Я

Я

 

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Я - понятие, выражающее результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой - как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего.

Я формируется в деятельности и общении. Изменяя в предметной деятельности окружающий мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое Я от не-Я, непосредственно переживая свою идентичность другим объектам. Я оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро человеческой личности.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Я - Один из наиболее доминантных аспектов человеческого опыта – навязчивое ощущение уникальности собственного существования, то, что философы традиционно называют проблемой идентичности личности, или Я. Соответственно, этот термин довольно хорошо представлен в психологической теории, особенно в областях социальной психологии и психологии развития, в исследованиях личности и в сфере психопатологии. Не удивительно, что различия в способах употребления чрезвычайно сильные и довольно несистематические, и то, какое значение предполагается, часто связано с тем фактом, что термин может использоваться таким образом, который тонко взаимодействует с грамматическими формами. Чтобы оценить эту проблему, см. статью само. Ниже приводятся шесть значений термина Я, которые, видимо, в основном, подразумеваются при его употреблении:

  1. Я как внутренний агент или сила, наделенные контролирующими и направляющими функциями в отношении мотивов, страхов, потребностей и т.д. Здесь Я – гипотетическое существо, признанный аспект души с предназначенной ему определенной ролью. Это значение встречается в понятии Адлера о творческом Я, в Салливановской системе Я и в ранних работах Юнга. 
  2. Я как внутренний свидетель событий. Здесь Я рассматривается как компонент души, выполняющий интроспективные функции. Это Я, предположительно, может наблюдать то Я, которое выражается в значении 1. Уильям Джемс подчеркивал в 1890г., что эти два значения можно было бы лучше всего выразить словами те и /, при этом те – известное Я, Я как объект в значении 1, и/ – знание о себе, Я как субъект в значении 2. 
  3. Я как совокупность опыта личности и ее выражения, Я как живое существо. Здесь этот термин используется всеобъемлюще и относительно нейтрально, и другие термины, такие какэго, личность, индивид, организм и т.д., являются допустимыми синонимами. 
  4. Я как синтез, Я как организованное персонализированное целое. Это значение подобно значению 3, но с дополнительной коннотацией, что человек концентрируется на интегра-тивном аспекте. Те, кто используют этот термин, таким образом, часто представляют это как логический конструкт, который выводится косвенно из ощущений индивидом личностной непрерывности, несмотря на изменения во времени. Таким образом, обычно, термин личность является допустимым синонимом для этого значения (но см. эту статью для обсуждения проблем с его употреблением). 
  5. Я как сознание, осведомленность, концепция личности; Я как идентичность. Термин Гордона Оллпорта проприум здесь является подходящим синонимом. 
  6. Я как абстрактная цель или конечный пункт на некотором личностном измерении. Это значение воплощено, в частности, в более поздних работах Юнга, в котором Я стало пониматься как окончательный архетип, находящийся между сознанием и бессознательным, достижение Я, таким образом, является заключительным выражением духовного развития человека. Маслоу также выражал это значение, но только косвенно, в составном термине самоактуализация. Обратите внимание, что значения 1-5 рассматриваются, в той или иной форме, как существующие аспекты личности человека; а значение 6 – нет, это, скорее, потенциал личности.

предметная область термина

Паралич «Я» Психопатологическое состояние, проявляющееся утратой идентичности собственного «я» с самим собой.

Я (ICH, EGO) Категория. Теоретический конструкт структуры психического З.Фрейда. Специфика. Аспекты личности, содержание которых образовано актуальными процессами восприятия, мышления, научения, необходимыми для эффективной адаптации к социальному миру. Выступает посредником между Сверх-Я и Оно. Подчиняется принципу реальности.

Я, ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ

  1. Я, которое познается через прямой, неопосредствованный опыт. Обычно считается, что феноменальное Я происходит из окружающей среды (или, точнее, из взаимодействия между индивидом и окружающей средой), и выражается через прямое, сознательное, объективное Восприятие человека. См. феноменология
  2. См. воспринимаемое Я.

ВОСПРИНИМАЕМОЕ Я - См. Я, воспринимаемое.

Ложное Я (False self). Согласно Уинникотту, реакция, возникающая, когда ребенок чувствует свое бессилие и приспосабливается к потребностям матери, с тем чтобы получить желаемое. Ложное "я" может также проявляться в последующей жизни, когда индивид оценивает все свои желания и действия по реакции других людей.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки