенов 2009а; 2019б; и др.), а его саморефлексия представлена в дневниках (Рубинштейн, 2003). Первоначальный анализ жизненного пути и наследия С.Л. Рубинштейна в традиционном для истории психологии предметно-гносеологическом ракурсе реализовался нами в виде науковедческого выделения ряда основных этапов становления и развития его научной деятельности: от ее образовательных предпосылок через мировоззренческое самоопределение, профессиональную самореализацию, идеологический остракизм и творческую самореализацию в конце жизнедеятельности вплоть до создания им оригинальной философско-психологической системы и научной школы, одной из крупнейших в советской психологической науке . Однако дальнейшее рефлексивно-психологическое изучение жизненного пути С.Л. Рубинштейна и его учеников привело не только к экспликации предметно-гносеологических аспектов научного содержания этой выдающейся философско-психологической деятельности, но также и к выделению в экзистенциально-персонологическом ракурсе личностных детерминант, определяющих индивидуальность и субъектность его жизнетворчества, а также продуктивность созданной им научной школы.

С учетом этой инновационной рефлексивно-персонологической методологии мыследеятельности, обратимся к феноменологии становления и развития субъектности творческой индивидуальности философа-психолога С.Л. Рубинштейна в процессе его жизненного шествия. Оно началось в детстве и юности в эпоху Серебряного века еще до революции (в Одессе), продолжилось в процессе вузовского образования (в Марбурге), взросления в период войн и революций, во фронтовых послереволюционных условиях (в Одессе) и далее в профессиональной самореализации в советское время (в Одессе, Ленинграде, Москве), во взлетах, падениях и в творчестве. Процесс 70-летнего жизнетворчества С.Л. Рубинштейна дифференцируется нами на следующие основные периоды.

1) Дошкольный период — приличное воспитание в большой семье (с матерью, четырьмя братьями и тетушками) известного одесского адвоката и проявление ряда задатков, о чем свидетельствуют факты раннего научения его чтению, письму, счету и навыкам иностранных языков.

2) Подростковый период — начальное обучение школьным предметам, развитие различных способностей и многосторонних интересов, а также формирование трудолюбия, усидчивости, силы воли и ответственности в занятиях.

3) Гимназический период характеризуется в средних классах познавательным интересом к разным областям знания и культуры, а также к динамике политической жизни страны в начале первой русской революции (1905–1907) вплоть до участия в антицаристских демонстрациях и в рабочих кружках по изучению азов марксизма.

4) Практико-юридический период (1907–1909) включает в старших классах педагогический опыт юного С.Л. Рубинштейна (в виде частного репетиторства им детей буржуазии) и его подготовку к сдаче экстерном выпускных экзаменов в знаменитой Ришельевской гимназии, а также в связи с затяжной болезнью отца — помощь ему в ведении адвокатских дел параллельно с самостоятельным изучением классиков философии права и прецедентов осуществления психолого-юридической практики.

5) Магистерский период (1909–1913) начался эффективным консультированием с отцом юридических тяжб купца-мецената Саввы Морозова, что помогло оплатить и продолжить профессиональное образование в философской школе неокантианства в немецком университете г. Марбурга c успешной защитой — под руководством ее основателя Г. Когена — магистерской диссертации (Rubinstein, 1914).Приведенная в диссертации критика диалектического метода Г.В.Ф. Гегеля в сравнении с методологией И. Канта обеспечило Рубинштейну самостоятельное овладение им в дальнейшем учением К.Маркса.

Данный период также включает второй педагогический опыт в виде обучения сокурсников вопросам философии и естествознания и первый опыт индивидуально-психологического консультирования и нейтрализации проблемно-конфликтной ситуации, возникшей в общении юного философа-поэта Б.Л. Пастернака с университетским мэтром Г. Когеном . Через много лет поэт посвятил своему другу знаменитые экзистенциально-философические стихи: «Во всем мне хочется дойти / До самой сути…/ В работе, поисках пути / Свершать открытья». Не смотря на опасные перепетии жизнетворчества в сталинское правление, гениальные поэт и философ дорожили своей дружбой всю жизнь.

6) Прифронтовой период во время войн и революций (1914–1919) включает как познавательное самообразование и усвоение достижений современной науки, так и третий педагогический опыт в виде учительства в гимназиях Одессы. Это прерывалось фронтовыми перипетиями Гражданской войны, совладающее поведение с которыми потребовало от молодого Рубинштейна экзистенциально-субъектного постижения феноменологии практической психологии личности в виде понимания переживаний, мотивов, поступков и проявлений характера людей различных социальных слоев в экстремальных ситуациях, а также собственной прозорливой субъектно-жизненной ориентировки в проблем- но-конфликтных ситуациях , смелости в принятии критических решений, адекватного самоопределения в быстро меняющейся кризисной обстановке, силы воли и личного мужества в их практической реализации в катастрофических обстоятельствах Гражданской войны. Несмотря на опасную прифронтовую обстановку (см.: Рубинштейн, 1929), он разрабатывает в своих рукописях философско-психологические проблемы процессов познания субъектом как активным деятелем в мире.

7) Преподавательский период педагогической самореализация (1919–1922) — после установления в Одессе советской власти — начался с избранием С.Л. Рубинштейна доцентом Новороссийского университета (при поддержке патриарха российского человекознания, профессора кафедры философии и психологии Н.Н. Ланге) и продолжился преподаванием студентам ряда курсов (от методологии естествознания и философии науки через логику и психологию до этики и педагогики). Он организовал ремонт помещений кафедры (обветшавшей за время Гражданской войны) и оснащение ее новейшим оборудованием, выписанным им из Германии с помощью П. Наторпа. При этом он публикует эссе о тестологии одаренности (Рубинштейн, 1923) и программную статью по проблеме творческой самодеятельности (Рубинштейн, 1922) с критикой социальной педагогики П. Наторпа (2006). Однако, несмотря на избрание в 1922 г. (после Н.Н. Ланге) профессором кафедры философии и психологии, С.Л. Рубинштейну все же пришлось покинуть университет из-за интриг консервативной профессуры, завидовавшей его энциклопедическим познаниям и популярности блестящих лекций среди студентов.

8) Библиографический период (1923–1930) характеризовался изучением С.Л. Рубинштейном логики развития человекознания в виде гносеологической рефлексии им достижений философской и психологической мысли в процессе энциклопедической работы сначала сотрудником, а вскоре и директором Одесской научной библиотеки. Из редких зарубежных командировок он привозил необходимую научную литературу, дополнявшуюся посылками новинок от марбургских сокурсников. Все это помогло создать задел не только для построения методологических основ научной библиографии (Рубинштейн, 1930) в стране, но и для обобщения в будущем философских и естественнонаучных основ психологии. Часть положений о них он апробировал в 1928–1930 гг. в педагогической практике преподавания курсов психологии в качестве профессора в ряде вузов Одессы.

9) Психолого-педагогический период (1930–1941) начался с переезда в Ленинград для работы заместителем директора по науке в ведущей в стране Ленинградской публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Одновременно с этим С.Л. Рубинштейн преподает по приглашению М.Я. Басова (Рубинштейн, 1931) на кафедре психологии (с заведованием ею с 1931 г.) крупнейшего в стране Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена (ЛГПИ) и руководит им в качестве проректора, устанавливая научное сотрудничество с институтами языкознания и физиологии. При этом он организует экспериментальные психолого-педагогические исследования кафедры (Рубинштейн, 1939), построение учебных планов, дидактических программ, а также ведет теоретическую разработку с позиций ассимиляции марксизма капитальных вузовских учебников по основам: психологии и общей психологии (Рубинштейн, 1935).

Социокультурными предпосылками публикации последнего столь фундаментального учебника явились не только его инновационная статья о перспективах применения в психологии идей К. Маркса (Рубинштейн, 1934), но и вынужденная критика педологии (Против педологических извращений, 1937) в контексте идеологически необходимой реализации разгромного постановления (о ее запрете как «лженауки») руководства компартии. При этом, рискуя успешной карьерой, С.Л. Рубинштейн смело оказал помощь своему ассистенту сироте М.Г. Ярошевскому. Он был в заключении в 1938–1939 гг. по якобы политическому делу (вместе с его другом историком-этнографом Л.Н. Гумилевым, сыном поэтов А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева, расстрелянного еще в 1921 г. по антисоветской статье) и восстановлен проректором С.Л. Рубинштейном в аспирантуре ЛГПИ.

В 1937 г. С.Л. Рубинштейну по совокупности работ присуждается докторская степень и он назначается руководителем психологической секции Института педагогики. При его поддержке в Ленинграде защищается ряд докторских диссертаций (Б.Г. Ананьевым, Б.М. Тепловым и др.) и читаются спецкурсы московскими психологами (Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Б.М. Тепловым). В дискуссиях с ними обсуждаются основы психологии, в том числе проблемы сознания и деятельности, которые стали интересовать российских ученых еще со второй половины ХIХ в. (К.Д. Ушинский, И.М. Сеченов) и особенно в эпоху Серебряного века русской культуры начала ХХ в. (М.Я. Басов, П.П. Блонский, А.А. Богданов, А.К. Гастев, П.А. Некрасов и др.). Это явилось одной из историконаучных предпосылок становления деятельностного подхода в советской психологии.

10) Военно-психологический (1941–1943) период начался летом 1941 г. с участия С.Л. Рубинштейна в психологическом обеспечении светомаскировки и радиолокации. В начале 1942 г. он назначается командиром эвакуационного состава выезда ученых и преподавателей из блокадного Ленинграда. Как проректор ЛГПИ, С.Л. Рубинштейном организует не только учебно-воспитательную работу вуза в условиях войны, но и обеспечение эвакуации из блокады его преподавателей (в том числе М.Г. Ярошевского) в Пятигорск весной 1942 г. Как знаток современной научной литературы Германии, С.Л. Рубинштейн подготовил аналитический реферат книг по психологии боевого воспитания фашистских солдат, что использовалось советским командованием для эффективного планирования и управления военной кампаниией. В октябре 1942 г. С.Л. Рубинштейн назначается директором Государственного научно-исследовательского института психологии (ГНИИП) при МГУ и одновременно — заведующим вновь созданной кафедрой психологии философского факультета. Оставшись в Москве, он перестраивает в контексте запросов военного времени научную деятельность ГНИИП и кафедры МГУ, организуя учебно-воспитательную работу их сотрудников, преподавателей, аспирантов, студентов , а также курирует научные исследования (А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и др.) в условиях эвакуации и координирует в Москве c руководителем ополчения А.А. Смирновым пожаротушение крыши здания ГНИИП его сотрудниками.

Во время войны в руководимом С.Л. Рубинштейном ГНИИП велось изучение следующих направлений: 1) разработка общих проблем военной психологии (Т.Г. Егоров, Н.И. Жинкин и др.), в том числе создание Б.М. Тепловым знаменитого труда «Ум и воля военачальника»; 2) изучение проблемы восприятия в особых условиях (К.Х. Кекчеев, Б.М. Теплов и др.), что позднее частично нашло свое отражение в сборнике под редакцией С.Л. Рубинштейна (1948); 3) изучение психологических основ формирования навыков военного дела (Л.М. Шварц, Т.Г. Егоров, Е.В. Гурьянов); 4) исследование (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин) психофизиологических условий восстановления функций после ранений, что было обобщено в их трудах (в сборниках МГУ под редакцией С.Л. Рубинштейна и в его послевоенных статьях (Рубинштейн, 1943); 5) исследование влияния мозговых травм на высшие психические процессы: результаты этой закрытой работы А.Р. Лурии и отчет с грифом «секретно» были заслушаны на специальной конференции ГНИИП и кафедры психологии МГУ; 6) просветительная и консультативная работа в виде лекций в воинских частях и на военных предприятиях, бесед с ранеными и т.п.: воспитание воли и характера у бойцов (Н.Д. Левитов), психология военного воспитания (Н.Ф. Добрынин), психология бойца (Н.И. Жинкин), психология командира (Т.Г. Егоров.). Этим и другим направлениям военно-психологических исследований института и кафедры психологии МГУ посвящена специальная статья С.Л. Рубинштейна (1943).

11) Организационно-педагогический период (1943–1945) начался с его избрания (как автора капитального учебника по основам общей психологии (Рубинштейн, 1940), удостоенного в 1942 г. Государственной Сталинской премии по науке и технике) членом-корреспондентом АН СССР и организации им в 1943 г. на базе кафедры психологии МГУ психологического отделения.. Это позволило расширить кадровый состав кафедры (в основном за счет преподавательской нагрузки сотрудников ГНИИП) и в перспективе близкой победы — усилить как фундаментальные исследования по общей психологии, так и прикладные психолого-педагогические разработки (Рубинштейн, 1973, с. 182–192). С учетом этого и в связи с созданием при участии С.Л. Рубинштейна АПН РС ФСР, он в 1944 г. обеспечил интеграцию в нее ГНИИ П путем его переподчинения из МГУ, руководя переструктурированием отделов института и перестройкой его научно-исследовательской деятельности в контексте психолого-педагогического обеспечения школьного образования. Параллельно на кафедру в МГУ им были приглашены Б.Г. Ананьев, Н.Н. Ладыгина-Котс, М.Г. Ярошевский и последователи Л.С. Выготского (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник, П.Я.Гальперин и др.). Завершился этот период избранием С.Л. Рубинштейна действительным членом АПН РС ФСР.

12) Университетско-академический период (1945-1949) начался переходом члена-корреспондента АН СССР С.Л. Рубинштейна в систему АН СССР в качестве заместителя директора по науке Института философии (ИФАН ). Его энциклопедическая компетентность в сфере философии определялась: 1) профессиональным философским образованием в 1909–1913 гг. в передовой по тем временам марбургской школе неокантианства (Rubinstein, 1914); 2) работой в Новороссийском университете на кафедре философии и психологии и преподаванием на рубеже 1910–1920х гг. естественных и гуманитарных дисциплин; 3) заведование по совместительству (с профессорством в ЛГПИ) в качестве заместителя директора по науке крупнейшей в стране Ленинградской библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина; 4) энциклопедическим обобщением методологических основ научной библиографии в стране (Рубинштейн, 1930); 5) заведованием кафедрой (с 1942 г.) и отделением (с 1943 г.) психологии на философском факультете МГУ.

Перейдя в АН СССР , он реорганизовал работу ИФАН в связи с необходимостью перехода от военного к мирному времени, усилив разработку проблемы сознания и деятельности с марксистских позиций диалектического материализма (Рубинштейн, 1947. При этом он создал первую ячейку психологической науки в системе АН СССР , организовав в ИФАН Сектор философских проблем психологии (С.В. Кравков, Н.Н. Ладыгина-Котс, А.Г. Комм, А.Г. Спиркин, Ф.Н. Шемякин, Е.В. Шорохова, М.Г. Ярошевский и др.), где стал реализовывать (с сотрудниками сектора и кафедры МГУ) стратегию теоретико-экспериментального исследования познавательных процессов. С этой целью в ИФАН по проекту С.Л. Рубинштейна были построены специальные изолированные помещения для проведения экспериментов с помощью новейшей экспериментальной аппаратуры, выписанной и полученной им по репарациям из Германии. Он надеялся на базе созданного им сектора организовать в будущем Институт психологии в системе АН СССР , который в итоге был создан во главе с Б.Ф. Ломовым в 1971 г. (ныне ИП РАН ). Параллельно с экспериментальным изучением восприятия (Рубинштейн, 1948) в секторе велось историко-методологическое изучение им (Рубинштейн, 1973, c. 158–167, 168–181) с аспирантами (Е.А. Будилова, Л.И. Анцыферова, Н.С. Мансуров), студентами (В.П. Зинченко), сотрудниками (Е.В. Шорохова, М.Г. Ярошевский и др.) философско-психологических аспектов проблематики ощущения, восприятия, памяти, мышления в наследии психофизиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова (см.: Будилова, 1979; Семенов,2019; Ярошевский, 1957; и др.). Параллельно С.Л. Рубинштейн завершил фундаментальный труд в виде существенно переработанного с позиций деятельностного подхода второго дополненного издания капитального учебника «Основы общей психологии» (Рубинштейн, 1946а-Его неоднозначное обсуждение (В.Н. Колбановский и др.) в ГНИИП стало одним из направлений разнузданной идеологической критики трудов С.Л. Рубинштейна (1945б; 1946а; 1946б; 1947; 1948), несмотря на поддержку П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым, А.А. Смирновым, Б.М. Тепловым и некоторыми другими психологами.

13) Репрессивный период (1949–1954) начался с развернувшейся в стране идеологической кампании против «космополитизма» и вылился в обвинения С.Л. Рубинштейна в якобы его «преклонении перед буржуазной наукой». Он был снят со всех руководящих постов (оставлен в качестве профессора в МГУ и сотрудником ИФАН ), причем с запретом публиковать авторские книги (из-за чего был рассыпан набор его фундаментальной работы «Философские корни психологии»). Одним из поводов травли послужило то, что, заботясь о формировании исследовательской культуры у психологов, он поручил своему сотруднику М.Г. Ярошевскому (изучавшему в секторе ИФАН психологические аспекты наследия И.М. Сеченова, обеспечить перевод и издание в 1950 г. знаменитого руководства Р. Вудвортса по экспериментальной психологии. Поскольку за М.Г. Ярошевским тянулся след идеологической неблагонадежности из-за его ареста в 1938–1939 гг., С.Л. Рубинштейн посоветовал своему бывшему аспиранту быстро покинуть столицу, в результате чего тот срочно уехал (на 15 лет!) в Таджикистан. При поддержке — сменивших С.Л. Рубинштейна новых заведующих кафедрой МГУ (с 1949 г. Б.М. Теплова и с 1951 г. А.Н. Леонтьева) — его научной деятельности с сотрудниками и студентами он продолжил в МГУ экспериментальные исследования по психологии мышления, а также с аспирантами в ИФАН изучение философско-психологических аспектов наследия русских психофизиологов (И.М. Сеченов, И.П. Павлов и др.), что было им (Рубинштейн, 1946б; 1973с. 158-181) начато в 1946 г., т.е. еще до печально знаменитой Павловской сессии АН и АМН СССР 1950 г. Несмотря на опалу, С.Л. Рубинштейн продолжал мужественно участвовать в научной жизни философов и психологов (с риском усугубления идеологизированной критики его трудов), публикуя свои доклады как на этой сессии, так и на других научных конференциях и даже в официальной печати (Рубинштейн, 1950).

14) Концептуально-творческий (1954–1960) период (1954–1960) знаменует расцвет его научной деятельности. По времени этот период совпал с идеологической «оттепелью», когда после смерти вождя И.В. Сталина спала волна критики идей С.Л. Рубинштейна. В результате он стал вновь заведовать Сектором философских проблем психологии ИФАН , но в МГУ он оставался только как руководитель дипломной работы до 1958 г. когда диплом был защищен. При этом окончательно сформировалась созданная им московская научная школа (Брушлинский, 1999; Будилова, 1979; Семенов, 2009б; 2019б) субъектно-процессуальной психологии деятельностного бытия человека в мире. Эта школа включала его сотрудников и аспирантов из ГНИИП, МГУ, ИФАН (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, В.Г. Асеев, Д.Б. Богоявленская-Туровская, А.В. Брушлинский, Е.А. Будилова, Е.П. Кринчик, Н.С. Мансуров, А.М. Матюшкин, В.Н. Пушкин, Ф.А. Сохин, Е.В. Шорохова, И.С. Якиманская, М.Г. Ярошевский и др.). В результате их исследований был издан ряд сборников под его редакцией (см.: Анцыферова, 1960; Ярошевский, 1957; и др.).

Как можно видеть, жизненный путь С.Л. Рубинштейна был извилист, неравномерен, чреват рисками и неожиданными поворотами судьбы, но во всех периодах полон постоянными мыслительными поисками и насыщен действенными проявлениями гениальной субъектности, которые привели к творческому раскрытию его целеустремленной креативной индивидуальности и к достижению выдающихся результатов в науке. Это осуществилось благодаря его целеустремленной выдающейся личности, недюжинным способностям, познавательным интересам, стойкому характеру и энциклопедической культуре. Развитию этой культуры и взаимодействию с зарубежной наукой способствовала мужественная общественная деятельность С.Л. Рубинштейна (1946б; 1957б) даже в период опалы в идеологически суровое послевоенное время.

15) Посмертный период развития наследия С.Л. Рубинштейна являет собой уникальную организованную им коллективно-распределенную субъектность совместной научной деятельности в психологии. Ибо включает в себя издание трудов, подготовленных к публикации либо самим С.Л. Рубинштейном, например, сборника по экспериментальному изучению мышления (см.: Анцыферова, 1960), статей по психологии способностей (Рубинштейн, 1960; 1973, с. 219–234) и кибернетике (Там же, с. 237–239), о философских основах психологии (Там же, с. 47–66), либо его учениками — как издание книги «Человек и мир» (Рубинштейн, 1973, 1976, 2003), подвижнически восстановленной из его рукописей К.А. Абульхановой-Славской.

По задуманному С.Л. Рубинштейном плану в 1961–1963 гг. вышел ряд книг: М.Г. Ярошевского по истории психофизиологии ХIХ в., сектором философских проблем психологии, руководимым Е.В. Шороховой, работы по изучению сознания в философии и естествознании, а также сборник по философским проблемам психологии и физиологии высшей нервной деятельности. В русле разработанных С.Л. Рубинштейном стратегий фундаментального изучения истории и теории психологии мышления в 1960-е гг. под его научным руководством защищен ряд кандидатских диссертаций (А.В. Брушлинским, А.М. Матюшкиным, К.А. Славской и др.) и в 1966 г. было издано два капитальных сборника: по отечественным и зарубежным исследованиям психологии мышления. Во второй половине ХХ — начале ХХI в. заложенная С.Л. Рубинштейном традиция инновационной психологии философско-психологического изучения «процессуально-деятельностной субъектности бытия человека в мире» творчески развивалась как в его научной школе, так и в новых школах учеников и последователей. Заложенные методологические традиции изучения психологической проблематики творчества в философско-педагогическом контексте (Рубинштейн, 1922, 1923) и построения «основ психологии» базируются на его фундаментальных книгах (Рубинштейн 1935; 1940; 1946а), интенсивно и оригинально развиваясь в современном человекознании в ряде теоретических трудов (Абульханова, Семенов, Старовойтенко, 2009; Зинченко, 2011; Богоявленская, Семенов, 1990 Брушлинский, 1999; Петровский, Ярошевский, 1999; Семенов, Степанов, 1988; Чуприкова, 2013 и др.). После С.Л. Рубинштейна эстафету по изучению основ психологической науки продолжили А.А. Смирнов (создав серию «Основы психологии» их четырех томов в 1974-1983 гг.) и член Рубинштейновской школы М.Г. Ярошевский, а также интегрируются в сериях «Научные школы ИП РАН» и «Теория методологии и история психологии», которые издаются в ИП РАН. В современной психологии ее теоретико-методологические основы изучают и разрабатывают ряд ученых в ИП РАН, ПИ РАО, МГУ, СПГУ, ЯрГУ, НИУ ВШЭ, РАНХГС и других вузах, в том числе последователи Рубинштейновской школы.

3. Профессиональная деятельность С.Л. Рубинштейна и этапы развития его научной школы

В ходе своей полувековой научной деятельности философпсихолог С.Л. Рубинштейн, развивая ее философско-психологическую субъектность, разработал целую палитру исследовательских программ различных уровней (теоретического, экспериментального, прикладного, организационного) и приступил к их реализации. Их осуществление проектировалось и велось им в русле различных экзистенциально-социокультурных стратегий личностного саморазвития и самореализации субъектности творческой жизнедеятельности в современном ему социуме в разных темпах и институциональных условиях. По своему предметному содержа- нию его научная деятельность была весьма разнообразна, охватывая такие различные, но взаимосвязанные области гуманитарного знания, как: история науки и культуры, методология философии и человекознания, энциклопедизм и библиография знания, теория и экспериментатика психологии, педагогика и дидактика образования. Построение типологии разработанных С.Л. Рубинштейном экзистенциальных стратегий социального поведения и исследовательских программ научной деятельности предполагает изучение их экзистенциально-индивидуального своеобразия и проблемнопредметного содержания в процессе планирования и реализации научных исследований им самим или с учениками и сотрудниками основанной им научной школы.

Предварительный период возникновения субъектных предпосылок ее создания (в качестве экзистенциально-предметного базиса или своеобразного «нулевого цикла») включает в себя четыре фазы.

Во-первых, это — фаза субъектного формирования творческой амбициозной личности юного С.Л. Рубинштейна в процессе его воспитания (в семье известного адвоката) и обучения в Ришельевской гимназии в г. Одессе и последующего профессионального образования в философской школе неокантианства (Rubinstein, 1914) в университете г. Марбурга.

Вторая фаза — субъектно-профессиональное самоопределение посредством перехода от абстрактного философствования в духе неокантианства (Рубинштейн, 1994) к намётке философскометодологической программы конкретного изучения фундаментальных проблем психологии и педагогики (Рубинштейн, 1922) в контексте преподавания в Новороссийском университете на кафедре философии и психологии и в лаборатории, руководимой патриархом российской психологической науки Н.Н. Ланге.

Третья фаза — историко-методологическое изучение и энциклопедическая систематизация достижений мировой философской и психологической мысли в контексте разработки программы построения научных основ организации библиографического дела в стране во время руководства им научными библиотеками Одессы и позднее Ленинграда в 1920–1930-е гг.

Четвертая фаза — это когда энциклопедическая деятельность С.Л. Рубинштейна послужила теоретическим заделом для проектирования им в Ленинграде в 1930-е гг. дидактической программы преподавания педологии (Рубинштейн, 1931) и психологии в ЛГПИ, а также ассимиляции методологии марксизма (Рубинштейн, 1976, c. 19–46) и с его позиций — теоретического построения «Основ психологии», реализованных в опубликованном С.Л. Рубинштейном в 1935 г. капитальном учебнике. В процессе подготовки этого пособия и на его теоретической базе он развернул на руководимой им кафедре психологии ЛГПИ экспериментальные исследования психолого-педагогического изучения онтогенеза психических процессов в контексте образования. Это отражено под его редакцией в 18, 34 и 35-м томах «Ученых записок ЛГПИ» (Рубинштейн, 1976, с. 67–89) и стало началом ленинградского периода развития его научной школы (Рубинштейн, 1939) с аспирантами и сотрудниками (А.Г. Комм, А.М. Леушина, А.П. Семенова, М.Н. Шардаков, М.Г. Ярошевский и др.).

В 30-летнем становлении и эволюции этой созданной С.Л. Рубинштейном — долгое время ведущей в нашей стране — психологической школы человекознания нами в предметно-институциональном аспекте дифференцируется семь основных этапов ее поступательного развития.

1) Психолого-педагогический этап (1930–1941), когда С.Л. Рубинштейн (c М.Н. Шардаковым и М.Г. Ярошевским) изучал историю психологии, а на руководимой им кафедре психологии ЛГПИ велись с его сотрудниками и аспирантами (Д.И. Красильщикова, А.Г. Комм, Ф.С. Розенфельд, Е.Е. Сыркина, А.С. Звоницкая, А.Г. Зоргенфрей и др.) исследования онтогенеза психических процессов в контексте педагогики образования (Рубинштейн, 1976, с. 90–134).

2) Военно-психологический этап (1941–1945), когда в начале войны в качестве проректора ЛГ ПИ он организует научно-преподавательскую деятельность кафедры и участие сотрудников в помощи обороне блокадного Ленинграда и эвакуацию ученых на «большую землю». В тяжелейших условиях военного времени в Москве он создает возглавляемую им (в 1942–1949 гг.) кафедру психологии МГУ. Здесь он обеспечивает дидактическую разработку учебных планов и программ и исследовательскую деятельность ее профессоров и преподавателей (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, М.Г. Ярошевский и др.). В качестве директора (в 1942–1945 гг.) Института психологии при МГУ (ГНИИП) он налаживает его научную деятельность в условиях военного времени (Рубинштейн, 1943) в контексте прикладного изучения военно-психологической проблематики. В 1943 г. С.Л. Рубинштейн участвует в создании АПН РС ФСР и интеграции туда в 1944 г. возглавляемого им ГНИИ П путем его переподчинения из МГУ и создания в реорганизованном институте психолого-педагогического отдела во главе с А.Н. Леонтьевым. При этом С.Л. Рубинштейн руководил исследованиями своих сотрудников, студентов и аспирантов, что продолжало развитие созданной им научной школы, которая в 1945 г. расширилась в результате его назначения заместителем директора по науке Института философии АН СССР (ИФАН ) и организации им здесь Сектора философских проблем психологии.

3) Психофизиологический этап (1945–1957), когда на кафедре психологии МГУ и в психологическом секторе ИФАН под руководством С.Л. Рубинштейна анализировались (с Л.И. Анцыферовой,Е.А. Будиловой, Н.С. Мансуровым, Е.В. Шороховой М.Г. Ярошевским,) историко-научные и психофизиологические аспекты учений И.М. Сеченова и И.П. Павлова, а также велись исследования когнитивных процессов, в особенности восприятия (Рубинштейн, 1946, 1948, 1957) и сознания с позиций философии диалектического материализма и психологии деятельности (Рубинштейн, 1945, 1945). При этом С.Л. Рубинштейн продолжал вести теоретические исследования, несмотря на кампанию его идеологической травли за «космополитизм».

4) Философско-психологический этап (1957–1960), когда после завершения опалы С.Л. Рубинштейн, вновь заведуя сектором в ИФАН (в МГУ он только числился до 1958 г.), стал публиковать свои фундаментальные онтологические, методологические, логические, психологические труды (Рубинштейн, 1957, 1958, 1958), а также вести теоретико-экспериментальные исследования (см.: Будилова, 1979) сознания и мышления (Рубинштейн, 1958, 1960) с сотрудниками своей научной школы (Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Е.А. Будилова, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Мансуров, А.М. Матюшкин, В.Н. Пушкин, Ф.А. Cохин, Е.В. Шорохова, И.С. Якиманская и др.).

5) Общепсихологический этап (1960–1989), когда после кончины С.Л. Рубинштейна в продолжение намеченных им в секторе путей психологического познания в ИФАН (с 1960 г. руководтель Е.В. Шорохова) и ИПАН (с 1972 г.) продолжалось историко-теоретическое изучение мышления, сознания, способностей, личности с позиций деятельностного и личностного подходов (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, Т.И. Артемьева, В.Г. Асеев, А.В. Брушлинский Е.А. Будилова, И.И. Чеснокова и др.). При этом интенсифицировались экспериментальные исследования в ИПАН личности и мышления (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.И. Анцыферова,Е.А. Будилова, М.И. Воловикова, В.В. Знаков) и в НИИ ОПП творческой самодеятельности (Д.Б. Богоявленская,) и эвристического мышления (В.Н. Пушкин, Д.Н. Завалишина, А.М. Матюшкин). Параллельно, ученик С.Л. Рубинштейна историк и теоретик психологии М.Г. Ярошевский в созданном им в ИИЕ- иТ АН СССР Секторе проблем научного творчества организовал изучение историко-научных аспектов наследия И.М. Сеченова и науковедческих проблем психологии, а также теоретико-экспериментальное моделирование творческого мышления на материале исследования процессов продуктивного мышления.

6) Субъектно-процессуальный этап (1989–2002), когда в ИП РАН при ближайших учениках С.Л. Рубинштейна — директоре А.В. Брушлинском под его руководством и К.А. Абульхановой с Л.И. Анцыферовой — велось историко-теоретическое и системнометодологическое изучение человекознания, а также психологические исследования способностей, когнитивной организации мышления и развития индивидуальности человека (Т.И. Артемьева, В.Г. Асеев, В.В. Знаков, М.И. Воловикова и др.) с позиций субъектно-деятельностного и экзистенциально-личностного подходов.

7) Комплексный этап (2002–2019), когда в начале ХХI в. традиции С.Л. Рубинштейна развиваются в ИП РАН в научных школах его учеников (К.А. Абульхановой, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинского, Е.В. Шороховой) и последователей (Т.И. Артемьева, А.В. Барабанщиков, М.И. Воловикова, Д.Н. Завалишина, В.В. Знаков, Е.А. и др.), а в ПИ РАО его ученицей (зав. лабораторией, а затем группой диагностики творчества Д.Б. Богоявленской) во взаимодействии с другими направлениями современной российской психологии. Таким образом, основанная С.Л. Рубинштейном научная школа субъектно-деятельностной психологии (с производными от нее школами, созданными его учениками) является не только одной из самых крупных, но также и наиболее долговременных в психологической науке, как и школа мотивационно-операциональной деятельности А.Н. Леонтьева в МГУ. Соревновательное взаимодействие этих двух — ведущих в ХХ в. — научных школ советской психологии существенно обогатило психологическое познание восприятия, мышления, рефлексии, сознания, личности с позиций субъектно-деятельностного подхода. Значение идей и трудов С.Л. Рубинштейна состоит в продолжающемся воздействии на развитие современной психологии как в России (Зинченко, 2011; Петровский, Ярошевский, 1999; Семенов, 2018б; 2019а.), так и за рубежом (Носуленко, 2008; Форверг, 1989; Rubinstein, 1963; Mutthaus, 1988; Paуne, 1981; Rubinstein, 2007; и др.), став непреходящим достоянием профессиональной культуры психологического сообщества.

4. Значение философско-психологического наследия С.Л. Рубинштейна

Как можно видеть, каждый этап жизненного пути требовал от С.Л. Рубинштейна активного формирования и волевого осуществления скоординированных компонентов психологической системы субъектности его жизнедеятельности в виде: ориентировки в окружающей социокультурной действительности, самоопределения в возникающих конкретных обстоятельствах, культивирования смыслов и ценностей существования, определения и выбора интересов, целеполагания для их осуществления посредством планируемых занятий, разработки критериев для достижения удовлетворяющих результатов самореализации, адаптации жизнедеятельности к запросам социума, переориентировки поведения в изменяющихся условиях, необходимой коррекции выполняемых действий, реализации творческих замыслов посредством профессиональной деятельности, интеграции полученных результатов творческой деятельности в коммуникацию с профессиональным сообществом, стратификации достигнутых научных результатов посредством их реализации исследованиями (собственными и взращенных им научных школ), информационной презентации, печатной публикации и внедрения в социальную практику.

Теоретико-экспериментальными предпосылками этому послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований, проведенных под его непосредственным руководством (Рубинштейн, 1939, 1943; 1945а; 1945б;, 1948, 1957а, 1957б;1958, 1960, 1973/1976) участниками и последователями(Абульханова, Семенов, Старовойтенко, 2009; Анцыферова, 1960;Будилова, 1979; Брушлинский 1999; Семенов, 2019б; Ярошевский, 1957) трех созданных им научных школ: 1) психолого-педагогической (1931–1941) в ЛГПИ (А.Г. Комм, Д. А. Красильщикова, А.М. Леушина, А.П. Семенова, В.Е. Сыркина, М.Н. Шардаков, М.Г. Ярошевский); 2) общепсихологической (1943–1953) в ГНИИП и МГУ (Д.Б. Богоявленская-Туровская, Е.П. Кринчик, А.М. Матюшкин, В.Н. Пушкин, Ф.А. Сохин, И.С. Якиманская, М.Г. Ярошевский); 3) философско-психологической (1947–1960) в ИФ АН СССР (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, В.Г. Асеев, А.В. Брушлинский, Е.А. Будилова, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Мансуров, Е.В. Шорохова, М.Г. Ярошевский и др.).

В качестве четвертой, опосредованно созданной С.Л. Рубинштейном, научной школы следует по праву считать возникший на рубеже ХХ–ХХI вв. благодаря энтузиазму его учеников «невиди- мый колледж» (по словам науковеда-психолога М.Г. Ярошевского). Он состоит из исследовательских коллективов последователей С.Л. Рубинштейна, творчески развивающих в советской/постсоветской психологии (Семенов, 2018б, 2019б) его идеи о «процессуально-деятельностной субъектности восприятия, мышления, рефлексии сознания, личности, групп, творчества» в различных научных институтах и вузах: 1) в ГНИИП/ПИ РАО (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, В.Н. Пушкин, И.Н. Семенов, Ф.А. Сохин, И.С. Якиманская и др.), 2) в ИИЕиТ АН СССР (1965–1991) в секторе М.Г. Ярошевского ( И.Н. Семенов, А.В. Юревич); 3) в ИФАН (1960–1971) зав.сектором Е.В. Шороховой; 4) в ИПАН (1972–1991) зав.лабораторией Л.И. Анцыферовой, а с 1989 г. во главе с А.В. Брушлинским; 5) в РАГС (1992–2002) под руководством К.А. Абульхановой (В.С. Агапов, В.Г. Асеев, И.Н. Семенов); 6) в НИУ ВШЭ (2002–2012) во главе с К.А. Абульхановой (В.С. Агапов, И.Н. Семенов, Е.Б. Старовойтенко); 7) в ИП РАН (1992–2019) под руководством А.В. Брушлинского до 2002 г., а с 2002 г. — А.Л. Журавлева и К.А. Абульхановой (Л.И. Анцыферова, Т.И. Артемьева, А.В. Барабанщиков, М.И. Воловикова, Д.Н. Завалишина, В.В. Знаков, В.А. Кольцова, В.Н.Носуленко, И.И. Чеснокова и др.).

Итак, заложенные С.Л. Рубинштейном в этих школах философско-психологические традиции развиваются ныне в таких передовых институциях современной психологии, как: ИП РАН, ПИ РАО, РАГС, НИУ ВШЭ, ЯрГУ, а также в других российских (см.: Абульханова, Семенов, Старовойтенко, 2009; Богоявленская, Семенов, 1990; Дюков, Семенов, Шайхутдинова, 2010; Семенов, 2009б, 2019а;2019би др.) и в зарубежных (Брушлинский, 1999; Носуленко, 2008; Сироткина, 1996; Payne, 1968; Rubinstein aujourd’hui, 2007; Semenov, 1989) лабораториях и вузах.

Важно подчеркнуть, что собственно научное познание С.Л. Рубинштейном человекознания началось с его интереса к проблемам психологии творчества и одаренности в контексте критического анализа подхода П.Наторпа (Наторп 2006) философских основ педагогики (Рубинштейн, 1922, 1923, 1960). Эта доныне актуальная проблематика постоянно обсуждается (Д.Б. Богоявленская, Л.И. Ларионова, А.М. Матюшкин, А.В. Савенков, Д.В. Ушаков, В.Д. Шадриков и др.) и изучается в современной гуманитарной науке (Абульханова, Семенов, Старовойтенко, 2009; Арсеньев, 1993; Богоявленская 2018., Семенов, 1990; Семенов, 2014б, 2019а и др.). В экзистенциально-персонологическом плане глубоко символично, что первые и последние психологические публикации С.Л. Рубинштейна (Рубинштейн, 1922; 1923; 1960; 1973/1976) были посвящены им субъектной проблематике способностей и одаренности человека, его творчеству и свободе бытия в мире. Директором ИП РАН начала ХХI в. А.В. Брушлинским установлено, что фундаментальный труд С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» (1946а, 1989) является самой читаемой в ХХ в. психологической книгой, а его творческие идеи живут и развиваются в современном человекознании.

Литература

  1. Абульханова К.А., Семенов И.Н., Старовойтенко Е.Б. Психология индивидуальности: новые модели и концепции / под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: МПСУ . 2009
  2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. М.: Образование личности. 2018.240с.
  3. Богоявленская Д.Б., Пономарев Я.А., Семенов И.Н. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / отв. ред. Я.А. Пономарев. М.: Наука, 1990.
  4. Наторп П. Философия как основа педагогики / предисл. Г. Шпета // Наторп П. Избранные работы / [сост. В.А. Куренной]. М.: Территория будущего, 2006.
  5. Некрасов П.А. Философия и логика науки о массовых проявлениях человеческой деятельности. М.: Мат. о-во, состоящее при Имп. Моск. ун-те, 1902.
  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Флинта-М. 1999.
  7. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / отв. ред. Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов. М. Философское общество, 1988.
  8. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) // Ученые записки высшей школы Одессы. 1922. Т.2. С. 148–154.
  9. Рубинштейн С.Л. Современное состояние и очередные задачи научной библиографии в СССР . М.: Гос. центр. книжная палата РС ФСР, 1930.
  10. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Советская психотехника. 1934. Т. УП. №1. С.3-21.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. Гос. учебно-пед. изд-во Наркомпроса РС ФСР, 1940.
  12. Рубинштейн С. Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии // Ученые записки МГУ. Вып. 90: Движение и деятельность / отв. ред. С.Л. Рубинштейн. М.: МГУ, 1945-а. С. 6-23
  13. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии восприятия () // Исследования по психологии восприятия / отв. ред. С.Л. Рубинштейн. М.; Л.: Изд-во АН СССР ,1948 С. 3–22.
  14. Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления. Тезисы доклада к 15-му Международному конгрессу по психологии (Брюссель, 1957). М., 1957б. (на фр. яз.)
  15. Рубинштейн С.Л. Бытие и Сознание. М.: Изд-во АН СССР , 1957.
  16. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Наука, 1958.
  17. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959.
  18. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. // Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 3—15.
  19. Рубинштейн С.Л. Дневники. О философии и философе: Автобиографический портрет ученого // С.Л. Рубинштейн. Бытие и Сознание. Человек и мир. Дневники. М.; СПб.: Питер, 2003. С. 482–488.
  20. Семенов И.Н. Опыт деятельностного подхода к экспериментально-психологическому исследованию мышления на материале решения творческих задач // Методологические проблемы исследования деятельности. Эргономика. Вып. 10 / под ред. А.Н. Леонтьева, В.М. Мунипова, Э.Г. Юдина. М.: ВНИИТЭ, 1976. С. 148–188.
  21. Семенов И.Н. С.Л. Рубинштейн известный и неизвестный: историко-культуральная рефлексия жизнетворчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009а. Т. 6, № 3. С.63–89.
  22. Семенов И.Н. Этапы, методология и направления исследований рефлексии в Психологическом институте на Моховой //Мир психологии. 2012. № 4. С. 261–275
  23. Семенов И.Н. Системодеятельностная методология и рефлексивная психология мышления. Монография. М.: Аналитика Родис, 2014в.55
  24. Семенов И.Н. Социокультурная рефлексия столетнего развития российской психологической науки: К 100-летию советской психологии (1918–2018) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018б. № 4. С. 4–31.
  25. Семенов И.Н. Первопроходческая роль Е.А. Будиловой в реализации исследовательских программ С.Л. Рубинштейна и методологические проблемы периодизации российской (дореволюционной/советской/постсоветской) психологии //Историческая преемственность и перспективы психологии. М.: ИП РАН, 2019б, С. 47-67.
  26. Сироткина И.Е. Наука о человеке в исторической перспективе: диалог между Россией и Западом вокруг работ М.М. Бахтина, Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 1996. № 2.
  27. Форверг М. Индивидуализация личности // Применение концепции С.Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. М.: Наука, 1989. С. 176–191.
  28. Payne T.R.S. S.L. Rubinshtein and philosophical foundation of Soviet Psychology.
  29. Dordrecht-Holland: D. Reidel publishing company; N.Y.: Humanities Press, 1968.
  30. Rubinstein S. Eine Studie zum Problem der Metode. Marburg, 1914.

Сноска: Под этапами автор не всегда подразумевает сменяющие друг друга периоды деятельности, но ее направленность и протяженность по всей жизни (педагогическую и исследовательскую разделить невозможно). Примечание редактора.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

23 мар 2020

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Метки: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки