Значение

ЗНАЧЕНИЕ

Значение (англ. meaning) - обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Посредством системы З. сознанию субъекта предстает образ мира, др. людей, самого себя. Индивидуальная система З., выступая в виде интериоризованных эталонов, обусловливает познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) и акты социального поведения. Посредством системы З. осуществляется управление процессами индивидуальной деятельности субъекта в рамках социально-распределенной совокупной, или совместной, деятельности.

Носителями З. наряду со структурами естественного языка выступают такие знаковые системы, как схемы, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, «язык» искусства (живописи и архитектуры, танца и пантомимы и т.д.). Значение раскрывается как содержание знаков, образов, действий в их устойчивом для индивидов данной культуры социально-нормированном смысле. Представление знания в социально-нормированной форме ведет к его осознанию. Выражая с целью общения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т.п.) в З., субъект тем самым осознает его. Значение в единстве с личностным смыслом и чувственной тканью образует структуру индивидуального сознания (А.Н. Леонтьев).

Индивидуальная система Значение развивается в ходе онтогенеза. Выделены генетически более ранние формы З., предшествующие наиболее развитой его форме - понятию (Л.С. Выготский). В них обобщение осуществляется, напр., на основе сходства эмоционального тона объектов; к ним относятся также «житейские понятия», являющиеся обобщением индивидуального опыта и не входящие в системные связи с др. понятиями. Обобщения, используемые в формах З. у ребенка, могут не совпадать с общепринятыми. Однако для социального взаимодействия, общения и взаимопонимания необходимо совпадение в предметном отношении формирующихся индивидуальных З. с социально-принятыми формами. В функциональном плане Значение слова выступает как единство обобщения и общения, интеллектуальной и коммуникативной функций субъекта. Значение - сложное, иерархически организованное образование, состоящее из более дробных компонентов (иногда называемых «семами», «семантическими признаками», «атомами смысла» и др.). Их выделение и выяснение отношений между ними, т.е. смысловой, семантический анализ З., - задача психосемантики. См. Идеальное, Субъективное семантическое пространство. (В.Ф. Петренко)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Значение - обобщенная форма запечатления субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Посредством системы З. сознанию субъекта предстает образ мира, других людей, самого себя.

Индивидуальная система З., выступая в виде интериоризированных (см. Интериоризация) эталонов, обусловливает познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) и акты социального поведения. Посредством системы З. осуществляется управление процессами индивидуальной деятельности субъекта. Носителями З. наряду со структурами естественного языка выступают такие знаковые системы, как схемы, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, «язык» искусства (живописи и архитектуры, танца и пантомимы и т.д.).

Значение раскрывается как содержание знаков, образов, действий в их устойчивом для индивидов данной культуры социально-нормированном смысле. Представление знания в социально-нормированной форме ведет к его осознанию. Выражая с целью обращения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т. п.) в З., субъект тем самым осознает его. Значение в единстве с личностным смыслом и чувственной тканью образует структуру индивидуального сознания (А.Н. Леонтьев). Индивидуальная система З. развивается в ходе онтогенеза. Выделены генетически более ранние формы З., предшествующие наиболее развитой его форме - понятию (Л.С. Выготский). В них обобщение осуществляется, например, на основе сходства эмоционального тона объектов (см. эмоции); к ним относятся также «житейские понятия», являющиеся обобщением индивидуального опыта и не входящие в системные связи с другими понятиями. Обобщения, используемые в формах З. у ребенка, могут не совпадать с общепринятыми. Однако для социального взаимодействия, общения и взаимопонимания необходимо совпадение в предметном отношении формирующихся индивидуальных З. с социально принятыми формами. В функциональном плане З. слова выступает как единство обобщения и общения, интеллектуальной и коммуникативной функций субъекта.

Значение - сложное, иерархически организованное образование, состоящее из более дробных компонентов (иногда называемых «семами», «семантическими признаками», «атомами смысла» и др.). Их выделение и выяснение отношений между ними, т.е. смысловой, семантический анализ З., - задача экспериментальной психосемантики.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Значение, в математике – количество или величина, выраженные числом.

предметная область термина

ЗНАЧЕНИЕ, АССОЦИАТИВНОЕ - все то, о чем человек думает, услышав какое-то Слово, представляет ассоциативное значение этого слова. Обратите внимание, что оно вполне может включать коннотативные значения (каждый думает о безопасности в связи со словом дом), денотативное значение (взрыв в связи со словом опасность), референтное значение ("Фидо" к слову собака) или много других связей. См. значимость.

ВРЕМЕНИ, ЗНАЧЕНИЕ, совершенно буквально – значение, основанное на том, сколько времени требуется для того, чтобы выполнить определенную операцию, решить проблему, опознать стимул и т.д.

Z-ЗНАЧЕНИЕ - статистическое значение, которое было стандартизировано, посредством выражения в терминах его относительного положения в общем распределении значений, z-значение всегда выражается относительно среднего распределения и в единицах стандартного отклонения, то есть z = (X – М) /SD, где X = отдельное значение, М = среднее набора значений и SD = стандартное отклонение набора значений. Также известно как стандартное значение и в несколько более старых работах – сигма-значение.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки