Сущность и явление

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

Сущность и явление (англ. essence and phenomenon) - универсальные объективные характеристики предметного мира, его познания и практической деятельности людей. Сущность составляет внутреннее содержание предмета, проявляющееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление - то или иное выражение предмета, внешние, непосредственно представленные и эмпирически констатируемые формы его существования. В процессе познания сущность и явление выступают как ступени постижения и понимания объектов мыслительной деятельности, их отражения в целостном виде. В мышлении категориями С. и я. выражается переход от отражения многообразия неличных форм бытия предмета к единству и целостности его внутреннего содержания. Постижение сущности предмета составляет задачу не только науки, но и многих современных видов деятельности, напр. в ситуациях организации и управления состоянием сложных систем.

Хотя категории С. и я. были выделены еще в античный период, представление об их содержании прошло значительный путь исторического развития. Согласно Демокриту, сущность («идея») вещи составляет порядок (образ, форму) сцепления атомов в некоторое единство, но сцепления случайного, не раскрывающего характер целостности вещи. По Платону, сущность, наоборот, не сводится к совокупности конкретных явлений, а имеет сверхчувственный и даже нематериальный характер. Аристотелем представление о сущности вновь связывается с единичными вещами и вместе с тем она не выводится из «материи». Отделение ее от явления становится особенно значительным, т.к. носителем сущности считается Бог, а явление связывается с земным существованием. В новое время противопоставление С. и я. переносится в сферу познавательных действий человека.

И. Кант считал возможным познание лишь явлений, к которым он относил не объективное выражение сущности, а только вызванные ею субъективные представления. Гегель диалектически понимает С. и я. и устраняет их противопоставление. Явление определяется им как чувственно-конкретное выражение сущности, а сущность представлена являющейся. Несмотря на это, в XIX в. в западной философии противопоставление С. и я. все-таки сохраняется. Лишь в работах К. Маркса и Ф. Энгельса снимается это противопоставление, а внешние явления неразрывно связываются с внутренней структурой предмета, его единым внутренним содержанием, которое выражает его сущность. Но в единстве С. и я. выделены противоречия, которые создаются богатством и динамичностью изменений явлений, ограниченностью и устойчивостью внутреннего содержания сущности. Разрешение этих противоречий достигается познавательными действиями разных видов мышления. (В.М. Гордон)

Словарь конфликтолога. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.

Сущность и явление - философские категории, отражающие всеобщие необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. Сущность – совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы. Явление – конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой C.

Категории C. и Я. всегда неразрывно связаны между собой. Но единство С. и Я. не означает их совпадения, т.к. C. всегда скрыта за поверхностью Я., и чем глубже она лежит, тем более трудным и длительным оказывается ее познание в теории. Познание C. возможно на основе абстрактного мышления и создания теории исследуемого процесса. Оно представляет собой качественный скачок от эмпирического к теоретическому уровню познания. C. может считаться познанной, если известны причины возникновения и источники развития рассматриваемого объекта, раскрыты пути его формирования и воспроизведения, если в теории или на практике создана его достоверная модель, свойства которой соответствуют свойствам оригинала. Отечественная конфликтология на нынешнем этапе своего развития занимается исследованием конфликта скорее как Я. Предлагаются различные классификации конфликтов, дается описание структуры, функций, динамики конфликтов. Общего подхода к пониманию С. конфликтов пока нет. Объяснение причин конфликтов, особенно политических, этнических, религиозных, также пока далеко от полного их понимания. Поэтому российская конфликтология в настоящее время находится на описательном этапе развития. Естественно, отдельные элементы объяснительной, сущностной модели конфликтов уже разрабатываются. Конфликтология завершает познание конфликта как Я. и переходит к изучению его С. первого и второго порядков.

Философия антропокосмизма авторский словарь. Сагатовский В.Н.

Сущность и явление - как и значительная часть философских терминов, С. и Я. употребляются в различных смыслах. К тому же часто смешивают понятия С., содержания и качества. Дабы избежать неопределенности и смешения, уточним основные смыслы.

  1. Сущность как «природа явления» или «сущность определенности». В этом случае явления предстают как разнообразные формы сущего в тех пределах,пока оно остается таковым, а С. это наиболее устойчивые, инвариантные свойства.
  2. В классической метафизике эти категории фиксируют основное разделение бытия на нечто «стоящее за» и «по ту сторону» непосредственно воспринимаемого разнообразия и выступающее как его абсолютная основа, как подлинное бытие. Абсолютная основа – это С., а её относительные формы и способы обнаружения суть явления. Но такое удвоение мира несостоятельно, ибо бесконечность не может иметь абсолютного последнего основания; в лучшем случае такая С. это непознаваемая кантовская «вещь в себе». Однако именно это удвоение и питает, как это хорошо показал ещё Ф.Нишце, «жреческие» претензии метафизиков на «высшее» и абсолютное знание.
  3. Сущность как компонент внутреннего основания сущего, а именно те его характеристики (свойства, отношения, элементы), от которых зависят другие характеристики сущего и которые организуют это сущее как единство. В Я. соответственно входят организуемые характеристики. В коррелятивной онтологии употребляется этот третий смысл.

Ист.: Сагатовский В.Н. Основы систематизациивсеобщих категорий. Томск. 1973. С. 260-261, 332-337; его же. Философия развивающейся гармонии (философские оснвы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 226; его же. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную онтологию) Спб. 2006. С.34.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки