Ю.Е. Водяха, С.Г. Крылова Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия.
Ключевые слова: факторы запоминания; Google-эффект памяти; информационные технологии; студенты.
Введение. Разработка информационных технологий и широкое распространение персональных цифровых устройств привели к формированию у современных людей установки на легкий доступ к источникам информации. Одним из проявлений этой установки является восприятие ресурсов Интернета как внешнего продолжения памяти, что описывается понятиями «трансактивная память» или «флеш-память». Следствия такого «расширения» границ памяти были продемонстрированы в 2011 г. в серии экспериментов Б. Спарроу: участники исследования при решении проблемных ситуаций в первую очередь думали о том, где (в Интернете) размещается необходимая им информация, а не обращались к собственной памяти; наблюдалось снижение показателей воспроизведения у испытуемых, которые были уверены в том, что информация сохранится на компьютере и будет доступна им в будущем [1]. Несмотря на отсутствие подтверждения устойчивости результатов этих экспериментов, названных «Google-эффектом памяти» [2], изучение особенностей мнемических процессов, обусловленных действием установки на доступность информации, представляется актуальным в контексте планирования и организации образовательной деятельности современных студентов.
Материалы и методы. Для проверки эмпирических гипотез о влиянии установок на доступность информации в облачном хранилище, а также на запоминание информации нами было проведено пилотажное экспериментальное исследование. Экспериментальная выборка была представлена 32 студентами, поделенными на четыре группы, каждой из которых предъявлялась отдельная комбинация установок («запомнить» / «не запоминать» и «сохранится» / «не сохранится»). В качестве дополнительной переменной мы оценили объем кратковременного и долговременного запоминания дискретных слов-стимулов студентами, что позволило проконтролировать включение в выборку испытуемых без нарушений памяти. В качестве стимульного материала были использованы 34 высказывания-факта о людях и о природе (по 17 простых и сложных фактов), которые предъявлялись испытуемым на бумажном носителе. Различия между простыми и сложными высказываниями определялись длиной высказываний и количеством собственных имен и дат. Задача испытуемых состояла в том, чтобы перепечатать высказывания-факты в два электронных документа: факты о людях и факты о природе. После выполнения данного задания испытуемым нужно было воспроизвести в любой последовательности стимуль‑ ную информацию письменно. В качестве зависимой переменной выступало количество воспроизведенных слов.
Результаты. При сравнении групп испытуемых, различающихся установкой на доступность информации («сохранится» / «не сохранится»), значимых различий получено не было, что не согласуется с результатами экспериментов [1], а также частично с результатами модифицированного эксперимента по изучению Google-эффекта, проведенного на выборке студентов МГУ [2]. Были получены значимые различия при запоминании информации в зависимости от наличия или отсутствия установки на запоминание (Тест Манна — Уитни 52,5 при р = 0,031): в группах с установкой на запоминание количество воспроизведенных слов было достоверно выше, чем в группах без данной установки. При этом был обнаружен интересный факт, заключающийся в том, что испытуемые воспроизвели больше слов из сложных высказываний (Me = 69 («не запоминать»), Me = 95 («запомнить»)), чем из простых (Me = 34 («не запоминать»), Me = 60 («запомнить»)). На наш взгляд, это различие объясняется не только разной длиной сложных и простых высказываний, но также более выраженным интересом к содержанию сложных высказываний, что повышало мотивацию к запоминанию.
Заключение. Таким образом, установка на запоминание сработала как более мощный фактор, чем установка на доступность информации (сохранение в облаке). Возможно, этот результат был обусловлен актуализацией роли «студент» у испытуемых во время эксперимента, а также невниманием к указанию на сохранение / несохранение информации из-за редкого использования облачных хранилищ в процессе обучения. Продолжение исследований требует уточнения условий предъявления экспериментальных инструкций и увеличения выборки.
- Sparrow B., Liu J., Wegner D.M. Google effects on memory: cognitive consequences of having information at our fingertips // Science. 2011. Vol. 333, № 6043. P. 776–778.
- Ласьков Г.Д., Букинич А.М., Нуркова В.В. Мнемический «Google-эффект» при имитации деятельности детектива // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме : коллект. моногр. / под ред. Т.Д. Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко. М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2019. С. 195–202.
Комментарии
Добавить комментарий