Психолингвистика

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

Психолингвистика (англ. psycholinguistics) - наука, предполагающая комплексные исследования речевого поведения психологами и лингвистами. Обладает самостоятельным, по сравнению с лингвистикой и психологией речи, предметом исследования. Как таковая возникла сравнительно недавно (1950-60), будучи вызвана к жизни прежде всего потребностями практики (обучение языку, восстановление речи при ее нарушении, исследования в области инженерной психологии). Амер. психолингвисты видят свою цель в изучении отношений между сообщениями и характеристиками участников коммуникаций, в частности в изучении процессов, способствующих превращению намерения говорящего в сигналы (кодирование), а сигналов - в интерпретации слушающего (декодирование); они определяют П. как учение о процессах кодирования и декодирования сообщений партнерами коммуникаций.

Представители фр. социологической школы усматривают предмет П. в изучении отношений между потребностями выражения и сообщения, с одной стороны, и теми средствами, которые предоставляет для этого язык, с др. стороны.

психолингвистика стремится дать «полную модель речевого процесса, в равной мере пригодную для интерпретации отдельных сторон его и частных случаев» (А.А. Леонтьев). Целью ее является не просто целостное описание речевых сообщений на основе изучения как механизмов порождения и восприятия речи, так и ее продуктов (сообщений), а рассмотрение особенностей работы этих механизмов в связи с функциями речевой деятельности в обществе и с развитием личности. См. Нейролингвистика.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Психолингвистика - термин Ч.Оскуда и Л.Сибеоком (1953) межотраслевая наука, изучающая процессы овладения языком, билигвизм, прагматику, теорию речевого акта, исследования грамматики, психологию чтения, связь между языком и мышлением и многие другие проблемы.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Психолингвистика - раздел психологии - дисциплина, исследующая поведение речевое, изучающая обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответственного языка, или языка вообще. В современном значении термин введен американскими учеными Ч. Осгудом и Т. Сибеоком, опиравшимися на необихевиоризм и лингвистику дескриптивную (так называемая школа Йельская).

Предметом изучения психолингвистики являются:

  1. описание сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи;
  2. функции деятельности речевой в обществе;
  3. связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация его слушающим и пр.);
  4. связи языкового развития с развитием личности.

С начала 60-х гг. XX в. американская психолингвистика ориентировалась на теорию порождающей грамматики Н. Хомского, но затем, со второй половины 70-х гг., наметился отказ от нее и поиски общепсихологической теории. Во многих западных странах развитие психолингвистики шло аналогичным путем, но благодаря сильной психологической традиции идеи Хомского не получили столь широкого распространения.

Отечественная психолингвистика развивается с середины 60-х гг. Ее основное направление - теория деятельности речевой (рассмотрение речевых процессов как частного случая деятельности). Создание и развитие психолингвистики связано с целым рядом прикладных задач психологии инженерной, нейропсихологии и патопсихологии, обучения иностранным языкам.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Психолингвистика - область науки, возникшая в ходе межотраслевой конференции, проводившейся в США в 1953г. Несмотря на возражения одного из участников конференции, Роджера Брауна, что это название больше похоже на описание сумасшедшего полиглота, чем научной области, психолингвистика стала частью психологии. В наиболее общем виде, основное внимание уделяется изучению любых моделей поведения, которые являются лингвистическими. Подразделы включают овладение языком, билингвизм, прагматику, теорию речевого акта, исследования грамматики, психологию чтения, связь между языком и мышлением и т.д. В силу вербального поведения человека многие психолингвистические вопросы возникают также и в других областях, например, когнитивной психологии, исследованиях памяти, обработке информации, науках о производстве и восприятии речи, социолингвистике, нейропсихологии, клинической психологии и т.д. Ср. с вербальным научением.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки