Онтопсихология

ОНТОПСИХОЛОГИЯ

Онтопсихология (от греч. ontos — бытие + psyche — душа + logos — разум) - научная школа в психологии и психотерапии, наука о бытии в психике. Основана в 1970 г. итальянским психологом Антонио Менегетти (р. 1936). В философском плане базируется на концепциях Парменида, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, а в психологическом — представляет собой своеобразный синтез глубинной психологии (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг) и гуманистической психологии (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс). О. можно назвать европейским вариантом трансперсональной психологии — «4-й силы» в современной психологии. Онтопсихология менее известна нежели психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология. Вместе с тем в последние годы работы Менегетти активно переводятся на многие языки (в т.ч. и на рус. язык).

Согласно О. (Meneghetti, 1975, 1978), психика человека складывается из след. инстанций и процессов:

  1. Ин-се (сущность в себе) - внутреннее позитивное ядро человека, его подлинное бытие, трансцендентное плану существования;
  2. естественные и неискаженные проявления (эманации) жизни (или проекции Ин-се);
  3. монитор отклонения - психологический механизм, связанный с действием социальных стереотипов и штампов, вмешивающихся в живую ткань бытия и искажающих аутентичные эманации Ин-се;
  4. искаженные проявления жизни, организованные в виде психологических комплексов;
  5. сознательно-логическое «я» - психологическая инстанция человека, именно она является единственной осознанной частью психики, склонной при этом отождествлять себя со всей тотальностью психики человека.

С т. зр. О., человек - продукт собственного бессознательного, в которое погружено большинство его психических структур. В соответствии с формулировкой Менегетти: «Мы существуем в самих себе и ничего о себе не знаем». По убеждению онтопсихологов, Ин-се положительно: заключает в себе все для полноценной самореализации человека, в т.ч. и направление этой самореализации. Чем сильнее человек отклоняется от этого направления, тем интенсивнее у него чувство неудовлетворенности. Ин-се - универсальная точка отсчета для определения степени позитивности любого действия человека, критерий его жизненности и оптимальности. С помощью Ин-се каждый человек в любой момент времени может выбрать единственно верный вариант самореализации. Способность человека сознательно находить такой выход из любой ситуации свидетельствует о личностной зрелости, о соответствии жизни человека фундаментальным принципам бытия.

Ин-се постоянно излучает свои эманации, но «я» воспринимает лишь незначительную их часть и обычно либо игнорирует эти сигналы Ин-се, либо воспринимает их в искаженном виде. Если интенции нашего «я» совпадают с нашими природными стремлениями, то это означает, что мы самореализуемся. Такое совпадение проявляется в виде переживаний радости, полноты жизни, счастья. К сожалению, культура социальности, развитая современной цивилизацией, не позволяет человеку установить контакт со своим Ин-се. В соответствии с социоцентрированной логикой личность ориентирована исключительно вовне (при этом в себе самом человек крайне дезориентирован), т.к. все наше «благополучие» определяется степенью адаптированности к социальной системе. Если же мы идем наперекор нашей природе, мы заболеваем: все соматические и психические отклонения (болезни) являются своего рода ошибками нашего собственного «я». В подобных случаях мы склонны винить кого угодно (наследственность и/или среду), но не понимаем, что разрушает и убивает нас наше «я».

Подобная ситуация порождает то, что в Онтопсихология называется «экзистенциальной шизофренией». Она возникает в результате постоянного противоречия между требованиями бытия и императивами социума, когда личность капитулирует перед социальными требованиями, подчиняясь институтам социализации (школе, семье, социальным группам), идеологии (морали, традициям, законам, обычаям) в ущерб своему Ин-се, которое хотя и является реальной внутренней силой, непосредственно почти не проявляет себя вовне. См. Онтотерапия. (А.Б. Орлов.)

Добавление: Термин «Онтопсихология» трудно признать удачным, т.к. его применение подразумевает, что др. психология, находящаяся за пределами О., лишена своей онтологии и, соответственно, бытийности. На самом деле, психика участна в бытии, имеется единый континуум бытия—сознания. Даже сновидение бывает реальнее, чем сама реальность: «как океан объемный шар земной, / Земная жизнь кругом объята снами» (Ф.И. Тютчев). В нач. XX в. А.А. Ухтомский начал плодотворные поиски анатомии и физиологии человеческого духа. Г.Г. Шпет, С.Л. Франк и др. рос. философы и психологи размышляли о психологии души. Вполне онтологичны и человеческий разум (ноосфера) и человеческая глупость, достигающая геркулесовых столпов. Психология за годы своего существования проделала титаническую работу и построила онтологию психики. (В.П. Зинченко)

Психотерапевтическая энциклопедия. Б.Д. Карвасарский

Онтопсихология (греч. on (род. пад. ontos) - сущее) - эклектическая концепция, использующая психодинамические, гуманистические и биоэнергетические понятия и ориентированная на психопрофилактику и психопедагогику. Начиная с 1970-х гг. это направление разрабатывается итальянцем Менегетти (Meneghetti Т.). Возглавляемая им Международная ассоциация О. имеет отделение в России.

Целью практической онтопсихологии является помощь человеку в достижении аутентичности, соответствия своему in se ("в себе") - априорной внутренней сущности. Все соматические и психологические нарушения рассматриваются как "ошибки" человеческого сознания и поведения, а не как прямой результат воздействий природы и социума. Блокирование импульсов in se и искажение индивидуально-адекватного восприятия происходят вследствие "монитора отклонения" под воздействием культурных стереотипов и социальных штампов.

Задача психотерапевта, опираясь на язык тела пациента и образы, проявляющиеся в его сновидениях и творческой деятельности, помочь ему в осознании своей внутренней сущности, в развитии и воплощении понятого им собственного предназначения, в принятии ответственности за свое бытие.

В Онтопсихологии большое значение придается информационно-энергетическому взаимодействию людей, их "семантических полей". Человек, согласно Менегетти (особенно значима в этой роли мать ребенка), в условиях фрустрации основных жизненных потребностей становится носителем "негативной энергетики и семантики", отрицательно воздействующих на окружающих при длительном контакте. Выделяются феномены "пустого эротизма" и "черного вагинизма" (поглощение энергии "негативным" человеком), "психического пениса" (внедрение чуждой негативной семантики) и "червивой позиции" (внедрение асексуальной семантики "мужчины-джентльмена" в семантику женщины, которая затем становится "стартером негативности" для других мужчин). В рамках онтопсихологической психопедагогики (психопрофилактики) подобные негативные семантические воздействия учитываются и корригируются.

Основными методами психотерапии, ориентированной на О., являются арттерапия, активная музыкотерапия и имагогика - работа с образами пациента, возникающими в его сновидениях, визуализациях, рисунках, способствующая самопознанию индивидуальных проблем и тенденций. В имагогике выделяются следующие принципы трактовки образов:

  1. индивидуализации ("субъективной выгоды");
  2. доминанты напряженной (фрустрированной) потребности;
  3. функционального значения символов (специфичность и направление разворачивающегося действия, характер взаимодействия различных символов).

"Словарь образов" частично заимствован Менегетти из психоанализа.

Наиболее существенный вклад Менегетти в развитие психотерапии - его методология онтомузыкотерапии, особенностями которой являются:

  1. принципиальная психопрофилактическая направленность, ориентированная на "приобщение человека к внутреннему опыту гармонического здоровья его тела и повышение его творческого потенциала";
  2. активный характер, акцент на спонтанном действии самого пациента, его танце и пении;
  3. использование музыкального импровизационного сопровождения, "рождающегося в Непосредственном контакте с человеческим организмом и группой", а не из стандартных музыкальных программ; основным музыкальным инструментом является барабан-конгас с его звучанием и ритмами, соответствующими "здоровой висцеротонической хроматической тональности";
  4. диагностика основывается не только на наблюдении двигательных стереотипов и "блоков" пациента, но и на соматической идентификации музыкотерапевта, его способности в прямом смысле "временно ощутить болезнь другого через самого себя", уловить и интериоризировать диссонанс в Другом субъекте после собственной "настройки на ритм здоровья";
  5. ориентация на спонтанную двигательную активность пациента, регулируемую его "оргазмическим переживанием внутренней гармонии" и сочетаемую с ясным (не трансовым!) состоянием сознания;
  6. групповая форма занятия с ориентацией пациентов на познание своей внутренней "музыки тела".

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки